Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.05
Евро 98.64
Юань 1.27

Алкоголь и общество: история взросления

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Алкоголизация является одной из общепризнанных проблем российского общества. И правительство вынуждено принимать достаточно крутые меры в попытке сократить потребление алкоголя

Сокращаются часы продажи, повышается минимальная цена, и, конечно, ограничивается реклама. Но так ли все действительно плохо, как говорят социологи? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с маленького исторического экскурса. В недавнем прошлом нашей страны - ну, скажем, отсчитывая с конца сороковых годов ХХ века - не было никакой сколь-нибудь массовой рекламы алкоголя. Разве что в «Книге о вкусной и здоровой пище» чуть-чуть. И при этом пьянство распространено было очень широко. Водка была дешева и выполняла некие очень важные социальные функции - она была своеобразной народной анестезией. Спасала от всяких тягостей жизни, помогала людям найти общий язык, помогала и… убивала. Продолжительность жизни мужчин сокращалась, а социальные беды, связанные с алкоголем: бытовая преступность, аварии на дорогах - росли. В середине 80-х Михаил Горбачев (и реальный инициатор - Егор Лигачев) не просто так решили развернуть кампанию по борьбе с алкоголизмом. Общество находилось в кризисном состоянии.

Приведу собственные (вполне детские) воспоминания: пятница, день получки. Теплый майский вечер. И вокруг магазина, куда завезли портвейн, - настоящее мамаево побоище на стадии завершения. По канавам и дорожкам, на травке лежат неподвижные люди, успешно завершившие трудовую неделю. Сколько судеб оборвалось от алкоголя, сколько семей разрушилось… И вот настали 90-е.

Тем, кто вырос при новом строе, совершенно невозможно пить так, как в советские времена.

Те, кто в 80-е лежал по канавам, быстро сошли со сцены. Общество разделилось не только на богатых и бедных, но и на тех, кто сумел адаптироваться и кто - нет. И те, кто не сумел, часто искали выхода в вине и долго не протянули. Недаром те же социологи отмечают такой взлет показателей алкоголизации в тот период.

Но вслед пришло новое поколение, и здесь, как мне кажется, есть, на что надеяться, и есть, что отметить позитивного. Тем, кто вырос при новом строе, совершенно невозможно (берем некий усредненный вариант) пить так, как в советские времена. В прошлое ушло ощущение стабильности, уверенности, что государство обеспечит тебе завтрашний день. Теперь за свою жизнь, свой успех и неуспех отвечаешь ты сам. И не нужна анестезия. Ты отвечаешь. Человек, близко дружащий с зеленым змием, рискует очень быстро потерять работу, жилье и оказаться за бортом жизни. Этот риск бодрит, заставляет двигаться, жить, поворачиваться. Держит в тонусе. А еще есть такие штуки, как кредит с ипотекой. Вот уж лучшего стимула много и эффективно работать надо поискать. Впрягся и вперед - на 25 лет. Как при царе в солдаты.

Конечно, все не так однозначно. Есть в обществе и иная тенденция: ожидание благ от государства. Пить, набрать кредитов и не платить, плавно опускаясь на дно. И еще - очень тосковать по СССР, где все было хорошо и стабильно. Но есть и вторая, здоровая, о которой  и речь. Это молодые люди, добившиеся или добивающиеся успеха, сильные, уверенные в себе, ответственные за себя и свою семью. И в этой среде если и пьют, то намного меньше, чем в любой другой. Им анестезия не нужна.

Подводя промежуточный итог: наше общество с давних времен было склонно к некоей «несамостоятельной», детской позиции, связанной с ожиданием социальных благ от государства. Новые экономические и социальные условия являются вызовом, требуют самостоятельности, силы, уверенности в себе. И поколение, успешно сформировавшееся в новых условиях, показывает примеры своеобразного «взросления» общества, которое вполне ясно можно увидеть и в изменении отношения к алкоголю. Заранее оборонюсь от возможных нападок: конечно, рекламу алкоголя надо запрещать, конечно, ограничивать потребление. Но корень проблемы, на мой взгляд, не в воздействии СМИ, а в тех условиях, в которых формируется человек. Взросление нашего общества - на живых примерах - надеюсь, станет предметом для рассмотрения в других статьях данного цикла. И побольше бы таких примеров.

Фото из архива OK-inform

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии