Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Коалиция в Раде рождается в муках

 Фото: wikimedia.org/ Фото: wikimedia.org/ Украина вот уже несколько недель официально живет без парламента и без правительства. Процесс формирования большинства в новой Верховной раде и подписания Коалиционного соглашения всерьез затянулся. Лидеры партий - победителей парламентских выборов планировали утвердить документ до 14 ноября, но за три недели им удалось согласовать всего лишь пару разделов. Теперь «окончательным» сроком создания коалиции в Раде называют конец нынешней недели, и это не предел

Пока перемирие в Донбассе с каждым днем становится все более призрачным и большинство украинцев входят в зиму без элементарных бытовых удобств вроде тепла и горячей воды, во властных коридорах Киева продолжается «схватка бульдогов под ковром». Главные лица украинской политики азартно делят властные полномочия. Главные разногласия между высокими спорщиками проходят по линии «президент-премьер». Команда премьера Арсения Яценюка жаждет застолбить за собой право формировать правительство и сохранить за Александром Турчиновым пост спикера Рады. Соратники президента Петра Порошенко, в свою очередь, пытаются поставить правительство под максимальный контроль будущей парламентской коалиции.

Во властных коридорах Киева продолжается «схватка бульдогов под ковром»

Напомним, по итогам внеочередных парламентских выборов 26 октября в Верховную раду прошли шесть политических движений: «Народный фронт» Яценюка, пропрезидентский «Блок Петра Порошенко», «Самопомощь», «Оппозиционный блок», «Радикальная партия Олега Ляшко» и «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Сразу после выборов Порошенко заявил, что «для формирования новой коалиции хватит и десяти дней».

Однако реальность отрезвила украинского президента. Рассчитывая путем внеочередных выборов в Раду получить полный и беспрекословный контроль над ней, Порошенко столкнулся с тем, что победа «Народного фронта» по партспискам спутала все его планы. Уже через пару дней после референдума партии Порошенко и Яценюка выдвинули свои варианты коалиционного соглашения, но найти компромисс им не удалось. Поэтому вскоре была сформирована рабочая группа, в которую вошли политики от всех партий-победителей, кроме «официальных изгоев» из «Оппозиционного блока». 

В принципе, БПП и «Народный фронт» могут в любой момент создать «коалицию на двоих», оставив другие политические силы на вторых ролях. Однако привлечение малых фракций дает партиям-«мэйджорам» ряд преимуществ. Во-первых, им важно хотя бы внешне сохранить «солидарность Майдана» в глазах украинцев. Кроме того, «большая» коалиция позволит сформировать конституционное большинство в Раде (более двух третей голосов депутатов). В этом случае можно будет изменить Конституцию Украины - с целью реальной децентрализации страны. Наконец, еще одна проблема - неумеренные амбиции Арсения Яценюка, чувствующего себя «главным представителем Вашингтона» на Украине.

Немалые надежды члены будущей коалиции возлагают на депутатов-самовыдвиженцев, которых в нынешней Раде аж 96 человек. Сегодня самые влиятельные из них, вроде Виктора Балоги, экс-главы администрации президента Ющенко, создают вокруг себя депутатские группы, за «дружбу» с которыми между крупными партиями тоже идет борьба. «Черновой вариант» коалиционного соглашения уже сегодня висит на сайте администрации президента Украины. В нем прописано, что именно этот документ станет «руководством к действию» для правительства: премьер-министр сформирует состав кабмина по согласованию с другими лидерами коалиции и возьмет на себя персональную ответственность за результаты его работы.

Арсений Яценюк чувствует себя «главным представителем Вашингтона» на Украине

Членами коалиции в Раде не смогут стать депутаты от «Оппозиционного блока» - они запятнали себя голосованием за «законы 16 января», спровоцировавшие новую волну насилия на Майдане. Впрочем, и называть ОП оппозицией тоже странно - он официально является частью «коалиции Майдана». Не войдут в коалицию и внефракционные депутаты. Наконец, в проекте соглашения прописаны отказ от депутатской неприкосновенности, а также то, что следующие парламентские выборы пройдут по пропорциональной системе.

Главный «камень преткновения» в подковерной борьбе за новую конфигурацию Рады - полномочия премьера и контроль над кабмином. По закону, коалиция в Раде формирует правительство и предлагает президенту кандидата в премьер-министры. Президент Порошенко, планировавший назначить премьером своего соратника, вице-премьера Владимира Гройсмана, увидев результаты выборов, вынужден был оставить на этой должности Яценюка. Но лидеру «Народного фронта» после успеха на выборах, как говорится, теперь «маловато будет» - он добивается права единолично формировать состав кабмина. 

В окружении Порошенко предлагают: в обмен на назначение Яценюка премьером «Народный фронт» должен отдать посты главы МВД и спикера Рады (на этот пост команда Порошенко активно «проталкивает» вице-премьера Гройсмана). Но в «Народном фронте» уверены, что нынешний спикер Турчинов - «лучший в истории Украины».

- Самый вероятный на сегодня вариант создания коалиции - это объединение всех пяти партий: БПП, «Народного фронта», «Самопомощи», радикалов и «Батькивщины». Именно этот вариант обсуждается сейчас жарче всего, и партии близки к компромиссу, - говорит украинский политолог Михаил Погребинский. - При таком раскладе «первую скрипку» все-таки будет играть президент, и Рада будет работать в русле интересов и пожеланий Порошенко. В этом случае сохраняется надежда на более-менее «диалоговый» режим - как с Россией, так и с Юго-Востоком. 

- Любые варианты коалиций могут быть приемлемы или неприемлемы только для политических сил Украины. Саму страну никакие коалиции и перетасовки в Раде спасти уже не могут. Ситуация зашла так далеко, что ее уже ничто не может исправить. Так что любая коалиция в нынешней Раде будет Украине как мертвому припарка. Если врач констатировал смерть пациента, наступившую неделю назад, то трупу к этому времени уже все равно, от чего он умер, - считает политолог Ростислав Ищенко.

Саму страну никакие коалиции и перетасовки в Раде спасти уже не могут

Кроме того, если торг между победителями выборов будет продолжаться слишком долго, то, по мнению аналитиков, Порошенко и Яценюк вполне могут повторить политический провал 2005 года. Тогда, после «оранжевой революции», партии-победители так и не смогли договориться о разделе полномочий, начав открытую войну между собой. И в итоге легко уступили власть «регионалам» во главе с Януковичем. Если же лидерам партий все же удастся создать коалицию, то Рада может утвердить коалиционное соглашение уже на первом заседании - через две-три недели. По закону, парламент должен собраться на сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления итогов выборов, которые были опубликованы 10 ноября.

А теперь - немного украинских политических парадоксов. Так, местные политики обожают говорить: дескать, на Украине так уж традиционно повелось, что коалицию формирует самая большая фракция. А некоторые местные политологи говорят даже не о традиции, а о «конституционной норме». Увы, в нынешней украинской Конституции вообще не прописано, кто и как должен создавать эту самую коалицию. То есть она просто создается из парламентских фракций - сама по себе.

Более того, никакой традиции создания коалиций на Украине нет и в помине. Самой большой фракцией во всех созывах Рады, начиная с пятого, была фракция «Партии регионов». Она и формировала коалицию дважды - в 2006 и 2010 годах. 

Споры украинских политиков о кандидатуре премьера тоже выглядят, мягко говоря, странно. На самом деле выбора, кто именно будет премьером, у сегодняшней Рады нет - кандидатура Яценюка была утверждена Госдепом США еще во время Майдана. А попытка Порошенко пересмотреть решение американцев привела к тому, что его партия осталась на выборах лишь второй - как раз после того самого Яценюка. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Маргарита, домохозяйка, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии