Религиозное лицо Петербурга

Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ
OK-inform сопоставил статистические данные о верованиях горожан, чтобы нарисовать максимально подробный портрет верующего петербуржца

Как и в случае с национальным составом, религиозный состав города подвержен изменениям. Переписи населения учитывали этот фактор, однако данные не представили в широком доступе. Между тем, исследования религиозности в Петербурге проводились общественными организациями и городскими властями. Это позволяет достаточно точно определить конфессиональный состав петербуржцев.

Религиозность мегаполиса

Мультирелигиозность продолжает оставаться главной отличительной чертой Петербурга. Однако сегодня она рассматривается не как многочисленность, а как возможность удовлетворить духовные потребности переселенцев в наш город.

Изменение конфессионального баланса воспринимается петербуржцами не так остро, как москвичами, но все же болезненно. Да и речь идет всего лишь о росте практикующих мусульман с 0,4% до 0,7% за 10 лет.

В позднесоветский период людей, причисляющих себя к верующим, числилось не более 1,7% в каждой из социальных сред. Однако уже к 1992 году среди работающего населения Петербурга таковых было 28%. Далее петербуржцы становились все более религиозными.

Наиболее комплексные исследования, проводимые в 2002 году специалистами ВЦИОМ, показали, что 67% петербуржцев верят в Бога. Фирма Comcon-Spb в 2004 году обнаружила только 50% верующих, а НИИКСИ СПбГУ также в 2004 году получил численность верующих в 59%. Исследования отличались в методике и выборке респондентов.

Как и в любом крупном городе, религиозность жителей Петербурга ниже, чем в целом по стране.

Христиане

Если верующими себя называют почти 60% петербуржцев, то еще 35% называют себя неверующими. Соответственно, остальные затрудняются с ответом. Среди всех опрошенных петербуржцев 57,5% считают себя православными, 0,5% - католиками, 0,6% - протестантами, 0,7% - мусульманами, 0,1% - буддистами, 1,2% - представителями прочих конфессий. Другими словами, православные составляют в целом более 90% всех христиан.

Православными считают себя 46% опрошенных мужчин и 65% женщин. Среди петербуржцев с высшим и незаконченным высшим образованием православными себя считают 52%, среди лиц со средним образованием - 67%, среди людей с неполным средним образованием - 88%.

Православные - это чаще всего так называемые «этнические христиане». То есть религия оказывается для них скорее традицией родителей, чем самостоятельным выбором: наибольший процент верующих среди людей старше 60 лет (67%), и этот процент падает в зависимости от возраста респондентов.

Это же подтверждается и распространенностью православных практик: только 11% православных петербуржцев постоянно посещают храмы, 71% посещают их периодически, а 14% православными только числятся.

Также, по данным Санкт-Петербургской Епархии (правда, проводившей исследования в последний раз в девяностые годы) 7% православных молятся дома по несколько раз в день, 20% - часто, 14% - периодически, 26% - иногда и 32% - дома не молятся вообще.

Точно такая же картина и среди христиан иных деноминаций.

Мусульмане

Последователи учения Пророка в Петербурге разрознены и конфликтуют между собой на организационном уровне. Среди постоянных жителей города мусульман меньше, чем 1%. Большую часть мусульман составляют приезжие, а большую часть из них - сезонные рабочие, исполняющие заказы не дольше 3-4 месяцев.

Организацию мусульман определяют Духовные управления мусульман или муфтияты. Чаще всего они подразделяются на кызыяты и мухтасибаты и объединены в три крупные централизованные организации: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) с центром в Уфе, Совет муфтиев России (СМР) с центром в Москве и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК). Как и в большинстве городов, в Петербурге наблюдается противостояние между ЦДУМ и СМР. Его результатом является появление параллельных мусульманских управленческих структур в городе.

Основные посты в организациях, призванных строить отношения между обществом и мусульманами, между верующими и неверующими, между конфессиями, между верующими и властью и так далее, принадлежат сегодня этническим татарам. Татары являются и оператором мечети на ст. м. «Горьковская».

В отношении мусульман города распространены самые разнообразные слухи и предрассудки. Самый известный из них - это миф о том, что в Петербурге каждый шестой - мусульманин. Наибольшее распространение он получает каждый раз, когда начинаются информационная кампания против губернатора Георгия Полтавченко.

Между тем, среди мусульман процент практикующих верующих превышает 70%. Если бы в городе было около 900 тыс. мусульман, на Курбан-Байрам мы бы наблюдали толпу в 670 тыс. человек.

Организация мусульман проявляется и на структуре рынка. В гипермаркетах появляются товары с отметкой «халяль», открылась мусульманская поликлиника «Абу Али ибн Сина», сеть мусульманских магазинов «Мекка», магазин российского производителя мусульманской женской одежды Стремянной улице и так далее. Все это свидетельствует о том, что мусульмане становятся более независимой группой, осознающей свои потребности и интересы.

И другие

Религиозные меньшинства должны особыми методами, такими как наблюдение и доверительное интервьюирование. Количественные методы, которые социологи применяют по отношению к большим группам верующих, здесь не подходят.

Самую грубую оценку дает этнический принцип. Суммируется численность этносов, которые традиционно исповедуют данную религию. Эта сумма чаще всего и выдается за число верующих, хотя практически всегда она отличается от тех, кто религию действительно практикует.

Если использовать этот принцип, то жителей Санкт-Петербурга, исповедующих неавраамические религии и специфические культы, будет не более 1,3%, причем из них 0,1% - буддисты. Естественно, среди них будет значительное число тех, кто заявляет о своих религиозных взглядах, но в действительности не практикует религиозные ритуалы. Впрочем, этот процент не будет большим. Из некой оставшейся суммы следует выделить тех, кто во время переписи указал религиозные взгляды, основанные на ролевых играх и произведениях фэнтези – «культа макаронного монстра», веры в Силу из вселенной «Звездных войн», культы легендариума Толкиена и прочие.

Более показательным будет структурный анализ. Официальный сайт городской администрации сообщает, что в городе действуют 129 объединений Русской Православной Церкви, 1 приход Русской Православной Единоверческой Церкви, 1 приход Православной Грузинской Церкви, 2 прихода Армянской Апостольской Церкви, 7 приходов Римско-Католической Церкви, 19 объединений Евангелическо-Лютеранской Церкви, 3 Мусульманских объединения, 5 Буддийских объединений, 9 Иудейских объединений, 13 объединений Евангельских христиан-баптистов, 6 приходов Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 1 объединение Армии спасения, 23 объединения Пятидесятников, 2 объединения Свидетелей Иеговы, 2 объединения Мормонов, Англиканская, Реформаторская и Голландская церковь.

Таким образом, религиозные меньшинства хоть и малочисленны, но организационно весьма активны и хорошо структурированы.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама