Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Гидроэлектростанции: «мини» и «микро»

 Фото: Татьяна Хмельник Фото: Татьяна Хмельник Еще в 2013 году российское правительство решило начать стимулировать развитие энергетики с использованием возобновляемых источников энергии. Речь идет о строительстве электростанций, использующих ветер, солнце и воду, причем особо обращалось внимание на развитие малых ГЭС - с мощностью до 25 МВт. Предусматривалось, что для них будут назначаться специальные тарифы из расчета 15-летней окупаемости

Экономия налицо

Но реализация этого намерения весьма непростое дело - для этого необходимо выиграть конкурс для инвестиционных проектов. При этом правительством определяется ежегодная квота на объем мощности, на которую могут рассчитывать инвесторы. Для участия в конкурсе на право заключить договор и получить специальный льготный тариф необходимо выполнение и других серьезных условий - начиная от процента локализации оборудования (т.е. какой процент оборудования на новой ГЭС будет произведен в России), заканчивая определенной величиной стоимости планируемых эксплуатационных затрат.

Так почему  малым ГЭС надо идти навстречу? Дело в том, что у нас не привыкли считать все затраты и проблемы, связанные с большими электростанциями. На малых ГЭС, в отличие от атомных и угольных электростанций, не надо тратить деньги на утилизацию отходов. В отличие от газовых станций, малые ГЭС не сжигают топливо, т.е. не приводят к дополнительным  выбросам газов в атмосферу. На малых ГЭС нет больших водохранилищ, которые затапливают громадные территории. Они обычно располагаются рядом с местными потребителями, что очень важно.

Много ли у нас на Северо-Западе малых ГЭС? Оказывается, предостаточно, но почти все они работают на территории Карелии, а в других субъектах - заброшены и разрушаются. Так исторически сложилось.

В Карелии малые ГЭС были очень востребованы до войны. И на советской, и на финской стороне работали станции, среди них были маленькие, совмещенные с мельницами и лесопилками, а были и покрупнее - как Кондопожская ГЭС, которая немногим младше Волховской. После войны все финские станции достались советским карелам, часть, конечно, забросили, но изрядную часть восстановили и пустили в дело. Более того: правительство Карелии еще со времен Катанандова всячески поддерживает идеи возрождения малых ГЭС.

Карелам нужны ГЭС, остальным - нет

Основная часть карельских ГЭС принадлежит генерирующей компании ТГК-1. Объединение этих станций в каскады и единое управление позволяет некоторым из них работать в автоматическом режиме. На других станциях минимум персонала - один-два человека в смену. При этом старая техника, поставленная на станциях в середине прошлого века, продолжает работать. Как говорит начальник Сунского каскада Евгений Лопатин, этой технике нужно в основном «тряпочное обслуживание» - то есть ее необходимо смазывать и протирать.

А вот петербургская компания «Норд-Гидро» специализируется на том, что строит новые малые ГЭС и восстанавливает старые. Они тоже начинали с Карелии, с поселка Ляскеля в Питкярантском районе, - это была полная реконструкция старой финской станции при бумажном комбинате. По словам заместителя директора Владимира Романчука, это был колоссальный опыт. Теперь возрожденная ГЭС на реке Тохмайоки питает, среди прочего, Валаам  и всем своим бравым видом утешает депрессивный поселок. После Ляскеля было еще несколько малых ГЭС в Приладожье, на очереди - сразу две в Кемском районе. Но это все Карелия.

Южнее начинается сплошное уныние. В Ленобласти когда-то было почти полсотни малых ГЭС. Сейчас реально не работает ни одна, а три четверти станций лежат в руинах. «Норд-Гидро» подступилось было к печально знаменитому Оредежскому каскаду - пяти ГЭС на Оредеже, которые давно заброшены, но их регулирующие плотины образуют подпор реки. Как весна, так МЧС рвет волосы под фуражками, потому что ветхие плотины могут не выдержать половодья. «Норд-Гидро» хотело выкупить эти станции для восстановления, но им не даже нормальной аренды не дали оформить.

Земли, которые при восстановлении ГЭС будут подвержены подтоплению, давно уже проданы под застройку. Поэтому реанимировать ГЭС и соблюсти многочисленные требования надзорных органов: МЧС, Ростехнадзора, Росприроднадзора и т.д. - никакому частному инвестору не под силу. Никто не провел работы по выявлению и описанию этих участков, не включил их в генеральные планы и не установил ограничения, запрещающие застройку. Так что местным властям придется продолжать самостоятельно поддерживать эти плотины в безопасном состоянии и молиться, чтобы не произошло никаких  ЧП.

Пара малых ГЭС у «Норд-Гидро» в Ленобласти все-таки есть, но когда за них примутся - сказать невозможно. Примерно такая же ситуация в Новгородской и Псковской областях: что-то едва работает, что-то цело, но не работает, а остальное приближается к состоянию руин. И, по наблюдениям администрации «Норд-Гидро», губернаторы всех трех областей: Ленинградской, Псковской и Новгородской - совершенно не заинтересованы в реконструкции малых ГЭС. То, что малые ГЭС дадут рабочие места и дешевую электроэнергию, а также все гидротехнические сооружения будут исправны и безопасны, - губернаторов почему-то не беспокоит.

Малые ГЭС

Профессор Виктор Елистратов, заведующий кафедрой возобновляемых источников энергии и гидроэнергетики Санкт-Петербургского Технического университета рассказал корреспонденту «Общественного контроля»:

- При удаленности небольшого поселка или группы поселений от источника энергии (электростанции или понижающей подстанции на высоковольтной ЛЭП) более чем на 15 километров строить, а затем эксплуатировать стандартную 10-киловольтную ЛЭП менее выгодно, чем малую ГЭС возле поселка. При этом в юго-западной Карелии, где распространены малые ГЭС, таких удаленных поселков большинство. Таких поселений много и в других областях Северо-Запада. Пока электроэнергия передается до удаленных поселков, происходят естественные потери электричества (до 20%). А уж какие затраты связаны с обслуживанием этих линий электропередач, особенно после ураганов, постоянной вырубки леса и т.д.! Если учесть, что от деятельности малой ГЭС где-нибудь в удалении от городов местные власти получают налоги и дополнительные рабочие места, то выгода становится очевидной.

Фото Татьяны Хмельник.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей и Мария, гендиректор и многодетная мама, 30 и 39 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии