Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Особенности программы обновления автопарка-2014: от теории к практике

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Текущее состояние авторынка, прогнозы развития ситуации на ближайшее время и главные отличительные черты ныне действующей программы по утилизации автохлама, а также возможности ее досрочного завершения стали темой для разговора участников круглого стола, подготовленного и проведенного электронной газетой ОК-inform

В работе круглого стола «Особенности программы обновления автопарка-2014: от теории к практике» приняли участие: Сергей Удалов, исполнительный директор Аналитического агентства «Автостат», Алексей Румянцев, генеральный директор ОАО «Интей-Лада», Валерий Шеромов, генеральный директор ОАО «Питер-Лада», Василий Орехов, директор по маркетингу «Атлант-М Балтика», индивидуальный предприниматель Константин Суханов. По скайпу на связь выходили Филипп Туровер, генеральный директор ЗАО «Взлет» и Олег Коробченко, генеральный директор ТД «КОРИБ». Кроме того, было показано в записи выступление Олега Афанасьева, руководителя пресс-службы ОАО "КамАЗ", и озвучено мнение Елены Матвеевой, вице-президента "Группа ГАЗ".

Заглохли, но завелись: задержка на старте

Наступления осени многие автовладельцы ждали с нетерпением - ведь с 1 сентября должна была начаться новая программа по утилизации автотранспорта. Однако, несмотря на сделанные накануне громкие заявления премьер-министра о готовности к запуску, программа как таковая запущена не была, ибо автосалоны так и не дождались от Минпромторга четко прописанных правил и механизмов ее действия.

К сожалению, получить из первых уст комментарий по возникшей в сентябре ситуации журналистам редакции OK-inform не удалось: чиновники, сославшись на занятость, не смогли принять участие в работе круглого стола, предоставив информационную справку о ходе реализации программы и видеоинтервью главы ведомства.   

По словам Дениса Мантурова, министра промышленности и торговглый стол ли, программа обновления автопарка стартовала в полном объеме лишь после согласования ее главного условия - автопроизводители начинают реализацию программы за свой счет. А государство готово покрыть расходы в конце текущего года. На сегодняшний день претворением в жизнь новой программы по обновлению автопарка заняты 2200 своих дилерских центров по всей стране. «Люди стартовали, чтобы не упустить рыночную волну», - точно подметил Василий Орехов.

Авторынок в России: куда мы катимся?

Безусловно, государственная программа была задумана именно для улучшения состояния автомобильного рынка в России, который переживает не самые лучшие времена. «Основная причина падения автомобильного рынка - острая политическая ситуация в мире. Если в Европе авторынок ежегодно растет на 1,5-2%, то у нас идет падение продаж на 7-8%! Снижение экономической активности и падение курса рубля на мировом валютном рынке тоже не помогают»,- заявил Сергей Удалов. По его прогнозам, к концу года падение российского авторынка может составить 10-15%.

Трудности с экспортом автомобилей и перенасыщенность рынка также приносят огромные убытки. Не добавляет оптимизма и кредитная политика, проводимая банками. «Снижение количества купленных в кредит автомобилей зависит от плохой кредитной истории: банки, чтобы сохранить свои деньги, отказывают по кредитам - боятся, что они не будут погашены», - отметил Валерий Шеромов.

По мнению экспертов, улучшить ситуацию на авторынке может прекращение «гонки мощностей» между автоконцернами, проведение подробного анализа рынка и изменение приоритетов производства конкретных моделей авто.

Программа АвтоВАЗа: карт-бланш для покупателя

По итогам сентября в рамках программы по утилизации и «трейд-ин» (прием старого авто в зачет) продано около 36 тысяч автомобилей. Почти 15 000 - это автомобили Lada. Самыми популярными моделями, приобретаемыми в рамках программы, являются Lada Granta, Lada Kalina, Lada 4x4.

«Несмотря на критику прессы и на совершенно новые условия работы, мы успешно начали реализацию нашей программы, - поведал Алексей Румянцев. - Разработаны схемы, есть программные ресурсы, отлажены все механизмы. Хороший спрос и складывающаяся тенденция продаж не исключат вероятности того, что мы не сможем принять в программу всех - очень скоро автомобили окажутся в дефиците, поэтому программу придется завершить досрочно. Возможно, что уже в ноябре».

По мнению Валерия Шеромова, программа этого года гораздо лояльнее предыдущей. К примеру, если раньше авто, предназначенное для утилизации, должно было находиться в собственности не менее 3 лет, то теперь ограничения составляют полгода. Неслучайно, что подавляющее большинство клиентов официальных дилеров АвтоВАЗа выбирают именно вариант утилизации, а не «трейд-ин»… «Приобретение автомобиля Lada весьма актуально, ведь общая выгода (с учетом скидки по программе Lada Finans) достигает 80 тысяч рублей», - подсчитал Валерий Шеромов.

Иномарки: не все так просто

В программе по обновлению автопарка помимо отечественных производителей принимают участие и зарубежные компании - их около 20. Речь идет о фирмах, выпускающих «отечественные иностранные автомобили». По словам Василия Орехова, есть четкое описание данной категории: либо производство должно быть на территории, либо договор промышленной сборки. Эти ограничения разумны: государство стремится к размещению заводов на своей территории, тем самым способствуя собственной выгоде. Так уже работают заводы GM, Renault-Nissan, Volkswagen, Peugeot-Citroen и другие, внедряя свои программы утилизации и трейд-ин.

«Следовать героизму АвтоВАЗа в отношении работы с клиентом иностранный автопроизводитель позволить себе не может, - отметил Василий Орехов, комментируя рассказ коллег о готовности помочь с утилизацией авто. - У нас же значительная часть оформления утилизационных документов ложится на плечи клиента. Неудивительно, что трейд-ин пользуется большим спросом».

Впрочем, основная цель GM - пересадка автовладельцев на импортные автомобили - выполняется как нельзя лучше. По словам Василия Орехова, основная масса автомобилей, сданных по трейд-ин, в адекватном состоянии. Конечно, сумма выкупа автомобиля дилером будет ниже рыночной - но у автопроизводителей есть скидки по трейд-ин, которые снижают стоимость новой машины.

Коммерческий транспорт: новые возможности

И грузовой транспорт, и микроавтобусы в программе обновления автопарка-2014 участвуют впервые. Для многих отечественных производителей такая возможность оказалась как нельзя кстати. Олег Афанасьев (интервью с ним было записано накануне - прим. ред.) отметил, что ситуация на рынке грузового транспорта в данный момент весьма сложна (общий уровень упал на 20%, продажи - на 15-16%), что не могло не сказаться на производстве. Тем не менее даже в условиях нестабильного рынка КамАЗ вышел на желаемые показатели производства без серьезных потерь. Более 50% автопарка занимают старые автомобили, что наносит огромный ущерб. Эту проблему могла бы решить программа ограничения срока работы, которая не должна носить карательный характер и вместе с этим должна поэтапно обновлять автопарк. По мнению Олега Афанасьева, сейчас говорить о результатах работы программы пока рано: должно пройти 1,5-2 месяца, прежде чем возможно будет делать выводы.

Первые результаты работы программы обновления автопарка озвучил Филипп Туровер:  «С 9 сентября наблюдается рост количества розничных продаж. Благодаря участию и физических, и юридических лиц, уверен, программа поможет поднять продажи УАЗов в стране».

Неплохие результаты и у ГАЗ. Елена Матвеева, отметила, что количество звонков в дилерские центры ГАЗ выросло в 4 раза, а количество заявок потребителей увеличилось на несколько тысяч. Такой интерес наглядно подтверждает, что рынок нуждается в стимулах. По ее мнению, программа может продолжить работу и в следующем году из-за самоокупаемости. При этом улучшаются экология, безопасность, экономичность и надежность транспорта.

Участие в утилизации: бизнес или необходимость?

Некоторые эксперты среди причин задержки старта программы по обновлению автопарка называют отсутствие мощностей для утилизации. Их мнение понятно: ведь в случае недостатка предприятий по переработке в России могут появиться банальные свалки малопригодного для дальнейшего использования металлолома. «К сожалению, большинство утилизаторов не утилизируют, а уничтожают старые машины, отправляя их под пресс, - констатирует Олег Коробченко. - У нас все по-другому. Наше предприятие было построено три года назад и работает по циклу раздельной и глубокой утилизации, когда автомобиль (завод специализируется на утилизации грузового автотранспорта) разбирается полностью и полностью используется в раздельной переработке. Себестоимость утилизации очень высока и доходит до 50 тысяч рублей».

А что в итоге?

Участники круглого стола сошлись во мнении: государственная программа обновления автопарка - это благо и для клиента, и для дилера, и для государства. Безусловно, такую программу необходимо поддерживать на постоянной основе, но с привлечением СМИ и использованием рекламы: основная масса клиентов на текущий момент просто не знает о том, что программа работает.

  

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии