Столица Белбалтлага - самый кинематографический город Карелии
Все пути ведут в Медвежьегорск
Медвежьегорск является административным центром Медвежьегорского района республики Карелия. С трех сторон город окружен многочисленными озерами, живописными скалами и покрытыми лесом холмами. Он насквозь пронизан реками Кумса и Вичка, впадающими в Онежское озеро.
- Природа в окрестностях Медвежьегорска замечательная, воздух целебный, - говорит Татьяна Чаплыгина - представитель Центра национальных культур и народного творчества Республики Карелия. - Недаром это место называли в советские времена «Карельской Швейцарией». Медвежьегорск на всю страну прославился как самый «кинематографический» город Карелии - там снимали «Любовь и голуби», «И на камнях растут деревья», «Охота на пиранью» и другие фильмы. Медгора, вернее - Медвежья Гора, не просто рядовая станция Октябрьской железной дороги: в XX веке (как в гражданскую, так и в Великую Отечественную войну) она имела стратегическое значение. Именно здесь смыкались железнодорожные, идущие из Мурманского порта, и водные - до Балтики - пути. По ним в Петербург-Петроград-Ленинград перевозили оружие и важные грузы».
Какой вид транспорта ни выбери для путешествия по Карелии, многие маршруты наверняка так или иначе пройдут через Медвежьегорск. Здесь пересекаются сразу несколько автодорог федерального и регионального значения: А-119, идущая до Вологды вдоль восточного берега Онежского озера; P-17 из Медвежьегорска до Великой губы; трасса «Кола» (P-21), соединяющая Петербург и Мурманск. Автотуристы делают здесь остановку в обязательном порядке: в этих краях заправочных станций и гостиниц иногда не встречаешь сотни километров. Любители водного туризма высаживаются на железнодорожной станции Медвежья гора, расположенной прямо посреди города, а затем перемещаются к водным артериям.
Ряд велопоходов тоже начинается от этой станции, поскольку отсюда можно проложить интересный маршрут по дорогам с низким трафиком, а также по грунтовым тропинкам, вьющимся по лесу. При этом окрестные достопримечательности расположены на расстоянии, отлично вписывающемся в ходовой день на велосипеде.
Даже те, кто проезжает Медвежьегорск транзитом, мчась на поезде дальше в Хибины, чтобы покататься на горнолыжных склонах или поучаствовать в горном походе, зачастую выбегают на платформу во время остановки на Медвежьей горе, чтобы купить у бабушек горячих пирожков и сфотографировать здание самого старого в Карелии вокзала. Ведь это одна из самых длинных остановок поезда «Санкт-Петербург - Мурманск», которая длится 15 минут. Именно таким образом, проезжая мимо на поезде, я в течение многих лет и «смотрела» на Медвежьегорск, и мне очень хотелось когда-нибудь познакомиться поближе с этим карельским городком.
Медвежья гора - Медвежьегорск - Медгора
Первые упоминания о поселении на месте нынешнего Медвежьегорска относятся к 1703 году - тогда здесь был Вичковский медеплавильный завод, построенный во времена Северной войны. Затем возникли доменный и молотовый заводы, просуществовавшие всего три года. А в конце XVIII века на реке Кумса был построен вододействующий лесопильный завод. Такие заводы, которые называли «пильными мельницами», возникали в те времена на территории Карелии повсеместно: для строительства Санкт-Петербурга требовалось много леса.
Существует несколько версий происхождения названия города. Некоторые из них, конечно, являются легендами, а другие вполне похожи на правду, хоть и расходятся в деталях. Одна из легенд гласит, что огромный медведь размером с гору долго бродил в поисках водопоя, пока наконец не вышел к Онежскому озеру. Наклонился к водной глади, чтобы утолить жажду, да так и застыл, завороженный местными красотами. Не захотел он уходить - решил навсегда остаться здесь, рядом с Онего.
Другая история, которую можно услышать от местных жителей, связывает название города с реально существовавшим ручным медведем Федора Петровича Захарьева - лесопромышленника и купца первой гильдии, которому достался по наследству лесопильный завод. Дело было в начале XX века, когда здесь еще не было никакого города - на вершине горы стоял только дом Захарьева, окруженный лесом. И вот как-то раз крестьяне, работавшие на лесопилке, поймали и преподнесли хозяину в подарок забавного медвежонка, который стал любимцем семьи. Но время шло, медвежонок вырос, превратившись в большого и сильного зверя. И однажды, набросившись на разглядывавших его людей, он сильно травмировал рабочего. Медведя пристрелили и похоронили на вершине красивой песчаной горы под названием Дивья. Так звучит одна из версий, связанная с Захарьевым.
Есть и еще одна вариация этой истории. Некоторые местные жители утверждают, что это сам Федор Петрович во время охоты убил медведицу, а ее малыша забрал в дом. Медвежонок очень полюбился жене Захарьева, но, когда он вырос, его пришлось держать в клетке. И однажды, когда приемный сын лесозаводчика пришел кормить зверя, тот сильно повредил руку мальчику. Исход у этого варианта истории тот же - медведя застрелили. Мария - жена Захарьева - тяжело переживала его гибель и велела похоронить любимца у подножия горы. А в 1914 году в их доме остановились люди, занимавшиеся изыскательскими работами в связи с планируемой прокладкой железной дороги. Мария рассказала им эту историю, и они сделали отметку на карте: «Медвежья гора». Версия звучит очень правдиво, но, как утверждает ряд источников, на самом деле название этому населенному пункту, скорее всего, досталось в наследство от ближайшей деревни Медвежья гора. Впрочем, откуда появилось название у деревни, эти источники умалчивают.
В 1938 году поселок Медвежья гора получил статус города и был переименован в Медвежьегорск. Но, общаясь с жителями Карелии, мы заметили, что они его почти всегда называют Медгорой. Такая сокращенная версия периодически вызывает непонимание у туристов, не знакомых с местным сленгом. А вот железнодорожная станция в этом городе сохранила свое историческое название Медвежья гора и по сей день. И на это важно обратить внимание при покупке билетов - не все кассиры могут быть «в теме».
Самый уникальный вокзал Карелии
История города тесно связана со строительством Мурманской железной дороги в период Первой мировой войны. В 1915 году было возникло временное депо, а на берегу Онего соорудили пристань, чтобы водным путем доставлять стройматериалы. На следующий год появилась железнодорожная станция Медвежья гора, при которой образовался небольшой поселок. Первые поезда пошли в ноябре 1916 года, так что в этом году станция Медвежья гора и сохранившийся с тех самых пор вокзал отмечают 100-летний юбилей!
Деревянное здание вокзала является главной архитектурной достопримечательностью города. Оно было построено по проекту петербургского инженера и архитектора Руфина Михайловича Габе. В 1916 году Габе выиграл конкурс на проекты вокзальных и других путейских сооружений для Мурманской железной дороги. Несмотря на многократные реконструкции, вокзал сохранился до наших дней в своем первоначальном виде. Одноэтажное здание с шатровой крышей, увенчанной шпилем, выполнено в стиле русского деревянного зодчества. В 1933 году к нему было пристроено правое крыло, в котором разместилась столовая для строителей Беломорско-Балтийского канала. Ведь именно в поселке при железнодорожной станции Медвежья гора располагался административный центр этой печально известной стройки и Белбалтлага, унесших тысячи человеческих жизней. В то же время это стало причиной существенного увеличения населения Медвежьей горы в 30-е годы, после чего рабочий поселок получил статус города.
Глядя на старинное здание вокзала и вспоминая историю Медвежьегорска, полную трагических фактов, поражаешься, как этому деревянному сооружению вообще удалось дожить до сегодняшнего дня. Здесь проходили боевые действия и во время гражданской войны в 1919-1920 годах и ожесточенные бои Великой отечественной войны, когда оккупировавшие город финны превратили Медвежьегорск в неприступный укрепрайон. При этом, пережив войны, вокзал едва избежал печальной участи уже в советские времена.
«Вокзал сейчас относится к памятникам архитектуры, я каждый год отчет про него пишу, - рассказывает знаток истории Медвежьегорска, директор железнодорожного музея Виктор Гришин. - В 1980-х годах его хотели снести и сделать, как везде, из железобетона. Но мы отстояли вокзал!».
В этом году в честь векового юбилея железнодорожного вокзала состоялось открытие мемориальной доски. В торжественной церемонии, помимо представителей администрации города, Октябрьской железной дороги и «Дорпрофжела», принял участие внук архитектора - Даниил Габе. А в Медвежьегорском районном музее открылась выставка, где были представлены фотокопии документов и фотографий из семейного архива архитектора Габе, а также – из фондов музея.