Петербургские корабелы строят самый большой в мире ледокол

Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ
Эксперты полагают, строительство судна даст «новую жизнь» стратегической задаче России - контролю над Арктикой

Универсальный атомный ледокол проекта 22220 будет самым большим и мощным из существующих в мире. Благодаря переменной осадке он сможет одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах Северного морского пути. За счет увеличенной ширины он способен один в условиях Арктики проводить танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн. Предполагается, что он будет постоянно находиться в Западном районе Арктики и на мелководных участках сибирских рек, а в летне-осенний период в Восточном районе Арктики.

Дизель против атома

Если сравнивать атомные ледоколы с дизельными судами, то первые наиболее востребованы. Хотя бы потому, что ни одно дизельное судно не сможет пройти  без дозаправки столько, сколько атомный ледокол, а также справиться с тяжелой ледовой обстановкой. Кроме того, атомные ледоколы экологичнее, по сравнению с дизельными судами.

От ледокольного атомного флота зависит безопасность плавания судов по Севморпути, который является главной судоходной магистралью Арктики. Он соединяет порты Европы и Дальнего Востока, проходит через моря Северного Ледовитого океана. Его длина достигает 5600 км.

При  этом именно в Арктике кроется четверть шельфовых углеводородных запасов мира, а также около 30% газовых месторождений и 13% нефтяных. Но добраться до них можно лишь по Севморпути на ледоколе. 

Также не стоит забывать и о государственных задачах: аварийно-спасательные операции, операции определения границ шельфа, определение границ экономической зоны России - лишь малая их часть, с которой должен справляться атомный ледокольный флот.

Ледокол всему голова

Сейчас на трассах Севморпути работают пять атомных ледоколов. Но к началу 2021 года в эксплуатации останется только один - «50 лет Победы». Остальные к этому времени окончательно выработают свой ресурс.

В августе этого года вышло постановление правительства РФ о выделении в 2014-2020 годах 86,1 млрд рублей на строительство универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Его реализация позволит до конца 2020 года ввести в эксплуатацию три  (головной и два серийных) универсальных атомных ледокола мощностью 60 МВт. Головной  строят уже сейчас на предприятии «Балтийский завод - Судостроение» по контракту стоимостью 37,9 млрд рублей. В ноябре 2013 года планируется закладка судна на стапеле «А».

Петербургский подряд

К созданию уникального судна подключились и другие петербургские разработчики. Проектантом ледокола выступило петербургское конструкторское бюро «Айсберг». А паротурбинную установку для него изготовит «дочка» Кировского завода - «Киров-Энергомаш».

Оборудование будет обеспечивать электропитанием гребные электрические установки и судовых потребителей собственных нужд ледокола. В состав установки входят два главных турбогенератора мощностью по 36 МВт каждый, состоящих из паровой турбины с системой регулирования и генератора, питательных, конденсатных, циркуляционных насосов и других вспомогательных систем и механизмов.

Как сообщили OK-inform на предприятии, «срок реализации контракта - 2015 год. Дочернее предприятие «Кировского завода» также примет участие в монтаже, пуско-наладке, сдаче поставленного оборудования и проведении комплексных швартовных, ходовых и ледовых испытаний судна». 

Тем временем «Балтийский завод» готовится к тендеру на строительство двух серийных ледоколов, который запланирован на сентябрь.

- Мы идем в графике по строительству головного ледокола, что дает нам полное моральное право рассчитывать и на серийные заказы, - сказал генеральный директор верфи Александр Вознесенский. - А получение нами лицензий Ростехнадзора дает дополнительные преимущества в тендере перед возможными конкурентами.

Пока что лицензии, выданные накануне Ростехнадзором, дают право только на сооружение ядерных установок на серийных ледоколах проекта 22220. Предприятие может выполнять на указанных объектах компоновку, монтаж, наладочные работы, проверки и испытания оборудования и систем ядерной установки, монтаж и наладку ядерных реакторов, а также их подготовку к загрузке ядерных материалов.

Справка OK-inform

Ледокол ЛК-60Я проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина - 172,2 м, ширина - 33 м, высота – 15,2 м, осадка по ватерлинии - 10,5 м, водоизмещение - 23 тыс. тонн. Экипаж 74 человека. Ледокол имеет двухреакторную энергетическую установку.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Как Вы проводите свободное время?
Реклама