«Убитый» автобус в Гатчину - пиар или реальность?

Фото: gtn-pravda.ru Фото: gtn-pravda.ru
Жалобы на качество автобусных перевозок на маршруте Петербург - Гатчина власти Ленобласти склонны считать во многом черным пиаром нелегальных перевозчиков. «Общественный контроль» решил испытать на себе, так ли страшно ехать в соседний регион, как об этом пишут

Письмо в редакцию «Общественного контроля» написала пенсионерка Вера Ивановна. Она пожаловалась на состояние автобусов, обслуживающих маршруты К-18 и К-100 (Санкт-Петербург - Гатчина).

«Машины на линии всегда грязные: из-за заляпанных окон увидеть, где ты едешь вечером, практически невозможно. В обычных городских автобусах это компенсируется тем, что остановки объявляются... На некоторых маршрутах я даже видела световое табло в салоне с названием остановок... Когда нужно ехать в Гатчину, на наших маршрутках ЭТОГО НИЧЕГО НЕТ! Зато в самих автобусах пахнет бензином, выхлопными газами и прочими неприятными запахами... Прошлым летом в жару окна в них не открывались, и пожилым людям реально становилось плохо. К тому же едут они с такими звуками и такой скоростью, что невольно задаешься вопросом о том, сколько лет этим помойкам на колесах!», - говорится в письме.

Как выяснилось, эта жалоба не единична. В соцсетях и на специализированных сайтах можно встретить, например, такие комментарии: «100 автобус в 14:54 21.12. от ст. м. Московская УШЕЛ ПУСТЫМ, на требование остановиться и посадить пассажира в пределах остановки маршруток чуть не сбил его, водитель уехал»; «На Пулковском шоссе люди стоят по 40 минут, чтобы дождаться, пока остановится К-18. В итоге приходится садиться на 100 или другие автобусы, чтобы потом еще добираться до аэродрома из Гатчины»; «Второй раз за лето ломается автобус на маршруте 18А! Водитель пересаживает в автобус, забитый битком».

Чтобы проверить обоснованность этих жалоб, корреспондент «Общественного контроля» совершил две поездки на автобусах К-100 в пятницу утром.

Путешествие из Петербурга до КАД и обратно

Около 8.30, остановка «Московская площадь» перед величественным зданием Дома советов. Отсюда маршрутки и автобусы отправляются через Пулковское шоссе в Пушкин, Гатчину и другие пригороды. Несколько автобусов маршрутов 18 и 100 выделяются среди остальных. Такое чувство, что их не мыли как минимум неделю: машины равномерно покрыты слоем сажи. С чуть более близкого расстояния становится видно, что и кузовы, ко всему прочему, давно ждут ремонта. Краска во многих местах облезла, где-то видна ржавчина, где-то уже проржавело насквозь. На некоторых лобовых стеклах - трещины. Часть автобусов имеет опознавательный знак перевозчика - «Транс-Балт», несколько машин довольствуются номерами маршрутов.

Автобусы в Гатчину

Захожу внутрь. Стоимость проезда отнюдь не символическая - 88 рублей. На просьбу дать билет водитель молча указывает на три рулона. В одном - билеты с цифрами 80 рублей, во втором - 10 рублей, в третьем - рубль. Столкнувшись с перспективой набирать необходимую сумму с помощью вороха бумаг, довольствуюсь 80-рублевым талоном, «простив» перевозчику оставшиеся 8 рублей.

Салон выглядит не менее мрачно, чем внешний вид автобуса. Здесь тоже давно ничего не мыли. Сиденья продавлены, местами - протерты до дыр. Облокотившись на спинку откидного кресла, слышу щелчок и чувствую, как она «автоматически» отклоняется на одно положение назад. Ищу ремни безопасности. Выясняется, что они продеты в щели между сиденьями и болтаются по полу. При этом ремни покрыты таким слоем грязи, что даже если умудриться как-то извлечь их оттуда, воспользоваться ими решился бы только очень не брезгливый человек.

Автобус трогается. Помня о том, что, согласно договору с Ленобластью, водитель должен объявлять остановки, жду, когда это произойдет. Напрасно. Никаких информационных табло тоже нет, зато установленный позади водителя монитор исправно крутит рекламу. Составив впечатление об автобусе, решаю выйти на ближайшей остановке. Встаю с места и обращаюсь с соответствующей просьбой к водителю. Реакции ноль. Остановка проносится мимо. «Вы погромче говорите, он не слышит», - советуют две пожилые пассажирки с первого ряда. Наклоняюсь вплотную к водителю и повторяю просьбу. Реакции по-прежнему никакой, но автобус все-таки останавливается на следующей остановке.

Перехожу дорогу перед КАД и жду автобуса в противоположном направлении. Вскоре он появляется и тормозит, чтобы высадить пассажира. Шагаю к входной двери, которая внезапно захлопывается прямо перед моим носом. В ответ на мое недоуменное восклицание дверь снова открывается, но лишь затем, чтобы водитель бросил: «Здесь не берем». Выражаю протест - и дверь открывается в третий раз. «88 рублей будете платить?», - интересуется водитель. «Буду!» - отвечаю я и наконец попадаю внутрь. Оглядываю интерьер и нахожу единственное отличие от моего предыдущего транспорта: ремней безопасности нет совсем. Правда, есть сами замки на одной стороне каждого сиденья, но защелкнуть в них нечего.

Бумага стерпит

Конкурс на обслуживание автобусных маршрутов Петербург - Гатчина власти Ленобласти провели в 2013 году. Его выиграла компания «Транс-Балт», генеральный директор которой, Семен Карелин, по совместительству возглавляет крупный петербургский перевозчик «Питеравто». В Управлении Ленинградской области по транспорту «Транс-Балт» называют не иначе, как дочерней компанией «Питеравто».

В договоре, который областной Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту заключил с «Транс-Балтом» сроком до 30 ноября 2018 года, указано, в частности, следующее: «В случае достижения используемым на маршрутах подвижным составом возраста 5 лет, перевозчик обязуется за свой счет произвести замену указанного подвижного состава на транспортные средства не старше 5 лет». Трудно поверить в то, что автобусы, на которых проехал корреспондент «Общественного контроля», удовлетворяют данному требованию.

Читаем дальше. Выясняется, что перевозчик обязан обеспечить в автобусах громкую связь и табло информации, сообщающее об остановках. Подвижной состав должен отвечать санитарным нормам. Кроме того, в салоне должна быть табличка с информацией о перевозчике, инвентарном номере транспортного средства, а также с адресом и телефоном транспортного предприятия. В одном из автобусов табличка действительно была. На ней был написан телефон, по которому принимаются жалобы и предложения. Всего остального корреспондент «Общественного контроля» в ходе своих поездок не обнаружил.

Есть разговор

Жалобы по телефону действительно принимаются, но добиться от компании какого-либо комментария «Общественному контролю» не удалось. В региональном подразделении Ространснадзора приняли запрос, но оперативно ответить на него не смогли. И лишь в Управлении Ленинградской области по транспорту оказались готовы пообщаться с корреспондентом издания.

«Конечно, мы, как орган исполнительной власти, информацией располагаем, - заверил заместитель главы управления Михаил Присяжнюк. - Чтобы ее уточнить, мы планируем в понедельник провести совещание с представителями руководства Гатчинского района и компании-перевозчика».

«Когда к нам поступают жалобы, что тот или иной автобус не остановился на автобусной остановке или не приехал в срок, или пропущен рейс, есть понятный механизм, когда мы можем затребовать у перевозчика результаты ГЛОНАСС-мониторинга и увидеть, что было с конкретным автобусом в конкретное время, - продолжил чиновник. - Мы готовы воспринимать информацию, приглашать перевозчика к диалогу и какие-то моменты ему разъяснять».

Если вопросы, связанные с ремнями безопасности и чистотой автобусов, видимо, обсуждаются в данный момент в ходе совещания с «Транс-Балт», то возраст транспортных средств Михаил Присяжнюк оказался готов прокомментировать сразу. По его словам, пять лет - это максимальный срок эксплуатации автобуса среднего класса. Большие междугородние автобусы (а именно на таком ехал корреспондент «Общественного контроля») могут эксплуатироваться дольше. «Жители Гатчинского района неоднократно просили заменить автобусы среднего класса на класс большой для более комфортного перемещения, - пояснил замглавы управления. - Часть из этих просьб мы удовлетворили, соответственно, изменения внесли в договоры».

Терминология, которую употребил в своем ответе чиновник, интересна сама по себе, ведь при описании ТС, предназначенных для перевозки пассажиров, такие понятия как «большой и средний класс» отсутствуют. Есть автобусы, имеющие до 8 мест и свыше 8 мест, весящие меньше 5 тонн и больше. 

Конечно, как орган исполнительной власти, «обладающий информацией», Управление Ленобласти по транспорту не может не знать, что в договоре с компанией указан конкретный предельный возраст автобусов, превышение которого нарушает условия конкурса, по которому компания-перевозчик работает на данном маршруте. И тут дело не в оценках условий эксплуатации, не в размерах «сараев» на колесах и не в просьбах их заменить - есть четкая норма договора, позволяющая или нет работать на данном маршруте конкретному ООО.

Впрочем, некоторые претензии к перевозчику могут быть «подрывной деятельностью» со стороны недобросовестных конкурентов, многозначительно предупредил чиновник. «На дорогах Гатчинского района есть огромное количество перевозчиков нелегальных, которые ездят по регулярным автобусным маршрутам, прикрываясь разрешением на деятельность в качестве такси, чем серьезно подрывают экономику легального перевозчика, что впоследствии влияет и на возможность замены подвижного состава, и на другие вопросы», - сообщил Михаил Присяжнюк, невольно оправдывая нарушения договора, заключенного с администрацией Гатчины.

Опыт Тосно

Правда, как выяснил «Общественный контроль», во многом «черный пиар» компания-перевозчик создает себе сама, когда содержит свои автобусы в крайне неприглядном виде. Впрочем, к ее чести можно привести в качестве примера письмо с чистосердечными извинениями «Транс-Балта» перед пассажирами, опубликованное на официальном сайте Тосненского района Ленобласти (где перевозчик также обслуживает ряд маршрутов). Компания честно признала факты срывов в транспортной работе и сообщила о наказании виновных сотрудников. Видимо, пришла пора сказать что-то подобное и жителям Гатчины.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Как вы относитесь к импортозамещению лекарств в России?
Реклама