Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Исчезающие деревни предвещают гибель цивилизации

 Фото из архива Петра Васильева Фото из архива Петра Васильева Исчезают с карт старинные поселения, тает численность малых коренных народов России - и повсюду остаются полуразрушенные дома-призраки. Какую опасность таит в себе уничтожение поселений, вторжение в жизнь древних народов, нарушение эко-социальных связей? Об этом в интервью ОК-информ рассказал Петр Васильев, краевед, писатель и представитель малочисленного финно-угорского вепсского народа, традиционно проживающего на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей

- За двадцать лет в России исчезли 34 тысячи мелких поселков и деревень. А в Ленобласти сегодня насчитывается больше 100 деревень, в которых никто не прописан. Это опасная тенденция, на ваш взгляд?

- С одной стороны, невозможно остановить строительство городов и развитие сельской местности с крупными населенными пунктами, в которые стягивается народ. А с другой, как показывает накопленный веками опыт, деревня способна кормить города: сельские мужики по-прежнему генералов кормят, занимаясь, по сути, импортозамещением - модная и востребованная нынче тема. Но, когда село вымирает, это опасно еще и тем, что стираются из памяти поколений знания об истории родных мест.

- Многие ли сейчас интересуются историй края, в том числе исчезающими и уже исчезнувшими деревнями?

- В последние несколько лет интерес моих земляков к своим корням значительно вырос. Есть хорошая карельская поговорка: «Дерево без корней не вырастет», и меня радует, что многие люди понимают эту мудрость, хотят выяснить свою родословную, опрашивают представителей старшего поколения, ведут поиски через интернет в разных архивах, просматривают даже метрические книги. Чаще всего уже на временном периоде жизни своих дедушек и бабушек они добираются до деревенской почвы - ведь Россия была почти до середины двадцатого столетия страной деревень.

- Вы снимаете документальное кино о деревнях-призраках - тех, которых уже нет. Расскажите об этой работе, пожалуйста…

- Только на днях завершили давно задуманный документальный фильм «Свирские карелы», который повествует о почти исчезнувших карельских деревнях на правом берегу Свири, превратившихся к настоящему времени почти целиком в дачные поселения. С болью в сердце и ностальгией бродил по близким с детства деревенским улочкам среди гибнущих старых домов. Чудом сохранился последний в деревне Пога карельский дом в пять лицевых окон с широким крыльцом, построенный еще в девятнадцатом столетии. Во время съемок удалось запечатлеть на этом крыльце карелку со стареющим сыном, еще говорящую на родном языке. Я счастлив, что в фильме останется настоящий, не лакированный под праздники и туристов образ уходящей культуры.

Что-то удалось записать и в фильме «Сарозерская охота», в котором мы рассказываем о традициях вепсской охоты. На месте когда-то большой деревни Сарозеро теперь создано охотничье хозяйство «Лембо», в котором есть интересный музей с предметами, собранными в исчезающих и исчезнувших вепсских деревнях. Там можно примерить рубашку из крапивы и посидеть за свадебным столом, который выглядит так, будто гости вот-вот вернутся под веселящие звуки гармони. Но с тяжестью в душе понимаешь, что уже никто в сгинувшие вепсские деревни не вернется, чтобы пахать землю и ставить новые дома и храмы.

- Планируете ли продолжить эту работу?

- Продолжается большая творческая работа и над фильмом «Ленинградская Атлантида», в котором мы разными художественными средствами, включая анимацию, расскажем зрителям о нашей свирской Матере, о затопленных после строительства Верхне-Свирской ГЭС селах и деревнях, оказавшихся на дне Ивинского разлива. Там еще сохранилась дорога к разрушенному храму с полузатопленными могильными плитами по краям, идущая из водной пучины, а в затопленном рыбацком катере теперь поселились окуни с ершами. И стоят поклонные кресты, напоминая о затопленной ради электроэнергии цивилизации.

- Что вам известно о затонувших деревнях местной Атлантиды (Ивине и Остречинах)?

- Материалов об этих старинных селах собрано немало. Очень помогает в этой работе уроженец села Ивина, ставший в солидном возрасте пытливым краеведом, Александр Иванович Бажуков. Он уже выпустил одну книгу «Исчезнувшее село Ивина» и подготовил увесистую новую, в которой собрал уникальные данные о сотнях своих земляков, разбросанных судьбой по всей России и даже по другим странам и континентам. Среди них герои разных войн, в том числе наш коллега, военный корреспондент газеты «Известия» Сергей Галашов, погибший в 1942 году при обороне Севастополя. Имя его выбито на мемориальной плите в Москве.

Мы снимали в нашем фильме на борту катера и известного писателя Николая Михайловича Коняева, предки которого были родом из также затопленного села Остречины. Когда-то он поведал нам интересные истории. В их числе запомнилась гибель сотрудника НКВД из-за несчастной любви. Мне же удалось найти упоминания, что первый храм в этом селе освящал великий подвижник православия на нашей земле Александр Свирский, а самый древний деревянный храм Присвирья, построенный в начале шестнадцатого столетия на берегу Юксовского озера, был у Остречинской общины в подчинении. И будет в фильме рассказ про затопленную деревню Ровское, корабелы которой в девятнадцатом столетии сами построили парусник, на котором добрались до Америки и вернулись обратно.

- Знают ли об этом дети?

- Что-то, вероятно, слышали от своих родителей и бабушек, имеющих связь с исчезающими деревнями. Но эту историю им надо рассказывать подробней, чтобы у них сложилось понимание трагедии, основанное на сочувствии и желании никогда подобное не повторять. Поэтому и работаю над фильмами, чтобы с помощью кино образно и выпукло поведать им про эту часть нашей истории.

- Какие старинные обычаи родных мест вам хотелось бы сохранить? Есть ли предания, сказки, традиции, о которых помнят единицы…

- Мне хочется, чтобы сохранились традиции гостеприимства и бережного отношения к природе. Гость в деревнях моих предков всегда был в радость, и для него ставилось на стол все лучшее, как бы трудно ни жилось хозяевам. Они хранили заветы прадедов об уважительном отношении ко всему живому и даже к любому предмету. Даже паучок на стене воспринимался как посланник ушедших в мир иной предков, поэтому перед посещением леса, озера или реки мои предки спрашивали с поклоном разрешения у их незримых хозяев, оставляя свои дары. Никого понапрасну не лишали в природе жизни, не ломали ради забавы веточки. И, возможно, именно потому еще сохранились несметные природные богатства вепсского и карельского леса, которые славились еще в эпоху раннего средневековья. Жаль, что чужие люди ради забавы и наживы эту гармонию стали разрушать, опустошая и, казалось бы, неиссякаемые при мудром использовании источники.

- Что, по вашему мнению, надо сделать для того, чтобы сохранить память о деревнях, оставшихся в прошлом, а главное - о людях, которые там жили?

- Надо собирать материалы и составлять хотя бы в электронном виде энциклопедию каждой деревни с описанием ее истории, традиций и судеб жителей. Уверен, что этот уникальный материал станет лучшим и живым памятником исчезнувшим деревням и будет востребован. Важно, чтобы потомки подключились к этой краеведческой работе. Вот и я по мере сил занимаюсь таким собирательством, творя потом разные образы в литературе и в кино. Ведь без памяти нет будущего - исчезающие деревни предвещают гибель цивилизации.

Фото из архива Петра Васильева.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, экскурсовод, 31 год Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии