Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Свободный выбор вечной борьбы

 Фото: Елена Добрякова Фото: Елена Добрякова Театр «Особняк» отпраздновал 25-летний юбилей нон-фестивалем «Четверть века особняком»

Каждый зритель прокладывал свою собственную дорожку к этому петербургскому театру: кто-то замечал спектакли «Особняка» на театральных фестивалях, кто-то приходил по совету друзей или забредал из соседних домов на Каменноостровский проспект, 55. Этих зрителей не так много, потому как и театр маленький - зал вмещает от силы 70 человек, и часто спектакли здесь играются вовсе не для развлечения. Но зритель этот - свой: внимательный и чуткий, болеющий, ищущий, пытливый, способный оценить непростые поиски духовных, философских, эстетических смыслов, которыми занимается театр «Особняк», меняя авторов, режиссеров, актеров, но неизменно оставаясь в состоянии эксперимента. И как театр выжил, не обретя ни государственного статуса, ни постоянного финансирования, но сохранив свободный дух творческой частной лаборатории - настоящая загадка.

Возник «Особняк» на принципах демократии - без главного режиссера, без зарплат и субсидий, актеры сами приглашали на постановки режиссеров, спектакли рождались благодаря желанию найти новый язык, новый способ существования в театральном пространстве

Возник «Особняк» на принципах демократии - без главного режиссера, без зарплат и субсидий, актеры сами приглашали на постановки режиссеров, спектакли рождались благодаря желанию найти новый язык, новый способ существования в театральном пространстве. Здесь пробовали свои силы Игорь Ларин, Александр Лебедев, Владимир Михельсон, Алексей Янковский, Александр Савчук со своим театром Luseros…

Без главного режиссера «Особняк» все же не обошелся. В 90-е пару лет им был Владимир Михельсон. Сейчас эту миссию выполняет Алексей Слюсарчук, а вторым режиссером работает Юлия Панина… При этом многие поклонники «Особняка» связывают существование театра с именем его основателя, художественного руководителя, актера Дмитрия Поднозова. Когда кончилась в связи с кризисом помощь одного богатого доброхота-спонсора, Дмитрий стал поддерживать театр своими личными гонорарами, снимаясь в сериалах. Причем этим, как считает Поднозов, он сохраняет себе и своим товарищам по цеху возможность заниматься чистым искусством, а это много значит для творческого человека.

«Служить Театру (музыке, литературе, живописи) - это единственный способ утверждать безусловное наличие внутреннего мира, исполненного и душевной красоты, и бездонной трагедии, вечной борьбы и вечного примирения. Если зрители, выходя после нашего спектакля, будут ощущать что-то внутри себя, в себе, о чем они подозревали давно, предчувствовали, но не могли сформулировать, подобрать слова… о чем не говорится вскользь, мы будем считать свою задачу выполненной, а свое служение Театру оправданным», - говорит Алексей Слюсарчук. И трудно с ним не согласиться.

Подарком пришедшим в день празднования 25-летнего юбилея театра стал спектакль в постановке Алексея Слюсарчука Lexicon по романам Милорада Павича «Хазарский словарь», «Звездная мантия», «Пейзаж, нарисованный чаем», который не игрался девять лет и был специально восстановлен к этой дате. Благодаря актрисам Кристине Скварек и Алене Шмидской зрители снова ощутили завораживающую, интимную атмосферу тихих разговоров о мироздании, Космосе и познании самого себя. Горели огненные светильники, и каждый погружался в этом зале в свое собственное созерцание.

Подарком пришедшим в день празднования 25-летнего юбилея театра стал спектакль в постановке Алексея Слюсарчука Lexicon по романам Милорада Павича «Хазарский словарь», «Звездная мантия», «Пейзаж, нарисованный чаем»

В этот день был показан и довольно сложный для восприятия литературно-музыкальный эксперимент театра Lusores по роману Владимира Сорокина «Норма». Александр Савчук на протяжении часа ритмично проговаривал обо всем «нормальном» в жизни нормального человека, а музыкально текст оформил гитарист Виталий Гребенщиков.

Пришедшие на 25-летний юбилей театроведы, журналисты, режиссеры, актеры, поклонники из числа зрителей в этот день рассказывали каждый о своем «Особняке», о том периоде, который ему ближе. Из этой мозаики складывался пазл времени - начиная с постперестроечной эпохи, когда, как грибы после дождя, возникали в Петербурге маленькие театры (сегодня их ряды поредели, тот же Формальный театр Андрея Могучего не сохранил себя). Кто-то вспоминал постановки Алексея Янковского «Злой спектакль» или «Активную сторону бесконечности», кто-то - «Кроткую», «Елену и Штурман» Юлии Паниной, «Зеленые щеки апреля», «Счастливые дни» по Беккету Владимира Михельсона. Но самое главное, говорили о неизменности задач маленького стойкого театра, которому удалось избежать пошлости и штампов, конъюнктуры и вторичности за эти четверть века.

Завершился нон-стоп фестиваль спектаклем «Король умирает» по Эжену Ионеско в постановке Алексея Слюсарчука. Ионеско перемежался со вставками из нашей жизни, простыми и одновременно сложными рассуждениями о времени. Актеры Дмитрий Поднозов, Анна Вартанян, Алиса Олейник, Катя Ионас и Денис Кириллов представили картину последнего дня короля, правящего обедневшей страной, его преодоление страха перед смертью и возвращение к человеческому перед уходом в другой мир. Спектакль вот уже шесть лет является визитной карточкой «Особняка». Полезно иногда обращаться к вечным и простым истинам, о которых нам напоминает «Особняк» вместе с Эженом Ионеско: «Если жизнь твоя была никчемной, она навсегда останется такой. Подумай об этом сегодня».

Александр Платунов, театровед, доцент кафедры русского театра Академии театрального искусства, председатель совета содружества негосударственных театров:

«В начале 90-х «Особняк» был тем местом, который, как маяк, освещал дорогу другим независимым негосударственным театрам»

- Хочу сказать добрые слова в адрес основателя и вдохновителя театра «Особняк» Дмитрия Поднозова. Если бы не его принципиальность и упертость, театр бы не выжил. На пути Мити были всяческие соблазны - ему не раз предлагали пойти работать в большие театры. Но он решил, что свой дом, независимость (а в нашей стране очень трудно быть независимым) - важнее. И я помню, что в конце 80-х - в начале 90-х «Особняк» был тем местом, который, как маяк, освещал дорогу другим независимым негосударственным театрам, показывал пример стойкости.

Считаю, что без маленьких театров движение невозможно. Потому что кто же из больших стационарных театров будет перетряхивать каждые 15 лет, как завещал нам Константин Сергеевич Станиславский, свои программы, ставить театральный процесс на новые рельсы? А маленький театр в силу своей мобильности и независимости - может. И эти самые 15 лет, за которые театр успевает набрать ритм, движение, достичь успеха и начать движение вниз, «Особняк» пережил без проблем.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антон, начальник производства, 37 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии