Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.31
Евро 98.47
Юань 1.26

Кирилл Остапенко: Ты станешь человеком-оркестром, если начинаешь с малого

 фото из личного архива  Кирилла Остапенко фото из личного архива Кирилла Остапенко Основатель сети велосипедных магазинов «Велодрайв» с выручкой 200 млн рублей рассказал Ok-inform о своем бизнесе и о том, какие трудности стоят на пути у будущих миллионеров

- Кирилл, почему решили заниматься именно велосипедами? Сложно ли было открыть свое дело? И в чем секрет столь быстрого успеха?

Что касается моего решения, то все произошло случайно. Я учился на юриста, было скучновато, затянуло в «полубизнес», связанный с перепродажей сотовых телефонов. Потом подошел к тому, что пора бы открывать шоу-рум. С учебой начались трудности, очень много времени уходило на организацию своего дела. В итоге я отдал телефоны своим друзьям и бизнес завершился. Из университета меня не выгнали, пошел доучиваться. И все бы хорошо, но по-прежнему было скучно. В тот момент шла программа Work and Travеl, и я поехал в США работать. Там ездил на велосипеде из одного города в другой, чтобы сэкономить, так как работал на двух работах. Однажды свалился с велосипеда и он пришел в негодность. Свалился прямо напротив барахолки местной. Выбежала бабушка лет под 60, заохала, сказала, что велосипед надо либо починить баксов за 20, либо продать. На следующий день она привезла мне 25 долларов. С этого, пожалуй, все и началось. А продажи мне всегда были близки.

Вернулся в Россию на последний курс в 2004-2005 году. Перед тем как приехать, узнал у друзей, как дела в бизнесе. Сотовый - медленно шел, также они открыли автомобильный и велосипедный бизнес. Автомобильный бизнес - это прокат собственной машины с собою в качестве водителя. А велосипедный - торговая точка на Черной речке. Все делали сами.

Возили велосипеды, собирали. В общем, меня втянули в авантюру. Прибыли почти не было. Я решил сделать сайт. Ребята отказались поддерживать, поскольку денег не было. В итоге я своими силами сделал сайт и практически сразу нам позвонили из компании-поставщика, из Москвы, с большого завода и попросили изменить логотип, так как он был похож на их! А сайту-то было 10 дней всего. Мы - такие маленькие, завод - такой большой.  Ну и я понял, что Интернет - это сила. И ставка была правильная. 90%  клиентов приходили именно через интернет, несмотря на то, что точка была  рядом с метро.  С компаньоном мы расстались, и «мы» перешло в «я» в 2007 году.

Успех мой - не быстрый. Начинал, как все: мы были маленькие, и денег не было, без начальных инвестиций и знаний. Нарабатывал опыт, работал без выходных. Обычная история. Сегодня «Велодрайв» входит в пятерку самых крупных розничных продавцов велосипедов в России. 

Кстати, недавно сеть магазинов объединилась с компанией «Досок.нет», и теперь делим магазины на две части, 30/70. Зимой больше сноубордов, летом больше велосипедов.

- Какие трудности стоят перед предпринимателями в Петербурге? Как их преодолевать? Какая поддержка требуется от государства? Есть ли сложности с арендой помещений?

- Один из основных сложных моментов - найти не партнера, а помощника по финансовым вопросам. Аналитика по экономике, а не авантюриста, каких много. Открыть бизнес удается многим, но не многим удается удержать, поскольку нет противовеса необдуманным решениям. Трезвый аналитик остерегал бы от рискованных вложений, помог бы компенсировать затраты. Трудно еще и потому, что начинающему предпринимателю придется разбираться во всех областях хозяйственной деятельности.  И экономика, и маркетинг, и основные бизнес-процессы, движение товара, кадры, обучение и так далее.

Нужно быть готовым к тому, что ты станешь человеком-оркестром, если начинаешь с малого.

Государство должно поддерживать, естественно, финансами. Существуют невозвратные гранты от 200 до 500 тысяч для начала предпринимательской деятельности. Правда, мало кто об этом знает, и их сложно получить. При получении таких грантов должно быть обязательно обучение. Государство должно сказать: «Мы тебе дадим денег, если ты пройдешь курс и аттестацию». А курсы должны совмещать и  теорию, и практику. Сегодня существует некоторая подмена понятий: многие эксперты в  бизнес-среде призывают к тому, что не надо учиться, а надо сразу идти заниматься бизнесом. Об этом говорят  многие бизнес-тренеры и лекторы. Люди ныряют с головой в авантюру, даже талантливые предприниматели, у них ничего не получается, и на этом энтузиазм сходит на нет. Первый кризис может сломить.

Также хорошо, если государство поможет предпринимателям с менторским сопровождением. То есть предоставлять консультационную поддержку, основанную на опыте уже состоявшихся бизнесменов.  

Безусловно, государство должно бы помогать в вопросах  аренды, субсидировать налоги, кредитные и арендные ставки. И таким образом, чтобы  система поддержки работала не для  узкого круга «своих», а для всех.

А вообще, я бы посоветовал в 20 лет ни в какой бизнес не идти. А идти в ту отрасль, которая тебе нравится, с четким желанием через какое то время открыть свой бизнес.

- Как Вы думаете, нужен ли в Петербурге бизнес-омбудсмен, и какие проблемы Вы бы попросили его решить в первую очередь и почему?

- Нужен, да. И чтобы у него были полномочия по решению споров между предпринимателями. Так сказать, возможность помочь в досудебном урегулировании споров.

В молодежном предпринимательстве, да и в целом, бывают разные ситуации. И все участники спора могут быть уважаемыми, авторитетными людьми, но если конфликт остается не решенным - страдает репутация. Будет хорошо, если бы спорные случаи рассматривались независимой стороной, был специальный аппарат, и по итогам решения спора все оставались при своей репутации. Это  - этика делового сообщества.

- Кирилл, а какими, на твой взгляд, качествами должен обладать молодой предприниматель?

- Наверное, все качества известны. Изобретательный, предприимчивый, готовый разбираться во многих областях и постоянно учиться новому, эрудированный и ответственный. Одним словом - живчик.

- Принимаете ли Вы участие в развитии велосипедной инфраструктуры в Петербурге? Какие предложения на этот счет имеете?

- Да, мы участвуем, конечно. И в комитеты ходим, в «Велопитере» с Гуревичем общаемся, совместные решения и документы создаем. Скоро выйдут брошюры «Как не задавить велосипедиста», «Как правильно передвигаться на велосипеде». По моему мнению, основная проблема Петербурга - это отсутствие велокультуры. Необходимо развивать общественное сознание и у велосипедистов, и у пешеходов, и у автомобилистов.

Что касается развития инфраструктуры, все должно развиваться логично. У нас дорог для автомобилей не хватает, они еще не сделаны. А финансовый источник то один. Автомобили, конечно, в приоритете у органов власти. Вообще, вносить изменения в уже созданную инфраструктуру, в которой не было места велосипедам, крайне сложно. А вот заявления правительства о проектировании велодорожек в новых районах, которые планируют строить,  - это правильно. Если будут реализованы, уже будет хорошо. Один из важных вопросов сегодня - это установка велопарковок. А то выезжаешь из дома на велосипеде, доезжаешь до работы, и негде его оставить.

- Кирилл, а как развивается проект с велопрокатом в городе, который, кажется, Вы  предлагали? Зависит ли успех Вашего бизнеса от решения властей, принимаемых в этой сфере?

- По поводу проката - мы очень хотели примкнуть к проекту «Велобайк», сделать в Петербурге систему, аналогичную московской. Ты берешь хороший велосипед в одном месте, один час бесплатно ездишь, затем сдаешь где-то в другом пункте. Если нужно доплатить, оплачиваешь с помощью пластиковой карты. Но конкретики пока нет, потому что необходимо найти основного спонсора, которым может стать петербургский или московский банк.

Успех моего бизнеса пока что никак не связан с решениями властей. Понятно, если инфраструктура улучшится, то и продаж станет больше. 

А так у нас сейчас есть два проекта. «Фрибайк» - бесплатные велосипеды, которыми могут пользоваться все, кто знает код от ключа. Мы берем велосипеды, которые принесли нам на утилизацию, чиним, перекрашиваем в синий цвет, выставляем на улицу. Выпустили около 100 в этом году, естественно, их разворовали. Но затраты у проекта невысокие, поэтому мы не прощаемся с этой идеей, ведь велосипеды продолжают приносить на утилизацию. Это в какой-то мере социальная миссия - приобщение жителей нашего города к велотранспорту.

Второй проект - «Велодворник». Проект веселый, социальный, мы его в этом году запустили, планировали вместе с Комитетом по молодежной политике. Наши велосипедисты ездят на трехколесных велосипедах, с совками и щупом, чтобы можно было, не вставая с велосипеда, убирать мусор. Бывало, давали на мероприятия, в основном для проекта «Мусора. Больше. Нет».  Предполагается, что они будут постоянно курсировать в городе.  Помогаем бесплатно. Почти каждую субботу и воскресенье что-нибудь организовываем. Зачем? Просто потому что это - весело! Когда делаешь что-то полезное - лучше себя чувствуешь.

- Спасибо, Кирилл, и успехов в этом новом году!

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии