Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Почему в Петербурге нет общественного контроля

 Фото: Катерина Веденина для ОК Фото: Катерина Веденина для ОК Шумиха вокруг передачи Исаакиевского собора, моста Кадырова, мемориальной доски Маннергейму… Этих и других скандалов в Петербурге могло и не быть, если бы принятый 21 июля 2014 года федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ» реально работал

В 212-ФЗ под общественным контролем понимается добровольная деятельность граждан РФ (как лично, так и в составе общественных объединений и иных НКО) в целях наблюдения за деятельностью органов власти, общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Субъектами общественного контроля, по закону, являются Общественная палата России, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты или советы муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Одну треть членов Общественной палаты утвердит губернатор, одну треть - Законодательное собрание, а оставшихся членов палаты выберут те, кого утвердили губернатор и парламент Петербурга

Если бы Общественная палата Петербурга в полной мере осуществляла общественный контроль, одна из целей которого, согласно 212-ФЗ, - «обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных НКО при принятии решений органами власти», то многие острые углы можно было бы обойти.

Но тут есть любопытный нюанс. Общественная палата Петербурга образована из Общественного совета при губернаторе 16 лет назад с целью «обеспечения взаимодействия» органов исполнительной власти с общественностью. Понятно, что с федеральным законом об общественном контроле, появившимся в 2014-м, у нее мало общего. А в июне 2016 года Госдума утвердила закон № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ». Под него 21 декабря 2016 года петербургские парламентарии приняли городской закон «Об Общественной палате Санкт-Петербурга», наделивший этот орган функцией контроля над исполнительной властью.

Количество членов Общественной палаты Петербурга, согласно этому закону, сократится со 102 до 63 человек. Кандидатов будут выдвигать некоммерческие организации. Ими не могут быть чиновники, депутаты, лица с двойным гражданством и непогашенной судимостью. Одну треть членов Общественной палаты утвердит губернатор, одну треть - Законодательное собрание, а оставшихся членов палаты выберут те, кого утвердили губернатор и парламент Петербурга.

Правда, новая Общественная палата Петербурга, как сообщил председатель комитета по законодательству ЗакСа Петербурга Денис Четырбок, заработает только осенью, а точнее - не позднее 1 октября 2017 года. При этом парламентарий отметил, что совещательный орган при губернаторе, именовавшийся последние 16 лет Общественной палатой, таковой на самом деле не был. Но изменится ли что-то после этого в лучшую сторону, парламентарий не уверен.

Валентин Михайлов, руководитель общественного движения «Дворовые катки: SOS!», считает, что никакого другого способа добиваться действий от исполнительной власти, кроме как писать жалобы и подавать иски в суды, у неравнодушных граждан нет

Не уверены и общественные активисты, которые пытались наладить взаимодействие с Общественной палатой в рамках 212-ФЗ. Например, Валентин Михайлов, руководитель общественного движения «Дворовые катки: SOS!», считает, что никакого другого способа добиваться действий от исполнительной власти, кроме как писать жалобы и подавать иски в суды, у неравнодушных граждан нет.

Валентин с 2013 года ведет общественный мониторинг (одна из форм общественного контроля. - Прим. ред.) дворовых катков в Петербурге, а их заливкой занимается с 2004-го. Он уверен, что системные проблемы с доступом к воде для заливки дворовых катков и доступом к финансированию этого вида деятельности можно решить только с помощью общественного контроля за катками со стороны местных жителей.

Не первый год Валентин Михайлов пытается донести эту мысль до питерских чиновников и депутатов, но его не слышат. В Общественной палате Петербурга тоже глухи. Собеседник нашего издания связывает это с тем, что ее членами пока что являются бывшие и действующие чиновники.

- В президиуме Общественной палаты Петербурга - вице-губернатор Александр Говорунов. Как может человек из исполнительной власти контролировать исполнительную власть? - задается почти риторическим вопросом борец за дворовые катки.

Он, к слову, пытался через суд признать, что Общественная палата города нарушила 212-ФЗ, а именно - провела общественные слушания по спортивным площадкам шаговой доступности, в том числе каткам, без анонса и не оформила итоговые документы, как того требует закон. Но суд заявление не принимает.

Нужно вносить поправки в этот закон, создавать жесткие регламенты для работы Общественной палаты Петербурга. Депутаты с этим не справятся без поддержки общества, поэтому нужно выходить на общественное обсуждение

Валентин Михайлов хочет, чтобы велся общегородской мониторинг состояния дворовых катков, поскольку он покажет, что проблемы носят системный характер, а это в свою очередь позволит законодателям выработать правильные нормативы для того, чтобы имеющиеся в петербургских дворах катки не простаивали зимой.

- Мы ведем такой мониторинг, но когда показываем его результаты чиновникам, нам говорят, что проблем нет. Если бы 212-ФЗ исполнялся, вопрос достоверности наших данных был снят... А чтобы он исполнялся, нужна Общественная палата, заинтересованная в том, чтобы контроль над работой исполнительной власти был передана общественности, - считает Валентин Михайлов.

При этом он не доволен законом, который петербургские депутаты приняли во исполнение федерального законодательства об общественных палатах.

- Нужно вносить поправки в этот закон, создавать жесткие регламенты для работы Общественной палаты Петербурга. Депутаты с этим не справятся без поддержки общества, поэтому нужно выходить на общественное обсуждение. Этот вопрос по значимости - конституционного уровня. Ведь смысл в Общественной палате есть - и огромный! Это субъект общественного контроля над органами исполнительной власти. Другого пути к контролю над властью нет, поэтому исполнительная власть подминает его под себя, определяя удобный состав Палаты с помощью закона. А депутаты - либо боятся дополнительного игрока на стороне губернатора, либо боятся конкурента. Поэтому все занимаются этим из-под палки, - считает наш собеседник.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии