Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Конец «революции Тахрира»

 Фото: Wilson Dias/ABr Фото: Wilson Dias/ABr Первый демократически избранный президент Египта Мухаммед Мурси приговорен судом к 20 годам тюремного заключения - его обвиняют в арестах и пытках политических противников. Международные правозащитники уже заявили свой протест, однако военные во главе с генералом Абдель Фаттахом Ас-Сиси, стоящие ныне у власти в Стране пирамид, вряд ли обратят на него внимание: они-то прекрасно знают, насколько опасно выпускать экс-президента из тюрьмы. Причина проста: пока Мурси, олицетворяющий для светского Египта власть исламских радикалов, сидит в тюрьме, каждому египтянину понятно, что шариат в стране не пройдет. И это наиболее надежный способ держать под контролем самую большую по численности населения арабскую страну

Уголовный суд Каира дал 20 лет тюрьмы экс-президенту Мухаммеду Мурси, правившему Египтом чуть больше года - с 30 июня 2012-го по 3 июля 2013-го. Учитывая его возраст - а Мурси вскоре будет 64 -  это равносильно пожизненному заключению. К длительным тюремным срокам - от 10 лет - были приговорены еще 12 членов организации «Братья-мусульмане». Все они обвинялись египетским правосудием в арестах и пытках своих политических противников. После оглашения приговора все осужденные продемонстрировали исламистское приветствие «Братьев-мусульман» - четыре вытянутых пальца на руке, скандируя при этом: «Аллах велик!». Но эта бравада не смутила ни власти, ни экспертов - все в Египте знают: это лишь первый из пяти пунктов обвинения, по которому вынесли приговор против экс-президента, и судебное шоу вокруг Мурси наверняка получит продолжение.

Правда, по мнению аналитиков, нынешняя власть в Каире вряд ли желает Мурси смерти. Ведь при всей суровости приговора суд снял с него обвинение в убийстве журналистов возле президентского дворца в Каире в 2012-м. И только благодаря этому экс-лидеру удалось избежать смертной казни. Мухаммед Мурси стал первым демократически избранным лидером Страны пирамид после 30-летнего правления «вечного диктатора» Хосни Мубарака. На фоне других членов «Братьев-мусульман» Мурси - по профессии высококлассный инженер с опытом работы в США - выглядел вполне умеренной фигурой. Он не был кровожаден или жесток, его власть охотно признали многие страны мира, включая США и Россию. Однако введение им исламских порядков в светском египетском обществе, к удивлению «Братьев-мусульман», восстановило против президента широкие слои населения.

Чем запомнился год правления Мурси египтянам? За это время сторонники президента - с молчаливого одобрения власти - начали один за другим громить немногочисленные православные храмы в Египте и десятками убивать христиан-коптов. Совершили нападение на консульство Америки и еще несколько дипмиссий. Попытались ввести строгий дресс-код для женщин в туристической Мекке Египта - на приморских курортах Хургада и Шарм-эль-Шейх. Закрыли несколько «антиисламских» программ на телевидении и начали готовить почву для запрета «мыльных опер», столь любимых египетскими женщинами. Одним словом, дали старт широкому наступлению на светские устои общества - как в свое время происходило в Иране.

Однако ставленников «Братьев-мусульман» подвело то, что среди них не нашлось людей, способных остановить падение местной экономики. Страна стремительно беднела, а главное - еще более стремительно наглел местный криминал, на который тоже забыли найти управу. Египетские малые бизнесмены, в основном торговцы, начали жаловаться на то, что к ним приходят какие-то уличные бандиты и требуют платить им дань. Заодно осмелели обитающие в местных пустынях бедуины, которые при Мубараке десятилетиями вели себя тише воды, ниже травы. За год они несколько раз вторгались в курортные зоны на Синае, громили отделения банков и уличные банкоматы. Туристы, ежегодно приносившие Египту едва ли не треть ВВП, стали стремительно разбегаться.

При Мурси начали быстро портиться и отношения с соседним Израилем, с которым Египет еще в начале 1980-х подписал договор о мирном сосуществовании. За год случилось несколько подрывов газопровода, по которому израильтянам поставляется природный газ. А в пограничной Табе неизвестные стали периодически обстреливать с египетской территории израильских военных, в ходе инцидентов погибло несколько человек. Терпение Тель-Авива было на пределе.

Глядя на все это, египетские военные, десятилетиями служившие стержнем светского государства, ясно осознали: 96-миллионная страна уверенно движется к хаосу. И, если немедленно не взять власть в свои руки, уже через несколько месяцев может быть поздно - государство просто рухнет. Или сцепится с Израилем, что в принципе одно и то же. Генералы больше не собирались слушать американцев, поддержавших «Братьев-мусульман» после «революции Тахрира». И звучавшие из Вашингтона угрозы лишить Каир ежегодных выплат в 2,5 млрд долларов тоже больше не действовали. Военные быстро и решительно совершили переворот: президент был низложен, а его ближайшие сподвижники - частью перебиты в уличных схватках, а в основном отправлены в тюрьму. В итоге государство устояло, а большинство египтян, разом отойдя от религиозного дурмана, вздохнули с облегчением. 

- Приговор Мурси - это сигнал «Братьям» о том, что президент-военный Ас-Сиси будет продолжать линию Мубарака на их подавление. В конце концов, Мурси сам виноват в том, что стал козлом отпущения: оказавшись на высшем посту, он использовал его для злоупотребления властью, навязывая народу разрушительный для Египта исламизм. Неудивительно, что в противостоянии с ним генерала Ас-Сиси поддержали миллионы египтян, - говорит эксперт Центра анализа ближневосточных конфликтов Александр Шумилин.   

- Посадив Мурси и его сподвижников в тюрьму, режим Ас-Сиси, по сути, создает систему заложников. Сегодня в Египте сажают либо непосредственных лидеров движения, либо их детей - в надежде избежать ответной жесткой реакции «Братьев-мусульман». В дальнейшем Мурси могут пришить любое обвинение. Ведь главное для нынешних египетских властей - чтобы он сидел в тюрьме. Пока Мурси находится в заключении - это служит зримым сигналом всем сторонникам «Братьев-мусульман», «Хамаса» и прочих движений: исламский радикализм в Египте под запретом, - говорит эксперт группы Mir Initiative Эрнест Султанов.  

С приговором Мурси настало время подвести итог «революции Тахрира» в Египте, да и всему периоду «арабской весны». Похоже, Ближний Восток оказался хитрее большинства мировых  аналитиков, четыре года назад поспешивших зафиксировать «решительную и долгосрочную перемену атмосферы в регионе». Начавшись в Тунисе с самосожжения торговца лепешками, волнения прошли через Ливию (свалив режим Каддафи и ввергнув страну в хаос) - и перекинулись в Египет, закончившись отставкой Мубарака. Тогда казалось - революция победила. Но на деле она не закончилась ничем, и в этом - ее главный итог.

- Еще один прогноз, который был на слуху - неизбежность радикализации Египта и, как следствие, приход к власти «коллективной «Аль-Каиды». К счастью, этого не произошло. Год  правления президента-исламиста Мурси не изменил сути местного общества, которое приветствовало военный переворот, вновь направивший страну в светское русло развития. Вывод из этого однозначен: традиции светских, пусть даже диктаторских, режимов пустили в арабском мире слишком глубокие корни, - считает политолог Валерий Островский.

Арабские революции с их террористической направленностью провалились и в Египте, и в Тунисе,  поскольку не пошли дальше устранения диктаторов. Причина этого - отсутствие запроса на исламизм в местном обществе. В том же Египте большинство молодежи худо-бедно, но имеет образование, а также - что еще важнее - почти поголовно заражено западной культурой.  Миллионы молодых людей не хотят жить в обществе шариата, где запрещены кино, театр, телевидение, интернет и прочие развлечения, а за ношение джинсов можно угодить в тюрьму. И это уже никак не повернуть вспять: эксперимент по загону миллионов людей, познавших вкус цивилизованной жизни, обратно в XIX век удался (да и то далеко не полностью) лишь в одной стране - в Иране в 1979-м. И больше, скорее всего, не удастся нигде: ни на Ближнем Востоке, ни в Африке, ни в Азии. Хотя сторонники установления «истинного шариата», скорее всего, продолжат свои бессмысленные попытки еще не в одной стране.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, морской инженер, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии