Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 97.01
Евро 105.68
Юань 1.36

Пенсионная система 2015: новации, проблемы, перспективы

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Представители госструктур, частных фондов и независимые экономисты рассказали об особенностях, проблемах и перспективах российской пенсионной системы

В наступившем году в российской пенсионной системе произошли очередные важные изменения: вступил в действие новый порядок формирования пенсионных прав и расчета пенсий, постепенно увеличиваются требования к минимальному трудовому стажу.

При наступлении экономического кризиса пенсионеры становятся одной из наиболее уязвимых социальных групп. Власти заявляют, что готовят для них меры поддержки.

В 2015 году продолжилась заморозка накопительной части пенсий, а негосударственным пенсионным фондам, чтобы остаться на рынке, необходимо войти в государственную систему страхования.

Также в нынешнем году все более активно обсуждается повышение пенсионного возраста и очередное реформирование накопительной системы.

Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Пенсионная система 2015: новации, проблемы, перспективы», проведенного OK-inform в заочном формате.

С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, напоминает управляющая отделением Пенсионного фонда России (ПФР) по СПб и ЛО Зинаида Бахчеванова:

- Трудовая пенсия трансформировалась в два вида пенсий: страховую и накопительную. По новой пенсионной формуле рассчитывается  только страховая пенсия.

Для расчета страховой пенсии по старости по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 балла.

Количество их будет прежде всего зависеть от официальной зарплаты и выработанного стажа, а также возраста выхода на пенсию. Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом гражданином старше 80 лет.

В новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году. Те граждане, которые не выработают 15 лет стажа либо недоберут 30 баллов, смогут воспользоваться лишь правом выхода на социальную пенсию.

Общий размер получаемой нынешними пенсионерами пенсии состоит из фиксированной выплаты (ФВ) и страховой пенсии (СП). ФВ - это установленная законом в твердом размере сумма, которая гарантированно выплачивается к СП. СП зависит от количества баллов и их стоимости. Иными словами, сумма, полученная после сложения пенсионных баллов за все годы работы, умноженные на стоимость балла, плюс фиксированная выплата определяет размер пенсии. У граждан, которым трудовая пенсия уже назначена до 1 января 2015 года, то есть нынешним пенсионерам - а их у нас в Санкт-Петербурге  и Ленинградской области около 2 млн человек, пенсии были преобразованы в пенсионные баллы. Перерасчет прошел в беззаявительном автоматическом порядке. Каким образом? Из общего размера пенсии вычитался фиксированный базовый размер (с 1 января 2015 года - фиксированная выплата), а оставшаяся часть – собственно, это и есть страховая пенсия - делилась на стоимость пенсионного балла. По состоянию на 1 января 2015 года стоимость балла была 64 рубля 10 копеек.

С 1 февраля 2015 года и фиксированная выплата, и страховая пенсия проиндексированы - исходя из роста потребительских цен за 2014 год на 11,4%. При этом страховая пенсия увеличена с учетом индексации стоимости пенсионного балла (64,10 - стоимость балла х 11,4% = 71,41 руб.). В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости в Санкт-Петербурге составил 14 460 рублей, в Ленинградской области - 13 170 рублей.

Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2015 года, то с 1 апреля пройдет индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. (Получателей социальных пенсий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 93 тысячи человек.) Также с 1 апреля 2015 года предположительно на 5,5% увеличатся размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам - их в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проживает 922 тысячи.

При этом в течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионеров  будет по-прежнему не ниже регионального прожиточного минимума пенсионера. Напомню, если размер пенсии у неработающего пенсионера  вместе с другими выплатами ниже прожиточного минимума, то ему устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии. Величина прожиточного минимума пенсионера в 2015 году составляет в Санкт-Петербурге 7 087 рублей, в Ленинградской области - 6 150 рублей. По состоянию на 1 января 2015 года доплата к пенсии установлена в Санкт-Петербурге более 57 тысячам пенсионеров, в Ленинградской области 26 тысячам.

С недавнего времени будущим пенсионерам доступны два интернет-сервиса: личный кабинет и пенсионный калькулятор, рассказывает управляющий отделением ПФР по Новгородской области Алексей Костюков:

- Всю арифметику с баллами каждому можно легко просчитать с помощью нового он-лайн сервиса на сайте ПФР. Войдя в «Личный кабинет застрахованного лица» сегодня каждый может посмотреть количество уже имеющихся баллов, воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.

Что касается индексации, то, в соответствии с действующим законодательством, индексация страховых пенсий с 1 февраля производится с учетом роста потребительских цен за 2014 год. Изначально в бюджете ПФР были заложены меньшие суммы, планировалась индексация страховых пенсий на 7,5%. Но, исходя из экономической ситуации в стране, правительством РФ была сделана корректировка. И с 1 февраля Пенсионный фонд произвел индексацию страховых пенсий в соответствии с постановлением правительства на 11,4%.

С 1 февраля ПФ произвел индексацию страховых пенсий на 11,4%.

Всего в Новгородском регионе 203 519 получателей пенсий, повышение затронуло 93% новгородских пенсионеров. Вместе со страховой пенсией на 11,4 % проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог бывшего фиксированного базового размера). В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости у новгородцев составит 12 660 рублей. Средний размер увеличения - 1 200 рублей. 

В Новгородской области в связи с увеличением пенсий ежемесячный лимит выплат вырос на 250 млн рублей и составил почти 2,9 млрд рублей. Общий лимит на выплату пенсий и пособий на 2015 год - порядка 33 млрд рублей.

Существует несколько способов получения пенсий, рассказала территориальный менеджер по государственным и социальным программам Северо-Западного банка Сбербанка России Наталия Ягунова:

- У пенсионера, при всем кажущемся разнообразии, способов получения пенсии всего два. Или наличными в уполномоченной Пенсионным фондом организации, обычно это «Почта России», или перечислением пенсии на счет или банковскую карту любого коммерческого банка. Каждый человек может выбирать, какой из способов для него наиболее приемлем и комфортен. Более того, эти способы можно менять неограниченное количество раз, обратившись с заявлением в Пенсионный фонд.

В Северо-Западном банке Сбербанка России новые, «молодые» пенсионеры традиционным сберегательным книжкам предпочитают банковские карты. Во-первых, это безопасно - можно иметь при себе минимум наличных денег, а рассчитываться в большинстве магазинов картой. Во-вторых, развитая сеть отделений банка и банкоматов, в том числе круглосуточного доступа, позволяет снимать денежные средства практически в любом месте и в любое время по мере необходимости. В-третьих, с банковской карты  с помощью информационно-платежных терминалов, сети интернет или даже с мобильного телефона можно оплачивать все коммунальные счета, переводить деньги родным и близким, получать выписки по лицевому пенсионному счету и так далее.

Размер ежемесячной социальной выплаты определяется как разница между 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, и размером пенсии.

Дату зачисления пенсий на счета пенсионеров уполномоченным организациям назначает Пенсионный фонд. Это так называемый график выплаты пенсий - в зависимости от выходных и праздничных дней, дата от месяца к месяцу плавающая.

Сегодня мы обслуживаем свыше 1 млн 100 тысяч пенсионеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наши клиенты знают, что мы ни разу не задерживали выплату пенсий - по мере поступления денежных средств из Пенсионного фонда Сбербанк в тот же день зачисляет их на счета, и пенсионеры могут ими распоряжаться».

По официальной информации в городе развернута широкая поддержка пенсионеров. Так, согласно данным пресс-службы комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, «в городе действуют несколько мер социальной поддержки граждан, являющихся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий.

Исходя из городского Социального кодекса, во-первых, это ежемесячная социальная выплата гражданам,  достигшим возраста 60 лет и старше, неработающим женщинам в возрасте от 55 до 60 лет, инвалидам I или II группы. Размер ежемесячной социальной выплаты определяется как разница между 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, и размером пенсии. Социальная выплата носит заявительный характер, и для ее назначения гражданам необходимо обращаться с заявлением в Многофункциональный центр предоставления госуслуг.

Во-вторых, это выплата для граждан, не имеющих права на получение других выплат. Гражданам, родившимся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, размер ежемесячной денежной выплаты составляет 1 500 рублей.

Кроме того, горожанам на пенсии предоставляется право приобретения месячного единого льготного проездного билета (трамвай, троллейбус, автобус, метро). Также ежегодно с 27 апреля по 31 октября пенсионерам компенсируется часть стоимости проезда на железнодорожном транспорте и автобусах пригородного сообщения.

Помимо этого, граждане пожилого возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обратиться за материальной помощью в виде денежных средств, продуктов питания (продуктовый набор или талоны на бесплатное горячее питание), одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Дополнительную информацию по вопросу предоставления мер социальной поддержки граждане могут получить в городской справочно-информационной службе системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга по телефону 334-41-44», - напоминают в комитете.

Планами законодателей по защите пенсионеров Северной столицы в условиях кризиса поделилась депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова:

- Петербург - город не молодой. По официальным данным,  у нас порядка 1,3 млн человек пенсионного возраста и почти  500 тысяч человек - это  простые пенсионеры, то есть граждане, не имеющие никаких льгот, получающие только пенсию, - и это самые незащищенные люди.

Насколько мне известно, планов на увеличение выплат у городских властей нет. У города сейчас основная задача - выполнить уже имеющиеся обязательства перед пенсионерами и льготниками.

В Санкт-Петербурге установлено немалое количество льгот и выплат различным категориям граждан. В первую очередь это, конечно, ветераны и блокадники. Также различные выплаты осуществляются труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, пенсионерам, проработавшим не менее 40-45 лет, матерям-героиням. Полагается доплата и пенсионерам, не имеющим никаких льгот, но размер ее крайне незначителен - менее 500 рублей.

С 1 января дополнительную поддержку получат так называемые «дети войны»: лица, родившиеся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945  и не имеющие иных льгот.

С 1 января дополнительную поддержку получат так называемые «дети войны»: лица, родившиеся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945  и не имеющие иных льгот. Некоторым сможет помочь возможность, предоставленная еще одним новым городским законом - «законом о ренте». Также незащищенные граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,  могут рассчитывать на материальную помощь (как правило, это выплаты не более 4 тысяч рублей при наличии подтверждения понесенных расходов) и помощь «в натуре».

Однако большинство этих выплат и льгот имеют  право получать лица, чей доход незначительно превышает прожиточный  минимум пенсионера (6,3 тысячи рублей). И мы все прекрасно понимаем, что такого дохода едва  хватит только на квартплату и хлеб. Но даже эти цифры не обновлялись с третьего квартала 2014 года, когда цены еще не взлетели вверх. У нас до сих пор не установлен размер прожиточного минимума на 4 квартал 2014 года и на первый квартал 2015 года, а ведь именно от этой величины зависят социальные выплаты и компенсации. В условиях кризиса и стремительного роста цен одна из наших  главных задач -  это увеличение прожиточного минимума. И именно этот шаг мы - как коммунисты - и будем призывать сделать городское  правительство! Это позволит уберечь наших самых незащищенных граждан от падения за черту нищеты. Труднее всего сейчас будет именно им.

Помимо ПФР на рынке работают и негосударственные фонды (НПФ). При этом в последнее время государство постоянно меняет для них правила работы. На 2014-2015 годы государство «заморозило» перечисления граждан в НПФ, а в течение текущего года фонды должны войти в государственную систему гарантирования.

О работе в новых условиях рассказал вице-президент НПФ «Европейский пенсионный фонд» Сергей Загородников:

- Давайте прежде всего посмотрим на последствия заморозки пенсионных накоплений. Они скажутся и на застрахованных лицах, и на финансовом рынке.

Два года накопительная часть пенсий будущих пенсионеров не пополняется отчислениями работодателя в размере 6% от заработной платы, и в будущем это отразится на размере накопительной части трудовой пенсии. Финансовый рынок не получит существенный инвестиционный ресурс. Весьма значимая часть средств пенсионных накоплений в столь сложное для государства время могла бы поддержать банковскую сферу - через размещение части пенсионных денег на депозитах крупнейших банков с госучастием и крупные инфраструктурные проекты - за счет выкупа ОФЗ.

2014-й год был тяжелым с точки зрения массового привлечения клиентов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Вследствие отмены трансферагентских соглашений между Пенсионным фондом России (ПФР) и НПФ заявление о переходе, например, из ПФР в НПФ можно было подать лично в любое отделение ПФР или отправить письмом (правда, в этом случае оно должно быть заверено нотариусом). А третий вариант извещения государства о смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию - заверение заявления при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП) - находился на стадии «технических испытаний».

2014-й год был тяжелым с точки зрения массового привлечения клиентов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

В результате нововведений привлечение новых клиентов в НПФ существенно замедлилось, при этом в 2014 году большинство НПФ преобразовались в акционерные общества, т.е. раскрыли конечных собственников, и первые 18 крупнейших фондов, отвечающих требованиям ЦБ, уже вступили в систему гарантирования пенсионных накоплений.

Важнейшим фактором дальнейшего развития негосударственного пенсионного сектора является перечисление временно заблокированных пенсионных накоплений граждан в размере более 600 млрд рублей в фонды, вступившие в систему гарантирования накоплений. Эти факторы и будут определять стратегии НПФ в 2015-2016 годах.

Что касается акционирования и вхождения с систему гарантирования накоплений, то большинство НПФ легко прошли этап акционирования. Более сложный и трудоемкий процесс - с точки зрения соответствия НПФ требованиям ЦБ - это вступление в систему гарантирования. Фонды подали заявки в июне - июле 2014 года и в настоящий момент ЦБ одобрил 18 НПФ, под управлением которых находится порядка 80% рынка пенсионных накоплений, что составляет 890 млрд рублей.

Сейчас идет процесс упорядочивания рынка. Думаю, дальше пенсионный рынок будут развивать 15-20 фондов. Система гарантирования прав застрахованных лиц обеспечивает сохранность номинала всех поступлений на пенсионный счет будущего пенсионера, а также инвестиционного дохода тех клиентов НПФ, которые не меняют своего страховщика в течение пяти лет.

Оценкой текущей ситуации и планами деятельности в условиях заморозки накопительной части пенсий поделился вице-президент по развитию НПФ «Пенсионный фонд ПСБ» Алексей Екимов:

- С конца 2013 года и по сей день мы наблюдаем за кардинальными изменениями в пенсионной системе РФ. Часть этих изменений представляется вполне обоснованной, часть - спорной, к некоторым моментам участники рынка отнеслись вовсе негативно. Бесспорно одно: слишком частые изменения правил игры вызывают сомнения и вопросы даже среди тех наших граждан, кто и не задумывался еще о своем пенсионном будущем, что уж говорить о тех, кто подошел к этому вопросу серьезно и, к примеру, осознанно сделал выбор в пользу формирования накопительной пенсии в НПФ.

Слишком частые изменения правил игры вызывают сомнения и вопросы.

В условиях заморозки накопительной части фонд планирует активизировать свою деятельность в сфере дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения - собственно, с чего все фонды начинали свою деятельность. Для предприятий будем готовить новые пенсионные продукты, в т.ч. различные системы мотивации персонала с использованием программ НПФ. Также планируем усилить взаимодействие с различными отраслевыми союзами и объединениями в части привлечения новых клиентов юридических лиц.

В условиях кризиса одним из перспективных направлений может стать дополнительное пенсионное обеспечение. Мнение руководителя отдела продаж НПФ «Капитан» Анны Головиной:

- В  первую очередь, хотелось бы сказать, что наш НПФ переживают не самые сложные времена своей истории. Я в НПФ «Капитан» с 1996 года. В то время мы работали по единственному документу - указу президента об НПФ от 1994 года. Сейчас же законодательная база очень серьезная, и она постоянно совершенствуется. В 1998 году был принят федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». За 20 лет работы мы пережили два кризиса, в том числе кризис 1998 года, когда рубль обесценился - и многие банки не выдержали падения пирамиды ГКО. Государство тогда поддержало НПФ, понимая особую значимость их существования.

Несмотря на то что нынешняя ситуация лишает нас на время больших поступлений денег (накопительная  часть наших клиентов за  2014-2015 годы),  мы продолжаем спокойно работать.

Допонительное пенсионное обеспечение всегда будет нужно и простому человеку, и предприятию, и государству.

В декабре 2013 года были приняты новые законы, по которым фонд  уже отработал больше года. Мы перестроились с учетом новой ситуации. Для нашего фонда это было несложно, потому что с 1994 года нашим единственным направлением работы было дополнительное пенсионное обеспечение (ДПО). Несмотря на то что с 2007 года приоритет отдавался накопительной части государственной пенсии и программе государственного софинансирования пенсии, наш фонд продолжал  активно работать в направлении дополнительного пенсионного обеспечения.

Что касается планов фонда на 2015 год, то мы, во-первых, продолжим работать с накопительной частью пенсии. По моему мнению (я - оптимист), заморозка носит временный характер. Во-вторых, будем развивать дополнительное пенсионное обеспечение. В перспективе это направление ждет еще большая господдержка, поскольку ДПО всегда будет нужно и простому человеку, и предприятию, и государству.

О работе НПФ в условиях заморозки накопительной части пенсии рассказала Елена Ямщикова, пресс-секретарь ЗАО «КИТФинанс НПФ»:

- Те фонды, в которых сосредоточено порядка 90% застрахованных по обязательному пенсионному страхованию, в прошлом году провели процедуру реорганизации, прошли проверку ЦБ, получили положительное заключение о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. В текущем году эти фонды станут участниками системы гарантирования и продолжат работать - по нашим оценкам, это около 25 НПФ. Фонды, которые не будут допущены в систему гарантирования, не смогут продолжить работу и сдадут лицензии. Средства клиентов этих фондов будут переданы в ПФР; все застрахованные в дальнейшем смогут выбрать другой НПФ.

Для клиентов и для рынка в целом это позитивные изменения. Фонды формируют пенсионные накопления, внутренние страховые резервы по ОПС, а также направляют ежегодные взносы в фонд гарантирования АСВ. Это дает своего рода двойную защиту сохранности пенсионных накоплений и помогает решить один из важнейших вопросов - повышение уровня доверия к НПФ.

Кроме того, это обернется увеличением накопительных счетов клиентов: под управление будут переданы взносы за вторую половину 2013 года, а также пенсионные накопления тех, чьи переходы из фонда в фонд были приостановлены до завершения процедур акционирования и вступления в систему гарантирования. Для фондов же это значит увеличение активов.

НПФ всегда были против «заморозки» средств пенсионных накоплений. Государство дало гражданам право самостоятельно выбирать способ формирования будущей пенсии. Миллионы россиян сделали этот выбор в пользу накопительной пенсии, доверили управление этими средствами определенным страховщикам и вдруг им как бы говорят: теперь мы передумали, вы этими средствами не можете распоряжаться, ими будем распоряжаться мы. Такое поведение нельзя назвать корректным.

Можно спорить об уровне доходности государственной и негосударственных управляющих компаний, о размере будущей накопительной пенсии, перетягивать одеяло в ту или иную сторону, но есть правила игры - их нужно соблюдать!

Профессор департамента экономики НИУ-ВШЭ - Санкт-Петербург Андрей Заостровцев призывает обратить внимание на вопрос доверия к пенсионной системе при частых изменениях ее работы:

- В 2012 г. «Левада-Центр» провел опрос населения, где фигурировал следующий вопрос: «Как вы думаете, если государство отменит отчисления на накопительные пенсии, получите ли вы по достижению пенсионного возраста деньги, накопленные к настоящему времени на вашем личном накопительном пенсионном счету?». Ответы распределились следующим образом: в полной мере - 7%, частично - 17%, малую часть - 21%, ничего не получу - 35% (21% респондентов затруднились с ответом).

Таким образом, еще до макроэкономических шоков 2014 года и реальных заморозок взносов в накопительную систему уровень доверия населения был очень низким. И вряд ли к началу 2015 года он стал выше. Взносы россиян в накопительную систему в 2014 года в сумме 240 млрд рублей правительство реально заморозило, т.е. направило на другие нужды (по признанию министра финансов Антона Силуанова, «деньги пошли на Крым»). Продолжилась эта практика и далее: взносы-2015 на сумму 280 млрд рублей тоже направятся  в «общий котел», а пострадавших кормят обещаниями как-то (неизвестно как) учесть это при начислении страховой части пенсии. Хотя официальные лица неоднократно заявляли в 2013-14 годах, что заморозка взносов - разовое мероприятие.

Есть и другие факты изменения правил во время игры. И разве можно в таких условиях заручиться хоть минимальной степенью доверия населения к пенсионной системе?

Насколько велик дефицит пенсионного фонда и следует ли повышать пенсионный возраст? Мнение бывшего министра экономики РФ Андрея Нечаева:

- Дефицит пенсионного фонда в последние годы устойчиво нарастал, что привело к необходимости резко увеличить трансферты из федерального бюджета. В 2014 году они составили 1,7 трлн рублей, на 2015 год запланировано уже 1,93 трлн. В последние два года, включая нынешний, чтобы не увеличивать трансферты, была принята такая спорная мера, как замораживание пенсионных накоплений граждан, что позволило оставить эти деньги в Пенсионном фонде и снизить остроту проблемы финансирования текущих пенсий.

Эти цифры - и дефицита Пенсионного фонда, и общего трансферта из федерального бюджета - они несколько условны в том смысле, что на Пенсионном фонде лежит достаточно большой объем обязательств, не связанных только с обычными трудовыми пенсиями, - как, например, материнский капитал. Федеральный бюджет компенсирует фонду выпадающие доходы в связи с пониженными тарифами страховых взносов, и возмещение нестраховых периодов (уход за ребенком, военная служба), так называемые персональные пенсии и так далее. Крупной статьей расходов Пенсионного фонда, компенсируемых из бюджета, являются выплаты в рамках «валоризации» еще советских пенсий. С другой стороны, военные пенсии финансируются не из бюджета Пенсионного фонда, а напрямую из федерального бюджета. Формально они уменьшают сумму недостатка средств. Система достаточно сложна в данный момент. Поэтому цифры нехватки ресурсов Пенсионного фонда в достаточной степени условны, но общая картина примерно такая.

То, что Пенсионный фонд испытывает трудности, - это безусловный факт, и, собственно, с этим была связана пенсионная реформа, которую начали делать очень быстро, как говорится - на коленке.

То, что Пенсионный фонд испытывает трудности, - это безусловный факт, и, собственно, с этим была связана пенсионная реформа, которую начали делать очень быстро, как говорится - на коленке, не обсуждая серьезно с экспертным сообществом. Фактически ее смысл состоял в том, чтобы снизить трансферты Пенсионному фонду из федерального бюджета, не повышая налоги и не повышая пенсионный возраст. Совершенно очевидно, что задача в такой постановке не имела решения.

Поэтому в рамках предложенной пенсионной реформы фактически происходит повышение пенсионного возраста (в ряде случаев напрямую - через пересмотр списка льготников), частично - через введение пенсионной формулы, которая позволяет иметь полноценную пенсию при условии наличия 40-летнего трудового стажа и более, что автоматически стимулирует работать дольше, выходя за пределы пенсионного возраста.

С другой стороны, фактически были увеличены налоги в виде повышенных сборов на компании, занимающихся вредными производствами. С учетом того, что у нас две трети промышленности относится к вредным производствам, - это повышение налогов для значительной части работодателей.

Что касается того, когда ждать повышения пенсионного возраста, то пока по этому поводу идут дискуссии. Понятно, что это политически непростое решение. Поэтому на различных дискуссионных площадках представители правительства вбрасывают эту тему, высказывают какие-то аргументы, но пока окончательно оформленных предложений нет.

Многое будет зависеть от того, насколько будет велика социальная напряженность и без этой меры и насколько остро будет складываться проблема с финансированием текущих пенсий. Ну, и насколько президент будет готов проявить политическую волю и объявить, что это безусловно непопулярное решение  реализовано во всем мире и что пенсионная система у нас доведена до такого состояния, что без этого уже не обойтись.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии