Программа утилизации автомобилей: помоги себе сам
Наше правительство уже попадало в похожую историю: два года назад, при вступлении в ВТО, нужно было снизить ввозные пошлины на иномарки. Не сделать этого было нельзя, но вот что сказать автопроизводителям, вложившим миллионы долларов в строительство заводов? Выкрутились хитро: ввели утилизационный сбор. Ввели вроде бы для всех, но производителям попросту пообещали компенсацию. Формально требования ВТО выполнены, а собирать в России по-прежнему выгоднее, чем ввозить из-за границы.
Спрос на рынке падает, нужно как-то спасать отрасль. Программа утилизации с премиями за сдачу машин на свалку - проверенное оружие, его и решили использовать.
И не просто пообещали, а выплатили. На эти компенсации, по данным Минмпромторга, в 2014 году уйдет около 60 млрд рублей. Предприятиям платят за научно-технические разработки, модернизацию парка оборудования, содержание рабочих мест, адаптацию автомобилей под нормы «Евро-5» и многое другое.
Теперь ситуация иная. Спрос на рынке падает, нужно как-то спасать отрасль. Программа утилизации с премиями за сдачу машин на свалку - проверенное оружие, его и решили использовать. Но ВТО снова против: нельзя субсидировать покупателей за приобретение только отечественных автомобилей. С этим противоречием, видимо, и связана заминка, произошедшая в начале сентября. Объявить программу объявили, но не запустили.
Выход нашелся простой: автопроизводители самостоятельно вкладываются в премии за утилизацию старых авто клиентов или сдачу в trade-in, а затраты им постфактум компенсируют из бюджета ближе к концу года. Все это теперь называется не «Программа утилизации», а «Программа обновления парка автотранспортных средств».
Стоило ли городить огород, если учесть, что в структуре продаж автомобилей уже давно доминируют модели, собранные в России? Пожалуй, что стоило. Импортных авто продается немного, но только на первый взгляд. По данным АСМ-Холдинга, их доля в сегменте легковых авто за семь месяцев 2014 года составила 26,8%, снизившись за год почти на 4%. Конечно, практически все импортные авто относятся к сегменту «выше среднего» - скидка в 40 - 50 тысяч рублей для покупателей дорогих моделей некритична.
Но главная причина отказа от поддержки покупателей импортных транспортных средств - это ситуация с грузовиками. Доля импорта в этом сегменте рынка в 2014 году выросла с 41,3 до 44,9%. По некоторым категориям машин, например по магистральным тягачам или большим строительным самосвалам, российскому производителю пока трудно конкурировать с иностранным.
Автопроизводители самостоятельно вкладываются в премии за утилизацию старых авто клиентов или сдачу в trade-in, а затраты им постфактум компенсируют из бюджета ближе к концу года.
В общем - схема с «отложенной компенсацией» для участников программы, вполне осмысленна. А что же предлагают своим клиентам производители? «АвтоВАЗ» работает в рамках, обозначенных Минпромторгом. Покупателю, сдавшему авто в утиль, дают скидку в 50 000 рублей, а сдающему машину на реализацию в салон предлагают 40 000 рублей. Разумеется, помимо денег за сам авто.
Renault оперируют теми же суммами, предлагая скидки на модели локальной сборки: Logan, Sandero, Fluence, Duster, Megane и Koleos. Импортные модели, в частности Clio, Latitude и Scenic, купить с дисконтом уже не получится. Такая же картина у Hyundai и Citroen: скидки 40 000 - 50 000 рублей на единственно локализованные модели - Solaris и C4 соответственно.
Многие предлагают увеличенные скидки на собранные в России модели - по всей видимости, за них Минпромторг никаких компенсаций платить не будет. Volkswagen готов уступить до 75 000 рублей, Skoda - до 130 000, Chevrolet - до 135 000, а Opel - до 140 000. Nissan дает скидки 50 000 - 60 000 рублей покупателям Almera и 90 000 - 100 000 тем, кто желает купить Teana. А вот востребованный кроссовер Nissan Terrano идет со стандартной минпромторговской скидкой.
В Kia решили не идти вслед за корейским «родственником» Hyundai и объявили скидки на все без исключения модели, в том числе импортные. В зависимости от стоимости и востребованности на рынке выгода может составлять до 90 000 рублей. Что касается Toyota, то они успели пообещать журналистам о скором начале «акции обновления» на собираемую в России Camry, но пока дилеры еще не готовы давать никаких скидок.
Каковы же результаты программы? Как мы уже говорили выше, Минпромторг рапортовал о продаже более 10 000 автомобилей на 26 сентября 2014 года. Учитывая, что акции стартовали не 1-го, а ближе к 10-м числам сентября, результат неплохой. К 31 декабря, напомним, планируется продать 170 000 автомобилей по льготной программе.
Глава министерства Денис Мантуров признал, что 80% автомобилей в рамках акции - это продукция «АвтоВАЗа». Нечто похожее уже было в 2010 - 2011 годах, когда львиная доля продаж пришлась на безнадежно устаревшие ВАЗ-2107. Времена изменились, и теперь под брендом Lada продают автомобили, которые уже можно поставить в один ряд с недорогими импортными конкурентами. Так что какое-никакое, а обновление парка транспортных средств состоится.
- Сбор избыточных персональных данных предложили запретить
- Налог на роскошь стал шире
- Легковые автомобили в 2018 году могут подорожать на 10-17% из-за утильсбора
- Минобороны РФ недоплатило компенсацию вдове погибшего в Сирии майора
- Петербургский метрополитен выплатит 53 млн рублей 88 пострадавшим при теракте
- Microsoft обновила минимальные системные требования для Windows 11
- Опубликован список бесплатных игр для PlayStation Plus в октябре
- Microsoft официально презентовала пять новых устройств серии Surface
- "ВКонтакте" и "Одноклассники" начали тестировать систему по поиску недостоверной информации
- Опубликованы системные требования Far Cry 6