Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.31
Евро 98.47
Юань 1.26

Стефания Данилова: «Поэзия актуальна ныне, но и графомания тоже»

 фото со страницы вконтакте Стефании Даниловой фото со страницы вконтакте Стефании Даниловой Представительница Петербурга на конкурсе за звание лучшего молодого поэта страны рассказала Ok-inform, как к 19 годам овладеть поэтическим словом

В это самое время в Москве проходят съемки 4 сезона поэтического шоу «Бабушка Пушкина». На сей раз конкурс приобрел всероссийский масштаб, в нем участвуют 12 молодых поэтов из 10 городов страны. Петербург представляет Стефания Данилова.

К своим 19 годам Стэф успела выпустить пять сборников стихов («Реминисценции», «Сплин-синдромные», «Forget-me-not», «366 революций/Искусство оставаться», «Хроники упоротого лиса»), завоевать уйму поэтических наград, в том числе звание триумф-лауреата Всероссийской поэтической премии «Послушайте!» имени Велимира Хлебникова, и обзавестись армией поклонников - в ее группе «ВКонтакте» более 30 тыс. подписчиков. А так же она дает сольные концерты и ведет литературную студию «Поэты Алюминиевого века».

Стефания уверяет, что свое первое стихотворение написала в три года. Вот оно:

Из какой же галактики

Сквозь миры и столетья

Твой проник ко мне взгляд?

Не молчи, ну ответь мне.

Ты глядишь на меня,

Мною очеловечен.

Тишь воды. Свет огня.

Ты и смертен, и вечен,

Только не человек.

Жаль, увы, просто тайна.

Жаль, что краток твой век

И твои ощущения

В янтарь глаз

Запаяны.

- Сложно поверить, что это написал маленький ребенок. Я сама не помню, как оно создавалось. Но дома лежит оригинал: картонная обложка от упаковки какой-то каши, на которой нацарапано это творение и подпись: «3 г.11 м.». А, и еще цифра «3» была выведена как рукописная «Э», вот такая забавная история!

- Наверняка ребенок не просто так написал столь «взрослый» стих? Может, тебя с пеленок как-то по-особенному воспитывали? Вместо сказок читали поэтов серебряного века?

- Я из семьи питерской интеллигенции - все врачи. Со мной никогда не сюсюкались, разговаривали, как со взрослой личностью. Около 1,8 лет я очень мило зачитывала по слогам рекламу, когда ехала в автобусе. «Вин-по-це-тин», «Ра-у-на-тин». Серебряный век мне не читали, со мной в основном занималась бабушка, любительница Пушкина, настольных игр и арифметических кубиков. Но однажды я сама нашла маленькую затрепанную книжонку про поэтов серебряного века. Не помню уже названия. Я ее так изрисовала. Саша Черный, Андрей Белый, Цветаева, графическая поэзия... Особенно мне тогда запомнилось про какую-то кокетку и фрфрфр, но впоследствии этого мне найти не удалось.

А мама учила меня видеть необычное во всем, малое в большом и большое в малом. Как-то раз мы играли с нашим котом Боем, и она говорит - посмотри, какие у него глаза. Что ты в них видишь? Я увлекалась энциклопедиями с иллюстрациями космоса, которые по «Ридерз Дайджест» выписывали, и действительно, глаза Боя были магического цвета. Оттого и галактики, неземное, волшебство. Самый первый стих - про кота - вырисовался сам собой посреди мазни, которой я бурно расчирикивала листы.

Часто по вечерам мы начинали строчить зоологические куплетики - о ежиках, котах, лисах, волках. Я все время таскала с собой блокнот и что-то записывала. В 5 лет написала стих о влюбленном бомже, поющем серенады любимой под окнами, в 6 - о том, как умру и в могиле стану кальцием, в 8 - о сущности «белой вороны». В 10 выиграла районный конкурс поэзии против наркомании. «По улице шел молодой наркоман, шприцов и наркотиков полон карман...» В итоге он «у двери подъезда, шатаясь, упал, дрыгнул ногами и больше не встал». Во дворе жил наркоман Витек, забиравшийся по трубе у наших окон к себе упарываться, да и вообще район был неблагополучный, поэтому с «изнанкой жизни» я была ознакомлена.

Кстати, мне говорят, что я стала писать стихи даже раньше, чем Ника Турбина. Но я рада, что родители тогда не показали это литераторам - как все помнят, жизнь Ники была очень трагична, и возможно, отсутствие славы в столь раннем детстве мне только помогло.

- Ты сказала про «белую ворону». Приходилось бывать в ее роли?

- В 4 года я сдала вступительные экзамены в школу у дома, с углубленным испанским. Сказали приходить в 7, я пришла в 6. Была самой маленькой, похожей на мальчика. Тамагочи и «Зачарованные» меня не интересовали, детского стремления познать порнуху и первую банку пива за гаражами в 8 лет тоже не было. Я училась игре на баяне, ходила в художку, побеждала в олимпиадах, много читала, рисовала и писала стихи для всяких школьных конкурсов. А друзей в той школе у меня не завелось. Зато одна «подруженька» толкнула меня о стену и вследствие сотрясения я сильно близорука на левый глаз, вижу, как импрессионист. Отношусь к этому с иронией. А с «подруженькой» умудрилась прообщаться еще 10 лет после инцидента.

А еще про ту школу вспоминаю, как мне было весело, когда я трижды крала классный журнал и выдирала страницы по предметам, по которым у меня были все пятерки. Учителя-завучи-директриса думали на двоечников, мол, они это сделали, чтобы всех запутать в оценках, а на меня никто подумать не мог. Я была почти круглой отличницей. Меня за «четверки» ругали, я боялась о них говорить, поэтому и жуткие конфликты в школе скрывала от мамы. Я била окна, мальчиков и девочек! Окна - потому что на них были трещины. Мальчиков и девочек - потому что они первые начинали. Но если меня перстнем по голове, то я спицы в руку, если мне мел в портфель, то я портфель с 4-го этажа…

- Сегодня ты ведешь литературную студию «Поэты Алюминиевого века». Что это за студия?

- В ней зарегистрировано более 40 человек, но ходят по-разному, максимально бывало 20. Возраст - от 14 до бесконечности. Есть бабушки-стихирницы с потрепанными блокнотиками советского времени; девочки-цветочки, до ужаса боящиеся обсценной лексики; парень-прообраз поэта золотого века, романтик; магистр зарубежной литературы из СПБГУ; люди, которые не пишут ничего и не хотят писать стихи, но которые просто пришли поиграть с Логосом по моим методикам.

Опаздывающий гость увидел бы это так: ширма, увешанная атрибутикой и катренами участников студии; за ней сидит группа разношерстных людей, почти все из которых выше своего рыжего преподавателя, пьют чай, едят сыр, печеньки и смеются. Как тут не смеяться, когда задание для тренировки рифм заключается в написании пословного рифменного кавера на куплеты поэзии и обрывки прозы? Это задание только на вид кажется непонятным. Только придя к нам, вы сможете попробовать это сами, продлить себе жизнь добродушным смехом и с удивлением понять, что рифмы для вас больше не рифы! Теория тоже есть, учим красивые слова, чтобы блеснуть в элитарных кругах, анализируем, тренируем сценическую речь, работаем над пейрафобией.

В городе сейчас 16 литстудий, я самый юный ведущий, и за полгода мы добились потрясающих результатов. Альманах, который готовится в печать, докажет мои слова. Плюс наш в том, что я еще и сама учусь поэзии, до конца научиться ей невозможно, но раз я сама дошла до некоторых тонкостей и приемов в достаточно раннем возрасте, почему бы не поделиться с другими, которые очень-очень хотят, но не знают, как?

- Многие пишут стихи, особенно в молодости. Но очень не многое становится литературой…

- Поэзия актуальна ныне, но и графомания тоже. Это как две сестрицы. Поэзия как «страшненькая подружка», без косметики и в скромном платье до пола. Графомания - пергидрольная напомаженная красотка. Издали она презентабельнее, а сожмешь такую в руках - тоналкой тебя испачкает всего, не ототрешься. Разозлишься и тогда обратишь внимание на тихую девочку с лучезарной улыбкой, и поймешь, что она и есть идеал. ТП сейчас в безусловной моде, но настоящесть и самобытность в девушках ценились, ценятся и будут цениться всегда.

Возраст поэта имеет значение, потому что в три года, например, юный поэт не может написать о кругосветном путешествии на собственном опыте; в 9 лет вряд ли напишет о любви что-то путное; а в 89 уже наверняка не вспомнит о прелести первого поцелуя. Каждому возрасту, в принципе, свои темы. А настоящие стихи - те, что всплывают в памяти в нужные моменты.

Взрослея, люди перестают писать, потому что либо устаканивают быт и становятся счастливы, либо спиваются-снаркоманиваются. Это касается тех, кто именно занимался поэзией много и часто, а потом раз и перестал. Статистика.

- Где черпаешь вдохновение и есть ли у тебя любимые поэты?

- Вдохновляют меня истории, о которых обычно умалчивают. Это то, о чем никак не выходит прозой. То, что лучше завуалировать под мистическую зарифмованную сказку. И пусть будет так, как написано.

А любимых поэтов у меня нет. Есть любимые люди. Просто «любимый» - совершенно не то прилагательное для поэта, по-моему. Поэтов, чьи книги в ужасно «задрипанном» виде таскаются со мной в сумке и исчерчены моими пометками, я скорее ненавижу яркой белой ненавистью, за то, что - а откуда Вы, Воденников, или Вы, Кудряшева, знаете это обо мне? Шпион Вы или экстрасенс? Ах, Вы о себе? Но послушайте, милейшие, я обронила монокль в вашем саду совпадений. А ты, существо непонятного пола из сборника Liveinternet – как ты могла вообще написать стихотворение моими глазами о случае, о котором я никому не рассказывала? Ах, этот оголенный проводочек, остывший чай, проваленный экзамен... Да, я ненавижу вас, господа. Честно и искренне. Спасибо за эту ненависть.

- Стэф, поэзия - единственное, чем ты сейчас живешь?

- Я фрилансер. Иногда продаю диски в метро. Книги свои реализую, концерты дают неплохое подспорье, которое, впрочем, уходит в семью. В своем городе у меня столько денег, сколько мне нужно, а нужно мало. На книжку стихов чью-нибудь, чтобы уехать на крышу заброшки и почитать; ну и почревоугодничать по-вегетариански, как без этого. Сейчас я в Москве. Одна. Без обратного билета и денег, потому что на работу не хватает времени, а съемочный график нестабилен.

- Расскажи о проекте «Бабушка Пушкина».

- Я была из тех, кто отослал заявку на кастинг «по приколу», но, узнав о прохождении в проект, оценила его возможности в первую очередь для самой себя. Чтобы достичь того, чего у тебя никогда не было, нужно научиться делать то, что ты никогда не делала. Например, уехать в Москву без обратного билета - по факту, на территорию противника - из родного города, чтобы представить его поэтический уровень в лучшем свете. Я живу у своих читателей, езжу сити-стопом за стихи, и, наконец-то, читаю свои стихотворения без «костыля» в виде собственной книжки. Думаю, если мое участие в «Бабушке Пушкина» и не станет победой, то, по крайней мере, это будет победой над собой!

В былые времена поэты в нашей стране собирали стадионы. А потом вдруг попрятались от массовой аудитории - в литературных студиях, на квартирниках, интернет-закоулках... Создатели шоу «Бабушка Пушкина» решили вернуть поэзию в массы, придав ей форму, понятную поколению с клиповым мышлением. Поэтов заставили биться за «лайки». Шоу с элементами реалити, киноприбамбасы и дух состязания – это то, чем завлекают аудиторию. А цепляют - содержанием 12 поэтических строк, сочиненных на заданную тему и обыгранных авторами в видеороликах.

Победителю 4-го сезона «Бабушки Пушкина» обещают издание книги тиражом 1000 экземпляров, промоушен, аудиоальбом его треков и большой хрустальный шар с абрисом Марии Ганнибал - той самой, что бабушка солнца русской поэзии. Для юной петербурженки Стефании Даниловой работа в жанре видеопоэзии - дебют, до этого она выступала в клубах, но не перед профессиональной камерой. W желает ей успеха, а вам - возможности по-новому открыть для себя современный поэтический формат.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии