Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Перевозчикам готовят двойные поборы

 Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости Российские власти представили общественности один из первых проектов дорожных объектов, которые построят на деньги, собранные с помощью системы «Платон»

12-километровый участок в Ленобласти, соединяющий КАД с федеральной трассой М-11 «Нарва», как оказалось, будет платным, то есть предпринимателям, по сути, предлагается заплатить за проезд дважды, а каждый километр пути по новой трассе обойдется в 14 рублей.

О строительстве подъезда от кольцевой автодороги А-118 (КАД) до федеральной трассы М-11 чиновники Петербурга и области задумались еще в 2011 году. И задумка была здравая - М-11 - единственная из автодорог федерального значения, не примыкающая к кольцевой. Как следствие - большегрузный транспорт был вынужден выезжать на улично-дорожную сеть Красно го Села и поселка Горелово, создавая многокилометровую пробку на юго-западном направлении.

От идеи создания чисто федеральной трассы было решено отказаться в пользу создания платной автодороги, реализуемой по схеме государственно-частного партнерства

Не секрет, что Красное Село - один из самых сложных в транспортном отношении городских микрорайонов. Фуры вынуждены двигаться по узкому четырехполосному проспекту Ленина, переходящему в Красносельское шоссе, собирая на пути к центру города растущей автопоток жилой застройки.

Новая федеральная трасса призвана вывести транзитный большегрузный транспорт, а также разгрузить Ропшинское и Гостилицкое шоссе. «Проект должен перенести транзитное движение, проходящее по территориям Горбунковского, Аннинского, Лаголовского и Русско-Высоцкого сельских поселений Ломоносовского муниципального района, за пределы поселений», - говорят в АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Лениниградской области», которое выступило заказчиком предпроектных проработок.

Ранее планировалось, что финансирование проекта (6,2 млрд рублей) пойдет полностью за счет средств федерального бюджета, однако на последнем заседании Координационного совета по развитию транспортной системы города и области чиновники представили иную схему реализации проекта. Речь по-прежнему идет о строительстве к 2020 году 12-километрового участка-перемычки в четыре полосы и создании трех развязок. И даже стоимость пока остается прежней. Но, как рассказал Министр транспорта РФ Максим Соколов, от идеи создания чисто федеральной трассы было решено отказаться в пользу создания платной автодороги, реализуемой по схеме государственно-частного партнерства.

Финансирование пойдет по схеме 60 на 40. Большую часть (4 млрд рублей) возьмет на себя федеральный бюджет, меньшую (2,2 млрд) - концессионер. Его внутренняя норма доходности составит 18,6% при сроке проекта в 30 лет. Окупать вложения будут путем прямого взимания платы за проезд.

С легковушек будут брать по 40 рублей, владельцы грузового транспорта до 12 тонн отдадут на пункте пропуска 70 рублей, грузовики более 12 тонн - 130 рублей

Как ожидают в дирекции, в 2020 году по новой трассе будет проезжать 20,6 тысячи легковых автомобилей в сутки и более 4,5 тысячи грузовых. С легковушек будут брать по 40 рублей, владельцы грузового транспорта до 12 тонн отдадут на пункте пропуска 70 рублей, грузовики более 12 тонн - 130 рублей.

Как рассказали в дирекции, к проекту уже присматриваются несколько крупных компаний. По информации «Общественного контроля», главным претендентом до последнего времени выступал консорциум «Магистраль Северной столицы», который сейчас достраивает центральный участок Западного скоростного диаметра. Напомним, в консорциум входят структуры банка ВТБ, Газпромбанк, итальянская Astaldi, а также турецкая Içtaş Inşaat.

Скорее всего, присутствие турецкой компании не позволит консорциуму принять участие в проекте. Напомним, накануне президент России Владимир Путин ввел запрет на выполнение отдельных видов работ или услуг организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции. ЗСД с большой долей вероятности будет достроен, но в отношении новых проектов такой уверенности нет. В компании перспективы участия в проекте, а также судьбу «турецкой» части консорциума прокомментировать отказались.

Двойной удар по большегрузу

Примечательно, что источником федерального финансирования станет, как его называют сами чиновники, «Фонд 12-тонников». Это особый счет Федерального дорожного фонда, на котором аккумулируются средства, собранные с предпринимателей системой «Платон». Как уже писал «Общественный контроль», с середины ноября на территории России начала работу система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, право сбора средств принадлежит компании «РТ-Инвест Транспортные системы», совладельцем которой является сын известного предпринимателя Аркадия Ротенберга Игорь.

В настоящее время действует переходный тариф - 1,5293 рубля за 1 км пути до 29 февраля 2016 года. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года с большегрузов будут брать по 3,06 рубля. Таким образом, грузовику, который двигается, скажем, из Эстонии в один из логопарков города, если он не хочет стоять в Красном селе, придется заплатить за проезд по перемычке 14 рублей за километр. Как рассказали в дирекции, «Фонд 12-тонников» как раз рассчитан на то, чтобы финансировать проекты создания автодорог по схеме ГЧП по всей России. Подобные проекты уже есть в Хабаровском, Пермском крае. А это означает, что двойное налогообложение скоро станет общефедеральной реалией.

В настоящее время действует переходный тариф - 1,5293 рубля за 1 км пути до 29 февраля 2016 года. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года с большегрузов будут брать по 3,06 рубля

По мнению перевозчиков, работа системы грозит для потребителей ростом цен в розничных магазинах, а сам рынок грузовых автоперевозок и вовсе может сойти на нет. Поспешили высказаться и строители: в Ассоциации застройщиков Московской области заявили, что сборы с большегрузов обернутся ростом стоимости квадратного метра на 7-9%.

Впрочем, представители оператора «Платон» появление наценок из-за ввода системы отрицают: как рассказывал руководитель Росавтодора Роман Старовойт, на сектор потребительских товаров приходится лишь 8,5% перевозок: если хлеб с молоком и подорожают, то незначительно.

Возможно, эти доводы утешили конечных потребителей, но не дальнобойщиков, которые вот уже полмесяца проводят протестные акции по всей России. Накануне в Петербурге прошла очная ставка Министра транспорта Максима Соколова с представителями грузоперевозчиков, однако из-за твердой позиции Минтранса по этому вопросу и отсутствия консолидированной позиции в стане предпринимателей сторонам не удалось договориться. Поняв, что их так и не услышали, все больше радикально настроенных перевозчиков присоединяются к маршу большегрузов на Москву.

Регионы в доле

Но даже не платные участки дорог могут стать главной головной болью для перевозчиков, а перспектива потерять альтернативные пути для доставки грузов. Если сейчас почти любую федеральную трассу можно объехать по региональному дублеру, то скоро эту лазейку предприниматели потеряют. В данный момент от ЗакСобрания Ленинградской области в Госдуму РФ внесен законопроект о введении сборов для 12-тонных грузовиков на территории области.

Если сейчас почти любую федеральную трассу можно объехать по региональному дублеру, то скоро эту лазейку предприниматели потеряют

«Мы транзитный регион, и у нас опасения, что в целях экономии весь большегрузный транспорт, объезжая платные участки, будет уходить на региональную сеть автодорог. Мы предложили нашу область сделать пилотным регионом для внедрения аналогичной “Платону” системы сбора средств с большегрузов. Мы готовы работать с тем же подрядчиком, чтобы наша система была синхронизирована с федеральной, иначе, решая вопрос сохранения и развития федеральных трасс, мы ставим под удар, ухудшаем качество региональных», - пожаловался министру транспорта глава Ленинградской области Александр Дрозденко.

Отметим, что подобные инициативы могут вносить все субъекты Федерации. Более того, введение местных сборов, скорее всего, будет поддержано властями. Без сомнения, в стремлении разгрузить региональные дорожные фонды руководители субъектов не преминут воспользоваться опытом Ленобласти, а значит - в ближайшем будущем километраж бесплатных дорог в России будет стремительно сокращаться.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна и Руслан, юрист и шеф-повар, 32 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии