Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

За разборки РЖД и чиновников расплатятся старики и дети

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Пока крупнейший транспортный монополист РЖД и власти выясняют между собой отношения, самые незащищенные граждане вынуждены испытывать массу неудобств при пользовании пригородными электричками

Паны дерутся - пассажиры платят

В редакцию ОК-inform обратились многодетные родители. Они пожаловались, что при получении своей законной льготы на проезд поездами пригородного сообщения вынуждены испытывать массу унижений и неудобств.

ОАО «РЖД» отказалось от пригородных пассажирских перевозок, отдав их на откуп своим «дочкам» - пригородным пассажирским компаниям (ППК)

«Каждый раз, покупая билеты на электричку, мы чувствуем себя то попрошайками, то  жуликами. Нам не разрешено приобретать билеты заранее - только непосредственно перед отправлением поезда. Нам запрещено пользоваться абонементом на поездки, даже если ездим на электричках ежедневно. Более того, нам приходится каждый раз возить с собой целую кипу документов, доказывающих право на льготу: документ, удостоверяющий личность, справки, удостоверения и пр. Почему за косяки богатейшей организации - ОАО „РЖД“ - и неспособность решить проблему с региональными и местными властями расплачиваемся мы?» - написал в редакцию многодетный отец Вадим Давыдов.

Между тем петербургским пассажирам еще повезло: во многих других регионах и того нет. А началось все в конце 2011 года, когда ОАО «РЖД» отказалось от пригородных пассажирских перевозок, отдав их на откуп своим «дочкам» - пригородным пассажирским компаниям (ППК). Помимо РЖД, их также курируют региональные власти и частный бизнес. При этом ППК не могут рассчитывать на компенсации своих затрат по перевозке льготных категорий граждан (льготники составляют около 10% всех пассажиров пригородных поездов) из федерального бюджета, а должны договариваться об этом с местными властями. И вот тут как повезет.

К примеру, из 73 регионов России, в которых действует пригородное железнодорожное пассажирское сообщение, договоры с местными ППК на перевозку льготников заключили 48 регионов. Некоторые области предпочли оказывать адресную помощь, в других регионах власти помогают нерегулярно, а, например, только с сентября по май. А ряд субъектов либо всячески тянет с заключением договоров, либо и вовсе от них отказывается: например, было принято решение не оплачивать проезд такой категории льготников, как учащиеся в Вологодской, Новгородской областях и в Чечне. У железнодорожников есть серьезные подозрения, что еще как минимум 14 субъектов РФ также откажутся субсидировать своих местных, региональных льготников.

Как минимум 14 субъектов РФ откажутся субсидировать своих местных, региональных льготников

Петербург и Ленинградская область пообещали в 2014 году сохранить льготы. Вице-губернатор Ленинградской области по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский и генеральный директор ОАО «СЗППК» (Северо-западная пригородная пассажирская компания) Антон Оленцевич зимой 2014 года пообещали, что ситуация по крайней мере на этот год останется стабильной. Было заявлено, что стоимость поездки составит 11% от фактической цены билета на электропоезд для региональных льготников, 15% для пенсионеров и 50% для учащихся.

СЗППК: Отмена льгот плодит «зайцев»

Однако с некоторыми категориями льготников вышла неувязочка. Так, не у дел оказались многодетные родители: как сообщили ОК-inform в пресс-службе ОАО «СЗППК», в Санкт-Петербурге льготный проезд для многодетных сохранен, а вот в Ленобласти - нет.

«То есть если у родителей прописка и льготы петербургские, то они могут пользоваться льготой, в том числе и проезжая на электричках по Ленобласти. А вот если льготник областной, то такой льготы уже нет», - уточнила пресс-секретарь компании Юлия Войтович.

Не сохранилась и 50%-я льгота на проезд для учащихся. В СЗППК сообщили, что скидка школьникам закончилась в середине июня и возобновится только с началом нового учебного года.

Школьники на каникулах часто пользуются электричками, а отсутствие льгот провоцирует «зайцев»

«Так прописано в договорах с субъектами, - вздыхает Юлия Войтович. - Льгота действует только в период обучения. Смольный и профильные комитеты так решили».

Между тем в пригородной компании считают, что для них целесообразнее было бы льготу сохранить: «Мы за то, чтобы эта социальная льгота сохранилась. Школьники на каникулах часто пользуются электричками, а отсутствие льгот провоцирует „зайцев“. Но от нас это, увы, не зависит».

В СЗППК уточняют, что они только исполнители и жаловаться надо местным властям. Пригородные компании неустанно потрясают цифрами, пытаясь доказать, что они бедны как церковные мыши и бесправны как рабы на галерах: «Организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Убыток от организации транспортного обслуживания населения на территории Ленинградской области за 6 месяцев 2014 года составил 203,1 млн рублей. Этот убыток формируется в основном на участках с малым пассажиропотоком, - уточняют в СЗППК. - На сегодняшний день Ленинградская область не заключила договор с ОАО „Северо-Западная пригородная пассажирская компания“ на транспортное обслуживание на 2014 год. Субсидии на компенсацию выпадающих доходов компании-перевозчику в региональном бюджете также не предусмотрены… Отсутствие финансирования пригородных перевозок из бюджета Ленинградской области вынуждает компанию идти на крайние меры и начать поэтапную оптимизацию размеров движения в течение второго полугодия 2014 года на наиболее убыточных маршрутах».

Льготники обманывают бюджет: билет купят, а сами не едут

Даже вопросы элементарных удобств для пассажиров - то, о чем просит многодетный отец Вадим Давыдов, - бедные «дочки» богатой «мамы» РЖД решить самостоятельно не могут:

«Да, действительно, абонементы льготникам отменены уже давно. Это связано с тем, что власти подсчитали: из 50 поездок, заложенных в проездной абонемент, на деле тратится лишь порядка 23. То есть бюджет переплачивает за несуществующие поездки. Поэтому и было решено платить по факту: сколько раз проехал - столько и заплатил».

Даже регулярно совершающие пригородные поездки льготники должны каждый раз стоять очередь в кассу

В СЗППК по крайней мере на словах соглашаются с абсурдностью ситуации, когда даже регулярно совершающие пригородные поездки льготники должны каждый раз стоять очередь в кассу. Но вновь разводят руками: мы писали письма, просили вернуть абонементы, потому что пассажиры жалуются. Но власти твердо сказали: нет, только по факту!

Аналогично и с требованиями таскать с собой папку с документами, доказывающими, что ты не жулик, не родственник льготникам, а самый настоящий льготник.

«Конечно, нам тоже жалко бабушек, детей и инвалидов, которые каждый раз возят с собой папку с документами. Но иного пути нет. Льготники обязаны каждый раз показывать документы, подтверждающие право на льготу. Но законы пишем не мы, мы подчиняемся законодательству и местным договорам. Мы только исполнители. Решать надо на федеральном уровне», - уточнила Юлия Войтович.

Правда, по ее словам, петербургский профильный комитет по социальной политике вроде бы «пробил» возможность вместо папки документов предъявлять контролеру или кассиру бесконтактную смарт-карту (БСК), в которой содержатся паспортные данные и можно быстро «пробить» категорию льготы. Но нам не удалось узнать, так ли это на самом деле или же пенсионера с БСК дотошный контролер снимет с поезда.

Зато в СЗППК уточнили, что все категории региональных льготников (в том числе и многодетные родители) могут приобретать  билеты на электрички не только в день отправления, но и за сутки до него. А федеральным льготникам повезло и того больше: они могут купить билет на дачу за неделю до отправления. Аргументация относительно чрезмерной приближенности к дате поездки та же: а вдруг льготник никуда не поедет и бюджет катастрофически обеднеет?

Справка ОК-inform

В Европе чем быстрее думаешь - тем меньше платишь

Немецкая железная дорога «Дойче Бан» заинтересована в привлечении пассажиров, поэтому идет на всевозможные скидки и льготы. Например, самый дешевый тариф Dauer Special, или в английском варианте Saver Fare, предполагает оплату 19 евро на расстояние до 250 км и 29 евро - на любое сообщение длиннее 250 км на все поезда, включая скоростные поезда ICE и IC.

Если пассажиров двое, то они заплатят 49 евро. Но если с ними дети до 15 лет, то они путешествуют по тарифу Dauer Special при родителях бесплатно. Когда билеты по 29 евро распроданы, начинается повышение цен вплоть до обычной цены на билет, которую вам предложат в кассе перед отправлением. Поэтому логика простая: хочешь ехать дешево - принимай решение быстро и бронируй билеты заранее.

Это самый приблизительный тарифный график. У немецкой железной дороги есть еще масса предложений и вариантов для разных категорий пассажиров и на разные расстояния. Предложения меняются регулярно. Вероятно, поэтому железная дорога в Германии была и остается самым популярным видом пассажирского транспорта.

В Италии система иная, но тоже вполне человеколюбивая. К примеру, ребенок до 4 лет может ехать бесплатно, занимая одно спальное место вместе со взрослым, а дети от 4 до 12 лет имеют право на 30%-ю скидку. Если пассажиру менее 26 лет, он может воспользоваться «Зеленой картой» (Carta Verde) - это льготный проездной, который стоит 26 евро и дает возможность в течение года покупать билеты на поезд с 15%-й скидкой. Существуют льготы и для тех, кому за 60. Есть и семейный проездной. Он стоит от 117 до 181 евро и предоставляет скидки на расстояние поездок до 3000 километров при 20 пересадках. В Италии так же, как в Германии, существуют регулярные выгодные предложения и гибкая система скидок, в том числе и для пригородного сообщения.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, инженер, 30 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии