Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.31
Евро 98.47
Юань 1.26

Почему реформа ОСАГО откладывается на 2018 год

 Фото: Замир Усманов / Интерпресс Фото: Замир Усманов / Интерпресс Долгожданная (в первую очередь - для страховых компаний) реформа ОСАГО продолжает буксовать, как обутый в лысую резину «паркетник». Как уже сообщал OK-информ, с 1 января 2017 года в сфере ОСАГО вступила в действие только электронная форма полиса. Остальные нововведения (вроде повышающих коэффициентов за аварийность и особенно - беспокоящего всех нас, автомобилистов, «натурального возмещения»), скорее всего, будут теперь отложены до 1 января 2018 года. «Общественный контроль» разбирался, кто лоббирует эту реформу и какая у нее альтернатива

Не давать денег на руки

Если с повышающими коэффициентами за аварийность все более-менее ясно: неаккуратно ездишь - плати, то с заменой выплат на централизованный ремонт действительно нужно разбираться. Казалось бы, вопрос и тут был изначально довольно простым: в каких-то случаях действительно удобнее, когда страховая компания сообщит, куда и во сколько доставить пострадавшую в ДТП машину и когда ее забрать уже отремонтированной.

Предполагается оставить выплату деньгами в случае гибели водителя или получения им тяжелых травм. То же самое - если автовладелец и так является инвалидом первой или второй группы (но почему-то лишь раз в три года).

Может быть, действительно проще не беспокоиться, не искать подходящий автосервис, не заказывать запчасти… Впрочем, если, наоборот, предпочитаете сделать все сами (и у вас есть на это время), вы должны иметь возможность получить выплату деньгами, как и раньше. То есть ключевым моментом, как это видится нам, клиентам - тем, кто в цивилизованном мире капитализма всегда прав, - должна быть свобода выбора. Однако именно ее нас и лишают: сегодня хочешь - не хочешь, получишь деньгами и будешь бегать в поисках. А завтра - только «натуральное возмещение», только ремонт!

Конечно, если внимательно почитать законопроект - там есть некоторые исключения. Предполагается оставить выплату деньгами в случае гибели водителя или получения им тяжелых травм. То же самое - если автовладелец и так является инвалидом первой или второй группы (но почему-то лишь раз в три года). А также - в случае гибели автомобиля: если его невозможно восстановить или стоимость намного превышает лимит по ОСАГО (сегодня это 400 тысяч рублей), а владелец решил не доплачивать за ремонт из своего кармана.

Однако главный посыл реформы - не давать людям на руки живых денег. Обосновывают это необходимостью защиты страховых компаний от мошенников. Дело в том, что в условиях кризиса выплаты по ОСАГО внезапно не просто оказались источником средств для оплаты авторемонта (и, соответственно, поддержки этой отрасли), но и привлекли многочисленных автоюристов, а то и откровенных аферистов.

Мошенники на дорогах

Схемы, которые используют мошенники, как правило, не отличаются особенным креативом, страховщикам они более-менее известны. Например, комплектующие дорогих автомобилей временно заменяют на битые, затем инсценируют ДТП и требуют страховое возмещение. А после получения денежной выплаты - возвращают на место родные (целые) запчасти. Автомобиль потом продают, на его стоимость операция не влияет - ведь в реальности в ДТП он не попадал.

Чаще всего «черные» автоюристы, прибывая на место ДТП, сразу предлагают выкупить у пострадавшего в аварии его право требования к страховщику на получение будущей выплаты по ОСАГО.

Страховые компании, разумеется, проводят разбирательства по подозрительным случаям, разыскивают свидетелей, проводят экспертизы. Собранные материалы направляют в территориальные органы полиции. Но - увы - участковые, которым вменено в обязанность заниматься расследованием, как правило, делают это без излишнего рвения: дел у них и без того хватает, и при этом зачастую нет ни опыта, ни необходимой квалификации для совершения подобных специфических действий. В результате мошенники обычно получают отказ в возбуждении уголовного дела, который потом предъявляют в суде в качестве доказательства своей невиновности.

Есть и другие способы. Вокруг выплат по ОСАГО кормится огромное количество юристов, причем далеко не все они действительно хотят помочь своему клиенту. Чаще всего «черные» автоюристы, прибывая на место ДТП, сразу предлагают выкупить у пострадавшего в аварии его право требования к страховщику на получение будущей выплаты по ОСАГО. Они говорят, что «страховщики ничего не заплатят» или «заплатят мало». Много ли нужно, чтобы уговорить человека, находящегося после ДТП в состоянии стресса, если не шока? И люди часто соглашаются на то, чтобы получить небольшие деньги «здесь и сейчас». Ну, а автоюрист позже начинает предъявлять к страховщикам завышенные требования, судиться с ними - и небезуспешно.

Именно поэтому управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев считает, что реформу откладывать не нужно ни в коем случае: «Сейчас не самое хорошее время для подобных экспериментов, так как это не решает вопроса с убытками, которые сегодня отрасли приносят “черные” автоюристы. Если мы еще на полтора года оставим возможность получать денежную компенсацию вместо натурального возмещения, страховые компании будут вынуждены пойти на крайние меры, чтобы компенсировать ущерб от действий таких “посредников”. По предварительным данным, ущерб от их деятельности в 2015 году составил 18 млрд рублей, в 2016 году - на уровне 40 млрд. Из них 25 млрд - судебные выплаты, инкассовые списания - 15 млрд рублей. Вероятно и повышение тарифов на ОСАГО, но, скорее всего, страховые компании на это до 2019 года не пойдут, поскольку тарифные меры в текущей ситуации лишь усилили бы активность криминальных автоюристов-мошенников, повысив их маржу. Но могут. Однако эта кратковременная мера поддержки глобальных проблем отрасли не решит».

Депутатский компромисс

Итак, депутаты Госдумы обсуждают возможность переноса реформы ОСАГО на 1 января 2018 года. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова и некоего «представителя ЦБ». При этом Центробанк, представляющий интересы страховщиков, активно противился такому переносу сроков.

Натуральное возмещение будет введено в ряде проблемных регионов (депутаты любят называть их «токсичными»). То есть именно там, в вотчине «черных» автоюристов, где и процветает мошенничество.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина считает, что реформу нужно проводить как можно скорее: если не принять решительных мер, то в 2017 году ОСАГО может стать убыточным. Действительно, в 2016 году Центробанку пришлось ограничить деятельность двух крупных страховщиков - «Уралсиба» и «Жасо», у обоих выплаты по ОСАГО в значительной степени превысили страховые премии. Иначе говоря, они выплатили больше денег, чем привлекли их от автовладельцев. У «Росгосстраха» также было зарегистрировано превышение выплат, но у него лицензию ЦБ решил пока не отзывать.

В результате бурных обсуждений был достигнут компромисс: натуральное возмещение будет введено в ряде проблемных регионов (депутаты любят называть их «токсичными»). То есть именно там, в вотчине «черных» автоюристов, где и процветает мошенничество. К примеру, в Петербурге и Москве таких массовых нарушений нет - это признают все страховщики. А вот проблемные регионы - это не только республики Северного Кавказа. Их список достигает, по разным сведениям, тридцати - больше трети субъектов Федерации. Пилотные регионы, где будет введен ремонт вместо выплат уже в этом году, определит ЦБ.

Напомним, что поручение «поправить» закон об ОСАГО президент РФ Владимир Путин дал в апреле 2016 года. Предполагалось, что Минфин и ЦБ разработают законопроект - и Госдума примет его осенью. Но, как это у нас водится, разработать новый закон чиновники не успели. В результате в первом чтении был принят совсем другой законопроект, хотя и на ту же тему - от депутата Михаила Емельянова. Попытки довести его до ума поправками пока не увенчались успехом - депутаты и чиновники погрязли в дискуссиях.

Неравноправие регионов

Евгений Уфимцев, исполнительный директор РСА, считает: одним из ключевых моментов реформы является то, что при восстановительном ремонте износ деталей не учитывается. Соответственно, ее поэтапная реализация приведет к тому, что автовладельцы одного региона будут получать возмещение ущерба полностью, то есть без учета износа, а автовладельцы другого региона (при денежной форме возмещения) будут вынуждены доплачивать за износ. Таким образом, считает эксперт, смысл реформы будет искажен.

Автовладельцы одного региона будут получать возмещение ущерба полностью, то есть без учета износа, а автовладельцы другого региона (при денежной форме возмещения) будут вынуждены доплачивать за износ.

«Мы считаем, что правила должны быть едины для всех, - говорит Евгений Уфимцев. - Введение изменений только для отдельных субъектов Российской Федерации недопустимо, поскольку в этом случае не достигается цель поправок - улучшение прав и законных интересов потерпевших без повышения тарифа по ОСАГО».

Что касается борьбы с «черными» юристами в нескольких отдельно взятых пилотных регионах, то исполнительный директор РСА уверен: результатов у нее не будет до тех пор, пока ремонт вместо выплат не будет введен на всей территории РФ.

«В случае, если будет принято предложение об обязательности ремонта только на отдельных территориях, автоюристы будут просто переориентировать свой бизнес на территории, где приоритет ремонта не установлен, что не приведет к серьезному экономическому эффекту от нововведения, - уверен эксперт. - В подобной конструкции есть множество спорных моментов, например - связанных с местом ДТП и регионом возмещения убытков. Если потерпевший зарегистрирован в “токсичном” регионе, а в аварию попал, к примеру, в Москве, на какое возмещение он может рассчитывать - натуральное или денежное? А если человек временно зарегистрировался в одном регионе, чтобы оформить полис? Здесь уже возможна почва для злоупотреблений».

Действительно, подобные меры провоцируют массу вариантов незаконного обогащения. Автоюристы с легкостью обойдут «натуралку» в проблемных регионах, так как по закону судиться можно по месту временной регистрации. «Отрасль продолжит нести убытки, и это может привести к тому, что страховые компании начнут сдавать лицензии на продажи полисов ОСАГО, опять возникнет их дефицит», - полагает Евгений Уфимцев.

Раскошелимся в любом случае?

Эту позицию Евгения Уфимцева разделяет и Павел Самиев: «Боюсь, что некоторые страховые компании просто начнут сдавать лицензии на продажу ОСАГО, никто не будет работать себе в убыток. Помимо этого, возможен еще ряд проблем: масштабные технические сбои на сайтах страховых компаний, где сегодня можно оформлять электронные полисы ОСАГО, очереди в офисах ввиду дефицита полисов, новый виток активности со стороны мошенников, подделывающих полисы, дополнительные расходы автовладельцев за счет доплаты за новые запчасти. Не будем также забывать проблемы общеэкономического характера (инфляция и штрафы за езду без полиса) и вопросы безопасности на дорогах. Реформа как раз все эти проблемы снимает».

Впрочем, есть и другое мнение. Так, член центрального штаба Общероссийского народного фронта Виктор Климов заявил в интервью «Известиям», что, по результатам соответствующего исследования, в ОНФ вообще не видят необходимости заменять денежные выплаты по ОСАГО ремонтом. По словам Виктора Климова, такая реформа выгодна исключительно страховщикам. Хотя проблем и убытков, связанных с деятельностью «черных» юристов, он не отрицает.

Увы, чудес не бывает - и вряд ли «ремонт вместо выплат» сможет спасти нас от роста тарифов на ОСАГО. Есть, конечно, и другой вариант. Тарифы можно не повышать, но разницу между страховыми выплатами, которые рассчитываются с учетом износа деталей, и стоимостью фактического ремонта повесить на виновника ДТП. Как раз сейчас Конституционный суд рассматривает этот вопрос по жалобе четверых автовладельцев из Краснодарского края. Их позицию поддержали представители президента и правительства в Конституционном суде Михаил Кротов и Михаил Барщевский. Так что раскошеливаться автомобилистам придется в любом случае - не сейчас, так через год-два.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антонина, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии