Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.31
Евро 98.47
Юань 1.26

Северной Венеции - свои гондолы

 Фото: Trend/ Валентин Егоршин Фото: Trend/ Валентин Егоршин Постепенно власти снижают финансирование аквабусов и пытаются определить, вкладываться ли дальше в водные маршрутки. Тем временем перевозчик готовится к увеличению пассажиропотока и считает, что скоро аквабусы станут самоокупаемыми

В конце мая откроется новый сезон аквабусов. Перевозки снова будет осуществлять единственный оператор, ООО «МБС». Смольный еще не утвердил тарифы на перевозки, зато был увеличен маршрут аквабусов. Новая линия представляет собой гибрид Приморской и Центральной линий: суда будут следовать от «Старой деревни» до Медного всадника через Арсенальную набережную.

Новая линия представляет собой гибрид Приморской и Центральной линий: суда будут следовать от «Старой деревни» до Медного всадника через Арсенальную набережную.

Перевозчик готов выйти на линию уже к майским праздникам, однако официально сезон начнется лишь 29 мая. К этому времени вдоль маршрута должны установить семь остановок для аквабусов. Подведомственное комитету по транспорту петербургское казенное учреждение «Агентство внешнего транспорта» планирует выбрать подрядчика на их установку 8 мая. На работы выделят до 2,9 млн рублей, а на охрану и уборку остановок город готов потратить еще порядка 4,5 млн рублей. 

Как ожидается, на аквабусы Смольный выделит в этом году 28 млн рублей субсидий. Это самая низкая бюджетная сумма, которую город планирует предоставить. Так, в первый год эксперимента (2010-й) чиновники выделили 83 млн рублей, в 2011-м - 130,5 млн, в 2012-м - 142 млн, а в 2013-м - 60 млн рублей. Резкое падение субсидий в минувшем сезоне заставило   двух перевозчиков, обслуживающих Центральную, Невскую (ООО «Интеряхтсервис») и Курортную (ООО «Русские круизы») линии разорвать контракты с комитетом по транспорту.

Однако директор нечаянно ставшей монополистом ООО «МБС» Мелик Саркисян говорит, что сокращение финансирования аквабусов - явление закономерное. С наблюдаемым увеличением пассажиропотока аквабусы выйдут на самоокупаемость и станут первым общественным транспортом, не нуждающимся в субсидиях. По оценкам г-на Саркисяна, это произойдет уже  в 2015 году. Как раз к этому времени истекает контракт, заключенный между городом и «МБС».

В первый год аквабусы перевезли 340 тысяч пассажиров, в 2011 году — 454 тысячи человек, но в 2012 году из-за повышения в два раза стоимости проезда для пассажиров аквабусами воспользовалось всего 139 тысяч человек. В 2013 году, когда действовала лишь Приморская линия, аквабусы перевезли 50 тысяч пассажиров. В комитете по транспорту отмечали, что для данного маршрута это рекорд (пассажиропоток увеличился на 30% по сравнению с 2012 годом).

К 2015 году «МБС» рассчитывает перевозить до 200 тысяч человек за сезон. 

К 2015 году «МБС» рассчитывает перевозить до 200 тысяч человек за сезон. Чтобы достичь этого результата, компания представила в комитет по транспорту свои предложения относительно развития водных пассажирских перевозок. Так, «МБС» считает целесообразным сделать длиннее сезон, оптимизировать интервал движения в зависимости от пассажиропотока, постоянным пассажирам сделать скидки, а саму стоимость перевозки сделать конкурентной со стоимостью проезда на других видах транспорта плюс дополнить карту аквабусов маршрутами в отдаленные районы города или закольцевать маршрут вокруг Васильевского острова.

По словам Мелика Саркисяна, при развитии водного общественного транспорта важно понимать запросы людей. Поэтому, например, в этом сезоне аквабусы будут ходить чаще по утрам, когда пассажиры заполняют их целиком. Можно также увеличить количество рейсов в выходные, когда люди предпочитают курсировать из центра к Елагиному острову по воде.

Что касается стоимости проезда в этом году, то перевозчик предложил разбить маршрут на две зоны и брать за проезд дифференцированную плату. Так, стоимость поездки от «Старой деревни» до Арсенальной набережной может составить 70 рублей, от вокзала до Медного всадника - 100. 

Стоимость поездки от «Старой деревни» до Арсенальной набережной может составить 70 рублей, от вокзала до Медного всадника - 100. 

Скептики говорят, что у аквабуса нет будущего, что обуславливается как климатическими особенностями Петербурга, так и сравнительной дороговизной этого вида транспорта. Таким образом, аквабус вряд ли может стать полноценной альтернативой наземному транспорту или метро, считают эксперты. Кроме того, аквабусы упрекают в том, что ими пользуются главным образом туристы.

Но подобные аргументы Мелик Саркисян не считает справедливыми. «Во-первых, наша линия никогда не была туристической - что там смотреть? Но люди пользовались ею активно. Да и если туристы пользуются аквабусами, то что в этом страшного? Давайте теперь туристов в автобусы или метро не пускать по этой логике». 

Кроме того, г-н Саркисян отмечает, что по воде от окраин до центра добираться быстрее, чем наземным транспортом. Да и затраты города на аквабусы мизерны по сравнению со стоимостью обслуживания инфраструктуры для других видов транспорта, подчеркивает коммерсант. В частности, речь идет о ремонте дорог, трамвайных путей и т.п.

Добавим, что перевозчик нацелен на рост пассажиропотока и развитие этого вида транспорта в Петербурге. Так, к новому сезону «МБС» подготовил новую транспортную единицу: 30-местное судно с повышенной маневренностью и повышенным уровнем комфорта позволяет пассажирам меньше ощущать качку, а самым нежным - посетить гальюн. Кроме того, новичок быстрее предыдущих моделей, а также позволяет пассажирам воспользоваться беспроводным доступом к интернету.

«Пополнение парка подвижного состава более комфортными и вместительными судами - это наш вклад в популяризацию городского аквабуса», - говорит Мелик Саркисян. За новый аквабус перевозчик заплатил 22 млн рублей.

«МБС» подготовил новую транспортную единицу: 30-местное судно с повышенной маневренностью и повышенным уровнем комфорта.

Тем временем Смольный решил привлечь к определению будущего аквабусов независимых экспертов. По заказу агентства внешнего транспорта ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТРТИ) проанализирует рынок пассажирских перевозок внутренним водным транспортом города и предложит перспективные направления его развития на 2015 - 2018 годы. Впрочем, мнение горожан при этом тоже учитывается: до конца года петербуржцы могут высказаться в поддержку аквабусов или против.

Напомним: в 2018 году в Петербурге пройдет чемпионат мира по футболу. Аквабусы могли бы подвозить болельщиков к западной части Крестовского острова, то есть прямо к стадиону. Кроме того, аквабусы могли бы быстрее другого транспорта довозить пассажиров круизных лайнеров от Морского фасада до центра города.

Справка OK-inform

Понтоны установят на семи остановках: на Приморском проспекте возле станции метро «Черная речка» и на Аптекарской набережной (напротив дома № 5 по улице Академика Павлова), на спуске ниже третьего Елагина моста, напротив Петроградской набережной, 18, на Дворцовой набережной (напротив Летнего сада), на Английской набережной (возле Александровского сада) и напротив площади Ленина на Арсенальной набережной. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Женя, студентка, 21 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии