Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Украинская армия чувствует неуверенность власти

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform Два дня назад в восточных областях Украины началась войсковая операция против сторонников федерализации страны. Информация, поступающая оттуда, противоречива, но СМИ уже сообщили о гибели нескольких человек, сдаче оружия украинскими солдатами и появлении в Донецкой области бронетехники под флагами РФ. OK-inform поинтересовался у экспертов, есть ли на Украине российские диверсанты, что Кремль будет делать, если там начнется полномасштабная гражданская война, и может ли страна развалиться на отдельные государства

- Ополчение, которое взяло под контроль здания органов власти на востоке Украины, - это действительно местные жители или переодетый спецназ из России?

Политолог Александр Дука (Д): Скорее всего, это действительно граждане не России, а Украины. В их действиях много бестолковости. Если бы это были какие-то спецчасти, было бы больше организованности. Наши офицеры спецназа достаточно хорошо владеют тактикой и навыками организации боевых действий. Кроме того, на восточной Украине риск привлечения российских военнослужащих больше, чем в Крыму. Демографическая ситуация на восточной Украине другая. Поддержка отделения от Киева там не 80-90-процентная, поэтому пришлось несколько изменить лозунги. По картинке телеканалов мы видим, что там не так уж много людей участвует в выступлениях. Пророссийски настроенная группа - это 25-30% населения. Примерно столько же проукраински настроенных. Они сопротивлялись бы приходу российских войск, но не пытаются подавлять выступления своих соседей. Другое дело, что активное меньшинство может навязать большинству свои порядки, как это произошло в Киеве. И стоит отметить, что на русском языке там разговаривает даже большинство этнических украинцев.

Футуролог Андрей Столяров (С): Мое личное мнение, что это на самом деле местные части, но с вкраплением специалистов из России, потому что они действуют очень грамотно и согласованно.

- Бронетехника с флагами РФ, сообщения о которой появились 16 апреля, - российская или захваченная повстанцами украинская?

Д: Конечно, не российская. Как она через границу пройдет? Там же пограничники. И, скорее всего, все спутники американские нацелены на эту границу. Плюс еще разведывательные службы, самолеты. Скорее всего, это украинская техника, которую граждане Украины - военнослужащие передали гражданам Украины - гражданским. Там же армия в разброде большом.

С: Есть даже четыре версии: что это российская техника, что это украинская техника, захваченная отрядами самообороны, что это техника украинских частей, перешедших на сторону восточных областей, и что это украинские части, поднявшие российские флаги, чтобы по ним не стреляли. На самом деле - чьи это машины, будет ясно завтра-послезавтра. Сейчас просто нет информации. На Украине переплетено такое количество сил и интересов и ситуация там представляет собой такой хаос, что о ней можно судить только постфактум.

- Появилась информация, что некоторые украинские части переходят на сторону ополчения. Если это действительно так, с чем это может быть связано?

Д: Скорее всего, там служили люди, которые из этой же местности. На Украине в последнее время была введена система службы военнослужащих на той территории, откуда они пришли.

С: Я считаю эту информацию преждевременной. Интерпретаторы выдают желаемое за действительное. Они пытаются построить самосбывающийся прогноз. Дело в том, что если создается некая информационная сущность и она убедительна, то она начинает воздействовать на реальность. Если твердить, что украинские части переходят на сторону России, то какие-то части перейдут.

- На восточной Украине уже пролилась первая кровь. Как далеко может зайти Киев в подавлении сепаратистских выступлений?

Д: Националистические круги западной Украины и консультанты западных стран толкают киевскую власть к гражданской войне, дестабилизируют ситуацию. У нынешнего американского правительства слишком много поражений, им нужен реванш.

С: Зайти может очень далеко. Такого рода ситуации похожи на лесной пожар. Достаточно одной искры - заполыхает и начнет разноситься ветром. В первый момент затушить можно, но стоить упустить его - и через несколько часов пожар пойдет стеной. Поэтому в таких ситуациях очень опасно начинать стрельбу.

- Есть ли у нынешней киевской власти возможность силой подавить выступления сторонников федерализации?

Д: Конечно, есть. Но это будет такая большая война, что идти на это невозможно. Например, подогнать реактивную систему залпового огня, танки и начать стрелять. Или дать националистам БТРы - и они начнут резать всех подряд. Это приведет к разрушению городов, гибели гражданского населения, озлобленности людей и непредсказуемой реакции внешних игроков. И это все потребует денег, которых у страны нет. Можно жителей восточной Украины морить голодом, конечно, стимулировать эмиграцию в Россию. Территория освободится, но это не значит, что туда хлынут работники с западной Украины. Там квалифицированный труд, который зачастую передается от отца к сыну. Я имею в виду шахты, заводы. Сельский житель с западной Украины может размахивать автоматом и кричать про москалей, но это не значит, что он сможет стать квалифицированным рабочим или шахтером.

С: Киевская власть сейчас очень противоречива. Судя по косвенным признакам, она раздирается несколькими политическими группировками. Там нет человека, который мог бы все объединить и отдавать четкие приказы. А украинская армия, которая и так не очень сильная, чувствует неуверенность власти и выполняет приказы вяло, потому что неизвестно, кто потом будет виноват. Вот «Беркут» исполнял приказы власти, а его сделали виноватым.

- Что Кремль будет делать, если на востоке Украины начнется полномасштабная гражданская война?

Д: Не знаю. Любая экстраординарная ситуация может породить массу автоматических действий, о которых трудно подозревать.

С: Я все-таки не думаю, что на Украине будет гражданская война. Локальное сопротивление может иметь сетевой характер, охватывать всю восточную Украину. Но это именно локальное сопротивление. Народ на восточной Украине слишком пассивен. И не все из них уверены, что в России им будет лучше.

- Украина может разделиться на два или несколько государств?

Д: Может. Население Донецкой и Луганской областей составляет более 6 млн человек. Это полноценная европейская страна. Другое дело, что в экономическом плане она не сможет существовать без внешней поддержки.

С: Это очень вероятно. Украина изначально представляла собой фантомное государство. Это страна без истории. Если у государства есть длительная история, она удерживает целостность нации. На Украине были как минимум четыре народа: западенцы, киевляне, юго-восточная Украина и Крым. У каждого из этих народов были свои интересы, и каждый из них изначально не очень дорожил целостностью страны.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, логист, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии