Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.69
Евро 98.56
Юань 1.27

Прямая и явная угроза

 Фото: http://www.south-stream.info Фото: http://www.south-stream.info Проект российского газопровода «Южный поток» вновь попал под угрозу, причем на этот раз - не со стороны еврочиновников. Как говорится, беда пришла откуда не ждали, и, несмотря на то что она еще даже официально не презентована, аналитики уже начали рассматривать ее всерьез. Израиль всерьез намерен заменить Россию на европейском рынке поставок газа

И если раньше такая возможность расценивалась экспертами как чисто теоретическая (мол, от добра добра не ищут), то в условиях глубокой «заморозки» отношений между Москвой и Брюсселем Евросоюз вполне способен поддержать предложенный Израилем проект трубопровода со средиземноморского месторождения «Тамар» через Кипр на юг Европы.

На днях в Риме состоялась встреча министров энергетики стран Средиземноморья, которая вроде бы не сулила никаких сюрпризов. Однако сенсация возникла на пустом месте: выступивший с докладом глава энергетического ведомства Израиля Сильван Шалом неожиданно предложил европейцам смелый по своим масштабам проект.

Глава энергетического ведомства Израиля Сильван Шалом предложил построить по дну Средиземного моря трубопровод длиной 1 400 километров, который соединил бы принадлежащее Израилю газовое месторождение «Тамар» с островом Кипр.

Он предложил построить по дну Средиземного моря трубопровод длиной 1 400 километров, который соединил бы принадлежащее Израилю газовое месторождение «Тамар» с островом Кипр, откуда газ будет далее транспортироваться в Грецию и Италию. Руководство трех европейских стран: Кипра, Греции и Италии - активно приветствовало израильский проект, и его официальная презентация состоится в Брюсселе уже через три недели.

- Кипр может внести решительный вклад в усилия Евросоюза по завершению формирования внутреннего энергетического рынка, чтобы положить конец «энергетической изоляции Европы». Наш остров, вкупе с другими странами восточного Средиземноморья, может стать узлом по производству и транспортировке энергоресурсов, - заявил президент Кипра Никос Анастасиадис.

Тель-Авиву и правда есть что предложить европейцам: разработка огромного шельфового месторождения  газа «Тамар», открытого в 2009-м, идет полным ходом, и израильтяне вовсю ищут новых покупателей. Оно содержит более 8 трлн кубических футов природного газа, а рядом с ним к тому же находится еще более богатое месторождение - «Левиафан», содержащее от 16 до 18 трлн кубических футов газа.  

Понятно, что предложенный Израилем проект стал ударом в спину газпромовскому проекту «Южный поток», реализация которого сейчас стала предметом острейшего противостояния между Брюсселем и государствами Восточной Европы. Восточноевропейцы не скрывают: они очень хотели бы разместить российский газопровод на своей территории, чтобы с помощью огромных «комиссионных» за транзит газа пополнить свои тощие бюджеты. При этом их привлекает в российском проекте и то, что их персональный финансовый вклад в прокладку газопровода, по сути, будет небольшим: основные расходы берут на себя российский «Газпром» и итальянская Eni.

Однако чиновники Евросоюза даже в таких условиях выступают против  «Южного потока». Причина - «он противоречит “третьему энергопакету” внутренних законов ЕС». Этот пакет законов был принят в середине «нулевых» по инициативе Польши и стран Прибалтики, он гласит, что ресурсодобывающие компании вроде «Газпрома» не могут владеть одновременно и распределительными, и транспортными сетями в единой Европе. Поэтому они обязаны или продать трубопроводы Брюсселю, или передать право на управление ими независимым европейским компаниям. «Газпром», который предполагает вложить не менее 10 млрд евро в прокладку «Южного потока», такие условия, естественно, не устраивают. В компании намерены добиваться, чтобы он стал таким же «исключением из правил», как и «Северный поток», проложенный по дну Балтийского моря в Германию.

Препоны «Южному потоку» ставятся вовсе не потому, что он невыгоден или угрожает экологии. Просто вследствие украинского кризиса в Европе (по крайней мере - на официальном уровне) стало модно не любить Россию и все с ней связанное.

Напомним: «Южный поток» - газопровод мощностью 63 млрд кубометров газа в год, который уже прокладывается по дну Черного моря на юг Европы. Начиная проект, в Москве надеялись, что первый газ по нему пойдет в конце 2015-го, а на полную мощность газопровод выйдет в 2018-м. Маршрут трубопровода проложен по территории Болгарии, Сербии, Венгрии, Австрии, Италии и Словении.

В отличие от «Южного потока», затраты ЕС на израильский проект могут быть довольно значительными - по разным оценкам, от 7 до 10 млрд евро. Однако в данном случае важна не только себестоимость израильского газа (он - по сравнению с российским - будет дороже как минимум на 20 - 30 долларов за тысячу кубометров), но и «политическая составляющая».

Сегодня те же итальянцы видят: препоны «Южному потоку» ставятся вовсе не потому, что он невыгоден или угрожает экологии. Просто вследствие украинского кризиса в Европе (по крайней мере - на официальном уровне) стало модно не любить Россию и все с ней связанное. В этот момент и появился израильский проект. В Тель-Авиве очень надеются воспользоваться возней вокруг «Южного потока», которая может занять годы, и захватить значительную часть газового рынка южной Европы, которую планировал занять «Газпром». При этом, по мнению аналитиков, израильский газопровод вряд ли будет сопоставим по мощности с российским - по планам Тель-Авива, она не будет превышать 10 млрд кубометров газа в год. Впрочем, как считают эксперты, если планируемый проект газопровода все же будет воплощен в жизнь, то впоследствии объемы прокачки могут возрасти в силу геополитических причин. 

Израильский проект подразумевает возведение на Кипре огромного терминала по сжижению газа, который обойдется в сумму от 2 до 4 млрд евро (что повышает стоимость проекта в полтора раза).

- Если сейчас политическая ситуация в «газовых странах» - Алжире и Тунисе - относительно стабильная, то Северная Африка в последние годы вошла в политический кризис. А месторождения и газопроводы в Центральной Африке размещены в зоне межплеменных, а теперь уже и межгосударственных конфликтов. И в случае обострения напряженности в странах Магриба значение израильского газа для Европы может резко возрасти, - говорит Алексей Хайтун, эксперт Центра энергетической политики Института Европы РАН.

Впрочем, главная надежда «Газпрома» и России в этой ситуации - на фактор, который пока приносит нам одни убытки: на удешевление нефти. Дело в том, что цена газа очень жестко привязана в контрактах к стоимости нефти - по сути, «голубое топливо» дешевеет вместе с «черным золотом», но - с серьезной задержкой по времени. И неизбежное падение цены на газ грозит обессмыслить строительство газопровода по дну Средиземного моря. К тому же израильский проект подразумевает возведение на Кипре огромного терминала по сжижению газа, который сам по себе обойдется в сумму от 2 до 4 млрд евро (что повышает общую стоимость проекта в полтора раза).  

Не стоит упускать из виду и такие факторы, как тяжеловесность  Еврокомиссии при принятии решений по ключевым энергетическим проектам, а также общий экономический кризис в Европе, создающий серьезные трудности при поиске инвесторов в такие проекты.  Все это вроде бы играет на руку РФ, но, тем не менее, уже сегодня ясно: «Газпрому» в частности и России в целом стоит поторопиться с продавливанием строительства «Южного потока» в Европе. Ведь каждый месяц проволочек лишь усиливает у конкурентов соблазн отхватить себе жирный кусок европейского газового пирога.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 20 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии