Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Чем грозит России кавказский филиал ИГ?

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org На днях боевики Северного Кавказа в полном составе присягнули на верность группировке «Исламское государство» и ее главарю Абу-Бакру аль-Багдади. Видеоролик с  клятвой был опубликован на всемирном видеосервисе, и руководство «Исламского государства» приняло присягу боевиков «Имарата Кавказ». Это - первый случай, когда лидеры ИГ официально отреагировали на решение джихадистов из других регионов принести им «клятву верности». Теперь аналитики гадают, какие последствия для России и россиян будет иметь переход кавказских радикалов под крыло старших товарищей из ИГ

Собственно, публикация на главном мировом видеохостинге присяги кавказских террористов на верность ближневосточным коллегам сама по себе не стала чем-то из ряда вон выходящим. До них так же поступали исламисты из нигерийской группировки «Аш-Шабаб», члены «Аль-Каиды» в странах «исламского Магриба» и другие приверженцы всемирного халифата, остро нуждавшиеся в покровителях, деньгах и оружии. На все предыдущие обращения представители «Исламского государства» никак не реагировали. 

Однако вслед за кавказской клятвой последовало ответное видеообращение Абу Мухаммеда аль-Аднани, «пресс-секретаря» «Исламского государства». Он сообщил, что группировка создает «филиал» на территории РФ - «Вилаят Кавказ». Тем самым подтвердились прогнозы пессимистов, ожидавших того, что ИГ рано или поздно официально заявит претензии на российский Кавказ.

По мнению аналитиков переломным моментом в жизни кавказского подполья стал апрель 2015-го - когда российские силовики уничтожили последнего амира «Имарата Кавказ» Алиасхаба Кебекова. В итоге «Имарат» не только оказался обезглавлен, но и остался без целей, ресурсов и людской силы. Теракты на территориях Чечни, Дагестана и Ингушетии практически прекратились. Но не успели силовики порадоваться нормализации оперативной обстановки, как террористы решились на обходной маневр. Причем в течение мая - июня сразу несколько полевых командиров с Кавказа принесли аналогичные клятвы.  

- Присяга связана с тем, что «Имарат Кавказ» изжил себя, и боевики решили присягнуть тому, кого считают лидером в мусульманском джихаде, - уверен эксперт Института востоковедения РАН Михаил Рощин. - Какие теперь последуют изменения, сейчас сказать невозможно, но бандподполье наверняка будет реорганизовано и переформатировано. А значит, оно может представлять гораздо большую угрозу стабильности, чем сегодня.     

- «Имарат Кавказ» переживает системный кризис, отчасти из-за оттока боевиков на Ближний Восток, в ряды ИГ. По неофициальным подсчетам, всего на Ближний Восток уехали от 5 до 7 тысяч человек. Можно уверенно говорить, что ныне «Имарат Кавказ» сломлен, идет радикальная перестройка системы подполья. Это - следствие успешных действий силовиков, в том числе - до и во время Олимпиады, а также ликвидации знаковых фигур подполья, - считает эксперт Российской академии госслужбы Денис Соколов.  -  Отток боевиков из России - безусловно, позитивный для нас момент.

Кроме того, появились и другие признаки того, что ИГ намерено взяться за Россию всерьез. В начале июня в соцсети Twitter возникли не менее пяти профессионально оформленных аккаунтов, пропагандирующих идеи террористов на русском языке (до этого аккаунты ИГ велись только на арабском и английском). Кроме того, в Сети появился пропагандистский журнал террористов «Исток», сделанный по всем канонам современной журналистики.

Чем грозит России вхождение кавказских террористов в систему ИГ? По сути, главная угроза - увеличение вероятности проведения в скором будущем терактов в разных уголках страны (прежде всего в кавказских республиках, на Ставрополье и в Москве). Кроме того, могут повториться нападения групп боевиков на отдельные города (вроде памятных атак на Грозный и Нальчик). Но главное - вскоре многие россияне, как и во времена чеченских войн, не смогут чувствовать себя в абсолютной безопасности. Ведь «Исламское государство» - не только крайне жестокая и агрессивная, но и очень богатая группировка, которая через третьи руки сможет спонсировать активность бандгрупп не только на самом Северном Кавказе, но и в других регионах России. 

Еще одна, крайне серьезная опасность - в том, что кавказские боевики, воюющие сегодня в рядах ИГ, рано или поздно попытаются вернуться в места обитания (у террористов, как известно, нет родины). И уже затем, установив связи с местным подпольем, вывести противостояние с властями РФ на другой уровень. Потенциальная угроза РФ представляется более чем серьезной - в конце концов, многие в России помнят страшные теракты в Москве и Волгодонске, не говоря уж о захвате заложников в Беслане или в театральном центре на Дубровке. Согласитесь: от одной мысли, что нечто подобное может повториться в любом уголке нашей страны, кровь в жилах стынет.  

-  Отток кавказских боевиков, присягнувших ИГ, обратно в Россию, вполне возможен. Навоевавшиеся боевики - грозное оружие, но встает сразу несколько вопросов. Во-первых, не погибнут ли они на Ближнем Востоке в ходе боев на четыре фронта? Во-вторых, захотят ли они возвращаться? И, в-третьих, позволит ли это сделать ФСБ? - говорит эксперт Михаил Рощин.

Вообще - почему террористы с Кавказа уезжают воевать на Ближний Восток? Ответов на этот вопрос - как минимум три. Во-первых, война в Сирии и Ираке кажется российским боевикам более понятной, нежели боевые действия на Кавказе. В конце концов, здесь им часто приходится воевать против своих же земляков, а там - против чуждых сирийцев, иракцев и курдов. Во-вторых, воевать на Востоке куда проще и прибыльней. Ведь благодаря выстроенной Рамзаном Кадыровым системе контроля за боевиками в той же Чечне многим из них приходится годами жить в глубочайшем подполье, да еще и в условиях нерегулярного финансирования. Наконец, у боевиков на местах есть родные и близкие, и с каждым новым терактом они ставят под удар свои семьи. А в Сирии и Ираке они отвечают только за себя.

Создание «кавказского филиала» ИГ - процесс вполне логичный. На фоне затухания «Имарата Кавказ» «Исламское государство» крепло с каждым месяцем, превратившись из шайки сирийских боевиков в грозное квазигосударство. Привлекательность проекта «ИГ» по сравнению с проектом «Имарат» возросла на порядки - и продолжает возрастать. В ИГ едут радикалы всех возрастов со всего мира, во многом - благодаря масштабной и качественной пропаганде в интернете. Так что кавказские боевики, давно оставшиеся без работы, в итоге встали перед выбором: восстанавливать «Имарат», или присягать новой силе - рассчитывая на ее помощь деньгами, оружием и человеческими ресурсами.

Эксперты уверены: ИГ тоже принимает в свои ряды боевиков с Кавказа вовсе не для того, чтобы те остались навсегда на Ближнем Востоке. Логика рассуждений у лидеров террористов примерно такова: пусть эти «командировочные» с Северного Кавказа повоюют у нас, но потом они должны вернуться на родину, чтобы устроить российским властям массу проблем.

- Увы, террористы из ИГ не учитывают того фактора, что за последние месяцы северокавказское бандподполье практически обезлюдело. Часть террористов переловили или перебили во время КТО российские силовики, а другая часть подалась в «Исламское государство». По сути, сегодня в подполье почти никого не осталось. Такое стечение обстоятельств - отличная возможность для российских спецслужб окончательно зачистить ряды кавказских джамаатов, чтобы полностью их ликвидировать. Если российским силовикам это удастся, то возвращаться на родину боевикам ИГ потом будет просто некуда, - говорит эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.

И правда - за последнее десятилетие система контроля спецслужб за людьми, хотя бы косвенно связанными с бандподпольем или радикальным исламом, стала намного более широкой и жесткой, чем раньше. Конечно, ее трудно сравнить со «всепроникающим ухом» Агентства национальной безопасности США. Но   данные о тех, кто хоть как-то интересуется радикальным исламом, оружием или взрывчаткой, уже давно внесены в соответствующие базы. Да и россияне, лишь недавно отошедшие от терактов в Волгограде, привыкли сами вычислять подозрительных субъектов на улице и в общественных местах. Все это дает надежду на то, что даже если кавказские боевики вновь попытаются начать террористическую войну на Кавказе под контролем «кураторов» из ИГ, эту активность властям удастся подавить в зародыше.     

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии