Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Петербург - Магадан: сел и поехал

 Фото участников экспедиции Фото участников экспедиции Больше месяца заняло прохождение маршрута Петербург - Магадан у мотоэкспедиции под руководством писателя и путешественника Павла Кобяка: она стартовала 27 июня у здания Русского географического общества в Петербурге и закончилась 2 августа в Магадане. Более 12 000 километров от Балтийского до Охотского моря! Доехали бы быстрее, если бы не сюрпризы российских дорог и погодные условия, от которых очень серьезно зависела скорость передвижения. «Общественный контроль» узнал детали экспедиции.

Маршрут полон неожиданностей

Нитка маршрута выглядела таким образом: Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Могоча - Тында - Алдан - Нижний Бестях - Якутск - Хандыга - Усть-Нера - Ягодное - Магадан. По срокам поездка была спланирована так, чтобы успеть финишировать в Магадане к началу мотофестиваля «Колыма - Треффен» (22 - 24 июля), где должны были встретиться самые известные мототуристы России, рискнувшие отправиться на своих железных конях на далекую Колыму.

Было решено, что участники по ходу движения будут постепенно присоединяться к Павлу в разных городах России, чтобы потом всем вместе принять участие в магаданском мотослете. В итоге группа состояла из представителей Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска и Нижневартовска. Собирался примкнуть к экспедиции и известный путешественник Витас из Молдовы (Кишинев), придав ей статус международной, но из-за плохой погоды ему удалось догнать друзей уже только в Магадане.

Рассказывает Павел Кобяк: «Эта поездка была запланирована полгода назад. Как пересечь всю страну? Либо ехать до Владивостока, либо до Магадана. Во Владивосток я уже катался четыре года назад, мне был интересен Магадан. Во время поездки Петербург - Владивосток я доезжал до Сковородино (Забайкальский край, 1 000 километров после Читы). А дальше я не понимал, как ехать, что там такое. Больше всего интересовала трасса Лена - Колыма. В Забайкальском крае меня очень сильно порадовали изменения на дороге. Хорошее асфальтовое покрытие - раз, ведется много дорожных работ - два, и появились заправки, инфраструктура - три. В прошлой поездке заправок не хватало, их не было по 300 - 400 километров, а в этот раз появились заправки, где можно выпить кофе, залить хороший бензин. Этакий кусочек цивилизации в тайге, некий оазис. А раньше за Читу выезжаешь - и все, 300 километров нет заправок и цивилизации. Асфальт проложили, и где Владимир Владимирович ехал на желтой “Калине” - все хорошо, но инфраструктуры не было».

Радоваться хорошей инфраструктуре и асфальту приходилось далеко не всегда. Наиболее богатой на сюрпризы оказалась Колыма, по которой пролегала финальная часть маршрута. Причем участок от Сковородино до Магадана был самым сложным не только с точки зрения качества дорог, но и с точки зрения криминальной опасности и возможности встречи с дикими животными.

«На Колыме все решает погода, - продолжает рассказ Павел. - Если вы попали в дождь, то это труба - можно ехать по тайге 80 километров в день. Так оно и получилось. Мы проехали участок Якутск - Хандыга (400 км) за один день, а наши друзья попали под обильный дождь, дорогу всю размыло - грязь, глина. Мы тоже попали на такой участок протяженностью в 200 км и постоянно падали: скользкая мокрая глина, мотоцикл не едет. Машины сносило в поля - человек нажимает на тормоз, и его по этой глине просто уносит, как по льду. На этом участке машины еще были, а от Хандыги в сторону Магадана машину можно встретить раз в 4 - 5 часов. И это несколько пугает, потому что, если что-то произойдет - сломается мотоцикл или со здоровьем что-нибудь случится, что делать? Связи нет - она только в поселках. Но, слава Богу, обошлось. Мы все были в экипировке, мотоциклы в хорошей защите. У меня на глазах мой друг упал, но отделался легким ушибом - мы съездили в больницу, сделали рентген. А без падений на такой дороге просто никак. Машины сопровождения ехали за нами с разницей в несколько часов. На четырех колесах ехать по такой дороге, конечно, проще, но все равно они чувствовали трудности: входишь в поворот - и машину уносит в поле. А она тяжелая - 2,5 тонны».

У размыва

Но грязь грязью - ехать сложно, но можно - а вот на 868-м километре федеральной трассы Колыма путешественников ждало более серьезное испытание. Дело в том, что река Эльга из-за сильных дождей превратилась в бурный поток, и мост, через который проходит автодорога, обрушился. Причем размыв увеличивался очень быстро: если сначала (13 июля) разрушение составляло порядка 5 метров в длину, то постепенно оно достигло 50 метров! Это поставило экспедицию в весьма затруднительное положение - фактически под угрозу срыва.

Вот что участники написали в своем блоге (орфография и пунктуация сохранены), заставив изрядно поволноваться всех, кто следил за их передвижением по маршруту:

«В Якутске нас ждала серьезная новость. На 868 километре фад Колыма произошел размыв моста. И если в первый день он составлял 5-6 метров, то пока мы находились в Хандыге, размыв достиг 50 метров. При этом в районе продолжали идти проливные дожди. Команда Сел и поехал застряла в Хандыге на лишние три дня. Надо было срочно принимать решение. В среду 20 июля, взяв с собой запасы консервов, воды, печенья, резиновых сапог, фаеров в 5 утра мы выдвинулись в сторону размыва моста. Настроение у команды было бодрым, но все были непривычно серьезными. Что нас ждало на 868 км? Мы видели фото и читали новости, но надо было все увидеть своими глазами и оценить все риски и возможности. Впрочем, дорога отвлекала от тяжелых мыслей. Мосты и перевалы, горы Томпонского улуса заставили снова забыть обо всем, кроме дороги. Увиденное на мосту было похоже на декорации к апокалипсическому фильму. Просто не верилось, что вода может сделать такое. Решение для переправы части команды и мотоциклов нашлось. Местные рыбаки решили подзаработать на размыве и переправляли всех желающих и мототехнику в том числе. Мотоциклы грузили руками. Лодка еле выдерживала мотоцикл. На той стороне обещали кран, но крана не оказалось - выгрузка опять руками. Через несколько часов стало очевидно, что способа переправить машины через реку нет. Для паромной переправы слишком мелко, для плота - слишком сильное течение. Впервые в экспедиции команда разделилась».

Надо сказать, переправа мотоциклов влетела в копеечку: за перевозку каждого байка предприимчивые местные жители запросили по 5 тысяч рублей. Причем, делалось это на свой страх и риск: грузоподъемность лодки 200 кг, а вес байка 230 - 250 кг, плюс вес лодочника. Одно неосторожное движение, и бурная река легко могла поглотить и лодку, и людей, и технику средней стоимостью в миллион рублей.

«Мотоциклы перевезли, а мы потом с вещами уже ехали отдельной лодкой, - вспоминает Павел Кобяк. - МЧС на тот момент не было, работы велись как-то вяло: 1 бульдозер и несколько самосвалов, никакого результата не видно. Говорили, что два дня будут идти работы, но по факту, когда я через три дня вернулся обратно в тайгу, то понял, что изменений никаких. Я папе говорю (отец Павла был водителем в машине сопровождения. - Прим. автора): “Я ребят довезу до Магадана и потом на маршрутке вернусь, привезу вам продукты”. В итоге папа у моста прожил 10 дней, а мне довелось прожить 4 дня. И только на второй день после моего возвращения к размыву приезжает МЧС, и тут же нарисовалось телевидение из Якутска. МЧС разбивает палатку, раздает газ, тушенку, печенье, сгущенку, дошираки. Мы спрашиваем: “Где горячие обеды?” – “Нет”. – “А повар есть?” – “Нет”.

В итоге мы все-таки отжали у них полевую кухню. И воду они привезли такую, что в речке вода была чище. А некоторые люди к тому моменту прожили в тайге уже две недели, были недовольны, на взводе. Возникали разные конфликтные ситуации. Где вы были 2 недели, МЧС?».

Только 29 июля трасса была наконец восстановлена, и на следующий день оставшаяся часть экспедиции благополучно добралась до Магадана.

Море позитива

Но столь сложная вторая половина пути принесла и море позитива, по большей части связанного с природными красотами.

«У меня самые яркие впечатления от участка Байкал - Бурятия - Якутия - Колыма, - говорит координатор экспедиции Оксана Белянская. - На Байкале мы пробыли не так много времени и остановились в Листвянке - это более обжитая курортная часть. Конечно, Байкал гораздо красивее с острова Ольхон, куда мы не попали из-за лесных пожаров. А вот в Бурятию я просто влюбилась: бесконечные зеленые луга, чистые, ухоженные коровки вдоль дорог, восточные Саяны в дымке - мне кажется, что зимой в Петербурге я буду вспоминать именно эти пейзажи. Природа и воздух просто потрясающие! Иволгинский дацан тоже вызывает много эмоций безотносительно к тому, к какой религии вы принадлежите. Думаю, что немногие знают, что в России есть такое место, сосредоточение буддизма и красивейших буддистских храмов - ничуть не хуже, чем в Азии или Китае. Для меня это было просто открытие! И, конечно, Якутия и Колыма… Вечная мерзлота, красивейшие перевалы, тайга, сопки, а на подъезде к Магадану - скалистые серпантины “Заячья губа”, “Черный прижим”… Говорят, что раньше зимой тут две машины не могли разъехаться. Участок от Якутска до Магадана - это и Карелия, и Норвегия, как будто красоты сразу нескольких стран здесь объединились.

Но самое главное в экспедиции - это то, что ты каждый день видишь новые города, новых людей, новые эмоции - пусть не всегда только радостные. Это потрясающий опыт - видя, как живут люди в нашей стране, на многое начинаешь смотреть по-другому, ценить простые вещи: чашку вкусного кофе, красивую детскую площадку, возможность сходить в театр или кино. Для жителя мегаполиса это не благо, а привычка, что-то, на что не обращаешь внимания. А все это есть далеко не у всех. Тем не менее люди везде в большинстве своем довольны жизнью, не ноют, отзывчивы и готовы помочь.

А еще я удивилась, насколько суровые с виду байкеры на самом деле гостеприимные и радушные. Во всех городах нас встречали друзья. Представляете, взрослые мужчины готовят плов, мясо, разливают уху - подают гостям, все это трогательно и очень приятно. Мотобратство вообще действительно очень дружное. Екатеринбург, Тюмень, Иркутск, Кемерово, Улан-Удэ, Могоча, Якутск - везде нас принимали как дорогих гостей, показывали самые красивые места в городе. Это тоже часть пути, замечательные эмоции».

Заразная философия

Во время путешествия участники вели блог, рассказывая, где они сейчас едут, и делясь наиболее яркими впечатлениями, а также давали пресс-конференции. Перед стартом в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Якутске и на финише в Магадане. В ближайшее время Павел Кобяк планирует написать по этой поездке книгу «Сел и поехал в Магадан», наполненную эмоциями и впечатлениями, а к декабрю будет выпущен документальный фильм. Съемочная группа находилась в машине сопровождения, за рулем которой был отец Павла - Федор Кобяк. Иногда они ехали вместе с мотоциклистами, а иногда отставали на несколько часов, останавливаясь на съемки и решая оргвопросы.

«Была идея снять хороший документальный фильм про мотодвижение страны - как живут люди на Урале, в Сибири, в Забайкальском крае, Магаданской области и так далее, - рассказывает Павел Кобяк. - То есть взгляд на жизнь глазами мотоциклистов. Перед поездкой я накидал определенный план, каких персонажей мы будем включать - это люди разных профессий и социальных слоев: преподаватели, предприниматели, водители такси. Мне хотелось через мотоциклистов показать нашу страну. Там есть и такие герои, как шаманы, - хотелось показать встречи с шаманами и их обряды - а также монахи из Иволгинского дацана, Мекки буддизма. Сейчас мы хотим сделать некие досъемки и съездить в Великий Устюг, показать нашего Деда Мороза. Также хотим в Петербурге снять одного байкера - отца Вячеслава, который является настоятелем храма».

Именно создание фильма стало одной из главных идей этого непростого путешествия. А «Сел и поехал» - не просто название книжной серии Павла Кобяка, а целое движение, основателем и вдохновителем которого он является. «Расстояние не может быть помехой» - пишет он на своем сайте http://selipoehal.com/ , призывая молодых байкеров не откладывать мечту и отправляться познавать мир вместо того, чтобы тратить время на местные тусовки.

«Самое главное, что оставила эта поездка: лучшее время для путешествия - вчера, - подытоживает Оксана Белянская. - Всегда есть проблемы, работа, нехватка денег, семья, дети, быт. Всегда думаешь, что вот еще немного - и будет возможность увидеть мир. Это не так. Надо искать любую возможность увидеть новые города и общаться с людьми. Я сейчас думаю долететь до Тбилиси с ребенком и потом до конца года побывать в Нью-Йорке. Так что можно сказать, что философия “Сел и поехал” заразила и меня!».

Фото участников экспедиции.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, программист, 26 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии