Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Как стать супергероем

 Фото: Юлия Семенихина/OK-inform Фото: Юлия Семенихина/OK-inform Дарт Вейдер, Железный человек, герои сериала «Игра престолов», Безумный шляпник из «Алисы в Стране чудес» - да-да, мы говорим о косплее. В том, что это такое и почему взрослому человеку незазорно читать комиксы, разбирался корреспондент «Общественного контроля»

Костюм сошьет папа

Мамочка из мультфильма «Футурама» продает настоящих тамагочи. На прилавках предлагают бузинные палочки Гарри Поттера и очки для поиска мозгошмыгов. По соседству кого-то гримируют: буквально на глазах молодой человек превращается в старика. Сделать грим недорого: за уши и жабры просят все лишь 450 магловских рублей (или 12 галеонов). В центр зала приземлился межгалактический корабль с принцессой Леей. Мимо проходит человек с перебинтованным лицом и в плаще и кто-то в пижаме Пикачу, в стороне что-то увлеченно обсуждают сразу три Человека-паука.

В глазах рябит от обилия героев, кажется, сошедших с экрана кинотеатра или со страниц комикса. Все это косплееры (от англ. costume play - костюмированная игра), то есть люди, переодевающиеся в костюмы известных персонажей. Зачастую эти костюмы они делают сами. Косплееры детально воссоздают костюмы своих персонажей, порой уделяя этому несколько месяцев. Особенно ценится крафт - украшения, маски, доспехи, посохи и оружие, то есть атрибутика героя. Чтобы его создать, люди покупают стройматерилы (монтажную пену, трубы, двусторонние скотчи).

В России к этому вопросу подходят серьезно: если у полюбившегося героя есть меч, велика вероятность того, что косплеер выкует себе настоящий меч. На подобный фестиваль человека с таким потенциально опасным предметом, конечно, не пропустят, но зато дома клинок будет радовать глаз. Да и продать его можно - таким же фанатам, причем задорого.

Даже бывалый косплеер знает не всех этих персонажей, а все потому, что придуманным кем-то миром фантазия не ограничивается. В подтверждение этого мимо проходит девушка в зеленом платье, близком к средневековому, с маской в виде длинного носа. «Кто вы?» - бесхитростно интересуюсь я. «Вообще я хотела стать чумным доктором. Изначально это должен был быть полностью закрытый костюм, но вот дышать через все маски было бы проблематично», - признается девушка, сопровождаемая подружкой-хохотушкой. «Доктор» шила себе костюм заранее, но дошивать все пришлось ночью. На шее у нее - колбочка с зеленой жидкостью. «Эта тархун», - незатейливо призналась она.

Изначально было популярно перевоплощаться в героев аниме и манги (японские комиксы - прим. ред.), позже появились герои из популярных фильмов и комиксов, анимации, сериалов, литературы, видеоигр и других видов массового искусства. Сегодня в Японии, например, можно встретить таких людей на улицах города в обычный день. В России же какой-нибудь Халк, идущий навстречу, лишь привлечет к себе нездоровое внимание.

Александра Слободянюк полюбила игру в переодевания еще со школы. Она часто участвует в таких фестивалях, в последнее время - в образе Ториса Лоринайтиса - героя японского веб-комикса «Хеталия и страны Оси», в котором все персонажи представляют разные страны мира. Торис символизирует Литву.

Сегодня Александра в «штатском» - помогает на фестивале волонтером: было бы неудобно ходить по павильону в габаритном крафте. Кстати, нередко в России девушки начинают косплей именно с мужских персонажей. Первый персонаж Саши - Шуичи Шиндо - герой популярного в середине 2000-х аниме «Гравитация». После этого у девушки появились друзья по интересам.

«Мой Шуичи, конечно, получился “сырым”. Я просто купила парик и попросила папу сшить костюм, хотя он про этого персонажа вообще ничего не знал», - вспоминает она. «Кстати, папа всегда шил мне костюмы и поддерживал меня. А вот мама эту идею не очень одобряла: ее беспокоит, что в шкафу пылятся дорогие костюмы, одетые всего один раз», - рассказывает она. Благодаря отцу-рукодельнику юной косплеерше удавалось бюджетно создавать разные образы. Сегодня многие отдают шить костюмы на заказ. «Но мне кажется, что нет ничего интересного в том, чтобы что-то купить, надеть и пойти. Тут нет творчества», - считает девушка.

Комиксы книжкам не помеха

Среди других экспонентов на фестивале расположились столы с книжками, точнее - с комиксами. Это стенд библиотеки комиксов - единственной в Петербурге и второй в России (еще одна находится в Москве), но знают о ней немногие, хотя работает она с 2012 года и входит в городскую библиотечную систему им. М. Ю. Лермонтова. Американские, европейские, азиатские и русские комиксы - в общей сложности здесь собрано около 3 тысяч книг на разных языках. Здесь каждый читатель старше 14 лет найдет для себя что-то интересное. На фестивале представлена лишь незначительная часть того, что есть в самой библиотеке.

«Два самых популярных направления у нас - это супергероика, что неудивительно, ведь столько фильмов сейчас об этом выходит, да и манга», - рассказывает куратор библиотеки Юлия Тарасюк. Первая волна увлечения комиксами в нашей стране прошла в начале 1990-х годов, когда появлялось много комиксов для детей. Вторая волна началась лет пять назад. «Думаю, этот бум связан с тем, что доступ в интернет появился практически везде в России, даже в провинции», - предполагает Юлия. Сейчас авторам очень просто распространять свои комиксы - достаточно выложить их в Сеть.

Сама Юлия - страстная поклонница комиксов. Она с детства, которое пришлось на первую волну комиксового бума, любила смотреть мультфильмы: диснеевские и аниме. Она активно собирала черепашек-ниндзя и Микки Маусов. Тогда же она прониклась мангой и японской культурой вообще и начала изучать японский язык. А теперь девушка бесплатно преподает его всем желающим в библиотеке. Кстати, в этом хранилище комиксов регулярно проводятся и другие встречи, посвященные культуре графических романов, а также профессиональные мастер-классы.

«Почему-то многие думают, что любители комиксов не читают книги. Но ведь комикс - это просто другой способ передачи авторской истории, так же, как и книга или фильм. Я сама люблю рисовать, смотреть фильмы и мультфильмы. А комикс - это же фактически раскадровка. Когда листаешь комикс, в голове как будто бы прокручивается фильм», - рассказывает она. «Человек, рисующий комиксы, должен быть не только хорошим писателем, но и психологом, чтобы понять, как сделать эту раскадровку так, чтобы читателю было интересно», - уверена Юлия Тарасюк.

Для всех желающих на фестивале была открыта Комикс-зона - огромные рулоны бумаги, раскатанные по столу. Постепенно на них появлялись разные сюжеты. Бородатый молодой человек рисует аккуратный комикс прямо без эскиза, а девушка в огненно-рыжем парике - красавицу. За стойкой рядом с книжными россыпями творит художник - это комиксист под псевдонимом Sideburn004, в миру - Татьяна Лепихина.

Буквально за несколько минут из-под ее пера (в действительности - фломастера) на листе бумаги появляется герой ее нового приключенческого комикса «Биомех». А обычно, поясняет Татьяна, на страницу формата А4 уходит 2-4 часа. «Идей и задумок у меня еще много», - многообещающе говорит она. Педиатр по профессии, петербурженка Татьяна окончила художественную школу. Она полюбила комиксы с детства, а в качестве хобби начала рисовать их более 10 лет назад. Рисовать удается, только когда выдается время: в выходные и иногда вечерами в будни. Как правило, для российских художников рисование - это не основная работа, потому что комикс-индустрия у нас развита мало.

Танк из будущего

На второй волне популярности комиксов в России появилось множество специализированных издательств. Одно из них - Bubble (от анлг. bubble - пузырь, то есть то поле, в котором в комиксах пишут реплики героев - прим. ред.). Его художники создали серии комиксов о русских супергероях - «Бесобой», «Майор Гром», «Инок» и «Красная фурия», которые живут в общей вселенной. К слову, комикс «Майор Гром», который примечателен тем, что все действие происходит в Петербурге, в скором будущем планируют экранизировать. А события комикса «Инок» в общем-то являются фантастическими, но разворачиваются на фоне реальных исторических действий, например, Второй мировой войны.

«У исторического комикса как жанра есть свои особенности и законы. На мой взгляд, вмешиваться в ход истории вымышленный персонаж не может. Его можно вводить лишь в параллельной сюжетной линии», - считает главный редактор издательства Артем Габрелянов.

Авторы не просто рисовали картинки и брали сюжет с потолка: они привлекали в качестве консультантов профессиональных историков, читали интервью и мемуары военных лет. «Если этого не делать, есть риск нарваться на стену непонимания заинтересованных людей», - продолжает он. Так и случилось с одним из выпусков «Инока», когда на обложке номера, где описывались события Сталинградской битвы 1942-1943 годов, оказался танк Т-34-85 (вместо Т-34-76). Знатоки истории и военного дела тут же заметили ошибку: дело в том, что нарисованный танк появился после войны.

Тем не менее в России комиксы - это все равно явление относительно новое. Во Франции и Японии, которые считаются столицами комиксов, картинки с текстом читают все - от мала до велика. В массовом российском сознании, напротив, комикс - это по-прежнему что-то несерьезное, детское. В действительности же в комиксах, как и в хорошей литературе и кино, события происходят не только в фэнтези-мире. Так, существуют графические романы, которые считаются уже более серьезными.

Известный мультик «Персеполис» снят как раз по одноименному автобиографическому графическому роману французской писательницы иранского происхождения Маржан Сатрапи. Издательство «Бумкнига» публикует множество комиксов на социальные темы. К слову, сейчас им руководит создатель библиотеки комиксов Дмитрий Яковлев. Существует и просветительский комикс-проект «Респект», цель которого - говорить об актуальных социальных проблемах, толерантности и взаимном уважении доступным и ярким языком рисунка.

Фото: Юлия Семенихина/OK-inform

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии