Трамвай-призрак из «Жемчужины» уехал в Колпино: show must go on
В очередной раз разговор о так называемом «легоньком», или скоростном трамвае, также известном как ЛРТ, зашел в ходе отчетной пресс-конференции, которую дали глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергей Харлашкин и председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин. Последний, говоря о «многострадальном Колпинском районе», отметил, что «на сегодняшний день там транспортная доступность не покрывает все желания жителей». Признание, однако.
На данный момент в Смольном скопилось уже больше десятка проектов перспективных маршрутов ЛРТ, но именно Колпинский в настоящий момент самый проработанный, заявил Александр Головин.
«Поскольку в ближайшей перспективе там не планируется метро, второй вид транспорта, который обеспечивает пропускную способность после метро, - это скоростной рельсовый транспорт, - продолжил Александр Головин. - Поэтому очень активно в настоящее время разрабатывается проект с использованием, скорее всего, элементов концессии и внебюджетных источников. Это скоростной рельсовый трамвай по маршруту станция метро “Южная”, которая будет сдаваться в конце 2017 года, - Колпино. Это как раз заменит где-то возможности метрополитена, потому что скоростной трамвай может перевозить где-то до 10 тысяч человек в час».
Транспортные чиновники подтвердили, что на данный момент в Смольном скопилось уже больше десятка проектов перспективных маршрутов ЛРТ, но именно Колпинский в настоящий момент самый проработанный, заявил Александр Головин. «Там есть проект планировки и сроки реализации проекта, и инвестор по этому поводу активно работает», - пояснил чиновник. Однако самих сроков он не назвал и говорить о том, кто является инвестором, также отказался. Секрет фирмы или, может, суеверия помешали.
Коснулся глава комитета по транспорту и других направлений. «Думаем мы, конечно, и по направлению юго-запад», - откровенничал он. Но там, как выяснилось, все сложнее. «В моем понимании, там нужны проектные решения немножко другие, - рассуждал Александр Головин. - Это не южное Колпино, где можно на первом уровне (очевидно, имелся в виду уровень земли, то есть отсутствие эстакад. - Ред.) запустить этот транспорт, и он действительно будет скоростным. К сожалению, там очень много пересечений и больших перекрестков с огромным потоком личного транспорта, общественного транспорта и так далее. Сейчас рассматриваем этот проект и как раз рассматриваем проектные решения, как сделать этот транспорт скоростным, потому что если мы просто пустим трамвай в эти районы, то скорость его не будет отвечать требованиям жителей “Балтийской жемчужины” однозначно».
Наконец, третье направление, на котором скоростной трамвай считался наиболее уместным решением, а именно - путь из центра города в аэропорт Пулково, также удостоился комментария чиновников. Сергей Харлашкин напомнил, что недавно был объявлен конкурс на технико-экономическое обоснование строительства новых станций метро, среди которых - станция «Пулково». По его словам, это сделано для того, чтобы понять, какими будут пассажиропотоки на данном направлении и какова может быть эффективность различных видов транспорта. «Наряду с аэроэкспрессом, наряду со скоростным трамваем, рассматриваются все варианты», - заявил глава КРТИ.
«По моему мнению, мы подойдем к экспрессу, - прокомментировал слова коллеги Александр Головин. - Это более близкая перспектива транспортного сообщения: Витебский вокзал - Пулково», - пояснил он.
Магия цифр ПМЭФ
К чему была нужна секретность с инвестором строительства линии ЛРТ в Колпино, непонятно. В июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко совершенно открыто подписал соглашение о строительстве линий легкорельсового транспорта с банком ВТБ. Правда, есть пара нюансов.
Соглашение касалось двух линий: «Южная» - Колпино и «Кировский завод» - «Балтийская жемчужина». Теперь же выходит, что глава комитета по транспорту фактически забраковал вторую.
Во-первых, соглашение касалось двух линий: «Южная» - Колпино и «Кировский завод» - «Балтийская жемчужина». Теперь же выходит, что глава комитета по транспорту фактически забраковал вторую.
Во-вторых, если в июне председатель правления ВТБ Андрей Костин уверял журналистов, что соглашение имеет под собой реальные проекты и банк готов приступить к их реализации уже в ближайшие месяцы, то теперь ВТБ комментирует проект крайне осторожно. «На данный момент преждевременно говорить о формате, параметрах и условиях нашего участия в этом проекте, так как такое решение может быть принято только после детального анализа всех аспектов проекта и оценки инвестиционных рисков», - заявили «Общественному контролю» в пресс-службе банка. И это при том, что в подписанном соглашении хоть и не были обозначены конкретные сроки, зато стояла конкретная цифра: 20 млрд рублей.
Впрочем, как показывает практика реализации крупных проектов в Петербурге, цифры имеют свойство зачастую меняться. Равно, как и инвесторы.
Заблудившийся трамвай
Чтобы оценить сложившуюся коллизию в полной мере, стоит сделать небольшой экскурс в историю проектирования в Петербурге легкорельсового транспорта. Впервые о нем заговорили в 2006 году. Тогда на юго-западе города уже вовсю строилась «Балтийская жемчужина» и считалось, что транспортное обеспечение нового квартала - часть обязательств города перед китайским инвестором. Тогда обещания раздавала тогдашний губернатор Валентина Матвиенко. Предполагалось, что первая линия пройдет от Стрельны до Обухово. Следом за ней появился проект линии из Пулково в центр. В 2008 году был объявлен конкурс на реализацию проекта по схеме государственно-частного партнерства. Но в начале 2009 года в связи с финансовым кризисом фееричный проект века заморозили.
Но уже осенью того же года проект начали обсуждать вновь. На этот раз трассировка строилась по направлению Московский вокзал - Пулково. Выглядело все, казалось тогда, «по-взрослому». Информация о том, что конкурс на строительство будет объявлен «вот-вот», появлялась не раз и не два. В конце концов, все это уже стало напоминать мыльную оперу. Постепенно призрак легкого трамвая стали «видеть» в разных концах города. Например, поговаривали, что его нужно пустить в район Девяткино, задыхающийся от транспортных проблем. Сеансы магии от властей предержащих длились достаточно долго. Странно, что нынешние чиновники не придумали чего-то поновее, чем нафталиновый ЛРТ.
В 2015 году появилась некоторая конкретика относительно линии «Южная» - Колпино. Комитет по транспорту опубликовал три варианта ее трассировки, а также расчеты стоимости.
Наконец в 2015 году появилась некоторая конкретика относительно линии «Южная» - Колпино. Комитет по транспорту опубликовал три варианта ее трассировки, а также расчеты стоимости. В зависимости от маршрута она должна была составить от 5,2 до 8 млрд рублей. Странным образом это совпало с активизацией проекта реновации старых кварталов Петербурга, наиболее удаленный из которых находится как раз в Колпино, на пути предполагаемого следования скоростного трамвая.
А за несколько дней до подписания упомянутого соглашения с ВТБ весьма уважаемое издание сообщило со ссылкой на пресс-службу КРТИ о том, что трамвай в Колпино будет не скоростным, а самым обычным.
В контексте вышесказанного очередное явление «трамвая-призрака» можно оценивать по-разному. Например, как знамение давящих неизбежностью выборов, требующих, как полагается, обещаний и радужных перспектив от желающих сохранить свои места.
Затерянный мир
На этом можно было бы поставить точку, но следовало бы дать слово жителям Колпино, которые живут в своем особом мире, так непрочно связанном с реальным Петербургом.
«Народ, скажите, до центра Питера из Колпино в утренний час пик за сколько вы добираетесь?» - спрашивает один из посетителей группы «ВКонтакте» с многозначительным названием «Метро в Колпино». «Минимум полтора часа, - отвечают ему. - Если б электрички быстрее ходили, то можно было б и за час».
«Не будет никакого метро, трамвая, шаттла и т.д., - горячится другой пользователь. - Я б вообще ратовал за то, чтобы вообще отделиться… из состава СПб, куда мы, собственно, вкладываем налоги, встаем в 5, чтобы надеяться, что ты приедешь до станции хотя бы в семь утра. На кой нам это счастье - башлять балаболам… просиживающим штаны».
- Автобус номер 120 свяжет Беговую и Юнтолово
- На Неву возвращается речной трамвай, а в Славянку запускают скоростной
- На дороги Петербурга вернули почти 100 автобусных маршрутов
- В Петербурге отменят 39 автобусных маршрутов
- Александр Беглов одобрил Концепцию развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла