Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Петербургских школьников учат по системе инклюзивного образования

 Что это такое, выяснил корреспондент "Общественного контроля"

При неправильном подходе инклюзивное образование может привести к окончательной деградации средней школы. Об этом говорят педагоги, этого боятся родители, но, возможно, только потому, что ни те, ни другие не понимают, что такое инклюзивное образование.

Совет по образовательной политике Петербурга активно обсуждает плюсы и минусы инклюзивного образования. О каких-то значительных практических результатах говорить пока рано: путь вовлечения детей с ограниченными возможностями в учебный процесс обыкновенных общеобразовательных школ выбран наиболее трудоемкий и финансово тяжелый.

Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.

Россия в этой сфере активно перенимает опыт Европы, где, начиная с Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, ООН приняла множество постановлений о защите прав детей и инвалидов. «Наша новая школа», образовательная инициатива, введенная Президентом Медведевым в декабре 2010 года, также твердо гарантирует: «В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

До сих пор детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения брали лишь по инициативе самих школ, при условии дополнительного финансирования и то лишь с определенными заболеваниями. После внедрения программы число таких школ, по заверениям правительства, должно возрасти до 10 тысяч. Предполагается, что инклюзивное образование не только поможет социализации детей с ограничениями, но и научит остальных школьников быть внимательнее, добрее, повысит общий уровень толерантности общества.

Однако трудностей на этом пути больше, чем преимуществ: нет единой законодательной базы, отсутствует специальное медицинское сопровождение в школах, требуется переподготовка педагогов, нужны средства для создания условий обучения (транспорт, пандусы, лифты). И это не говоря уже о психологических проблемах, перед которыми неминуемо встанут все — и ученики, и преподаватели, и родители. 

Судя по высказываниям на родительских форумах, общественное мнение критически воспринимает новую инициативу.

Как мать и как педагог с 10летним стажем – я категорически против! В эти школы    не то что больного – здорового ребенка пускать страшно, и выходит он оттуда наполовину нездоровым. Я думаю, что это очередной проевропейский бред. У учителя едва хватает сил и времени, чтобы уследить за 20 "здоровыми", научить – и то бывает времени нет. А тут ему в класс – с ДЦП, или гемофилика... Нет, нафиг, нафиг.

А еще - специализированная педагогика. Ведь для того, чтобы учить детишек с УО или - тем паче - с проблемами слуха и зрения, нужно иметь соответствующие знания. И получают эти знания не за месяц и не за два. Спрашивается - какая компетенция будет у обычного учителя в отношении такого ребенка? Что он сможет ему дать? Переподготовка всех учителей всех обычных школ? Утопия. Однозначно эффективнее готовить узкий штат действительно дельных специалистов в этой области. Одним словом - это действительно похоже не на заботу об особых детях, а на нежелание финансировать специализированные учебные заведения. 

Как именно будут решаться эти проблемы — покажет время. Сейчас и эксперты в области педагогики, и чиновники от образования участвуют в конференциях и круглых столах, готовят законопроекты и ищут пути решения. Ясно одно: инклюзивное образование будет набирать обороты.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать 
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 
  4. Все люди нуждаются друг в друге 
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, логист, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии