Черный и серый - любимые цвета одежды для петербуржцев
Глядя на клонированных туристов, впечатлительный прохожий может подумать, что где-то в мире существует фантастическая, супертоталитарная страна, которой правит диктатор, одевающийся в синевато-серые одежды, а пресловутый шарфик-удавка – его неизменный аксессуар. Вроде сталинского френча или кепки Ильича. Впечатлительный прохожий искренне пожалеет бедных туристов, хотя на самом деле прибыли они из свободной Европы. Спроси этого зарубежного гостя, почему на нём – униформа, точно такая же, как на его соседе, он ответит совершенно искренне: «Я одеваюсь, как хочу, потому что живу в либеральном обществе». Но почему представители либерального общества добровольно маскируются друг под друга, почему в эпоху, когда возможна любая эклектика, любое смешение цветов, силуэтов и стилей, свободный человек надевает то, что делает его частью безликой массы, серой в прямом смысле слова? На этот вопрос он не ответит.
Потом впечатлительный прохожий посмотрит по сторонам и ужаснётся. А когда увидит своё собственное отражение в витрине – вообразит, что попал в кошмарный сон. Потому что клоны захватили мир, раскрасили его в тусклые краски и обезличили.
«Требования моды! Что с ними можно поделать» – попытается утешить себя прохожий. Но легче ему не станет. Потому что никогда ещё мода не была столь авторитарна и столь беспощадна к своим подданным. В самые «советские-рассоветские» времена не было на наших улицах такого пугающего однообразия. Стало много дорогой, качественной одежды, но совсем не стало одежды красивой. Красиво одетый человек или закупается в секонд-хэнде, или имеет собственного портного. На улице красиво одетый человек будет выделяться. Его примут за городского сумасшедшего.
Особенно заметна беспощадность моды в том, что касается делового мужского костюма. Даже следящий за собой мужчина после тридцати пяти лет зачастую просто фактурой своей несочетаем с силуэтом, предписанным ему модой и корпоративной этикой. Очень дорогой костюм современного фасона на обычном «взрослом мужчине» среднего телосложения выглядит убого. Кургузо. Можно хвастаться фирменной строчкой, можно не отпарывать с рукава товарный знак и гордо демонстрировать его окружающим – красивее костюм от этого не станет.
Женщинам повезло несколько больше – их деловой, официальный стиль допускает не только брючки-стрейч, но и классические юбки, и жакеты, и блузы, которые можно признать эстетически небезнадёжными. Но чтобы отыскать симпатичную вещицу среди тонн непроходимо скучных одинаковых шмоток, нужно быть женщиной абсолютной. Мировой феминизм этого не одобряет.
Модельеры здорово подвели женщин всего мира, изуродовав их парадно-выходную одежду. Тут проглядывает забавная закономерность: чем состоятельнее женщина, тем вульгарнее её наряд. Когда-то было иначе. Когда-то дамы полусвета подражали светским дамам. Но только в наше странное время светская львица обязана выглядеть, мягко говоря, неоднозначно.
Люди среднего класса и достатка так же униформированы с головы до ног. Если изучать вопрос подробнее, можно заметить: молодые люди носят одну форму, люди постарше – другую. Но это будет, пожалуй, единственным различием. Кто перед тобой – слесарь-водопроводчик или модный борзописец? Инженер или доктор? Учитель или следователь? Музыкант или физик-ядерщик?
«Да что мне за дело до его профессии, – отмахнётся прохожий. – Я хочу видеть человека!» Прохожий будет прав в своём благородном желании, но человека он не увидит. В лучшем случае по качеству шва он определит уровень достатка. Всё остальное будет скрыто немаркими доспехами. Одинаково одетые люди не только одинаково двигаются, но и одинаково мыслят и одинаково выражают свои мысли. Невозможно принять актуальный уличный дресс-код и отвергнуть при этом актуальный код общественного сознания. Человечество ещё не доросло до такой мудрости, а когда дорастёт – люди вообще будут обходиться без одежды, или вернутся к античным хитонам.
«Удобство и практичность одежды – важнее внешних проявлений индивидуальности», – скажет наш прохожий. А потом вспомнит мировую историю моды и историю вообще, и поймёт свою ошибку. Жизнь не стала проще из-за того, что теперь необязательно гладить брюки и крахмалить воротнички. Онегину, который «три часа по крайней мере пред зеркалами проводил» хватало времени на балы, женщин, театры, попойки с друзьями-гусарами. Деловому человеку Чичикову, весьма неравнодушному к «фракам брусничного цвета с искрой» хватало времени на свои комбинации. На что хватает времени нам?
Неравнодушный прохожий отправится в любой районный дом юношеского творчества и посетит кружок модельеров. Здесь его постигнет глубокий культурный шок. Он увидит талантливых подростков и их эскизы, или даже готовые модели – яркие, оригинальные, удобные. А главное – не скучные. Он увидел бы подобную картину и пять, и десять лет назад, тогда как в сфере массовой моды уже торжествовало уродливое единообразие. Тоска и тревога охватит нашего прохожего. Что же происходит с талантливой молодёжью, способной изменить облик наших улиц, когда эта молодежь подрастает? Где это буйство новых форм и оттенков? Почему до поточного производства добираются только банальные образчики выхолощенного и даже вульгарного «модного мира»?
Возможно, секрет марширующих по улице клонов в том, что современному миропорядку не нужны свободные, яркие индивидуальности. Глобализация свободы не подразумевает, она только маскируется под либерализм. Глобализации нужны солдаты, «скованные одной цепью» – цепью производства и потребления одинаковой одежды, одинаковой музыки, книг, картин, мыслей…
- Бузова возвращается на сцену МХАТа
- Известный российский вирусолог описал наиболее вероятный сценарий распростронения коронавируса в Россиии
- В Петербурге предложили запретить увековечивать память Сталина
- Смольный прочит Петербург в столицу мировой моды
- Французский модный дом раскроил карту Петербурга