Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +1 погода в Петербурге
Доллар 59.63
Евро 70.36
Юань 8.99

ЕГЭ без ручки: и тащить неудобно, и бросить жалко

 Фото: Евгений Степанов/OK-Inform Фото: Евгений Степанов/OK-Inform Министр Ольга Васильева пока не готова отменить ЕГЭ, но шаги к приведению экзамена в приличное русло будут сделаны. Только вот получится ли это, особенно если учесть, что стоимость дорогой игрушки Минобразования выросла с 330 млн до 2 млрд…

Накануне Дня учителя министр образования Ольга Васильева встретилась с коллегами-педагогами в рамках конкурса «Учитель года-2016». Разумеется, учителя не могли обойти вниманием опостылевшую тему ЕГЭ, однако пока их чаяния оправдались лишь чуть-чуть. Глава Минобрнауки считает, что надо «изменить мнение о том, что в школе последние два года ничего не делаем, только натаскиваем на ЕГЭ», но при этом за ценности единого госэкзамена готова вступиться, так как он является «очень хорошим социальным трамплином или лифтом для всех».

Чтобы «изменить мнение», надо повысить уровень школьного образования, а сделать это можно, введя дополнительную оценку знаний по всем школьным предметам и дополнительные письменные экзамены в вузы.

«Нужно подумать и внести поправки о том, чтобы в вузы, особенно вузы сложные, серьезные, социально значимые вузы, вернуть входящие письменные экзамены», - сказала Ольга Васильева. Кроме того, для комплексной оценки знаний также необходимо совершенствовать механизм ЕГЭ и приводить итоговое сочинение в классический вид, то есть как раньше.

ЕГЭ придумали для африканских мигрантов

Сейчас уже многие, привычно ругая экзамен на три буквы, не вспомнят, откуда он пришел. Согласно данным СМИ, первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 1960-х годах специально для иммигрантов из Африки. «Новые французские» грамоте были практически не обучены, но необходимо было ассимилироваться, и потому французские власти специально для них упростили сдачу экзаменов. Результаты тестовых опросов после окончания школы совмещались со вступительными в вузы. Однако очень скоро начались массовые акции протеста против «отупения» французских школьников, и правительство свернуло программу. Однако подобная система вполне успешно прижилась в Америке, а затем перекочевала в Россию.

Согласно данным СМИ, первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 1960-х годах специально для иммигрантов из Африки. «Новые французские» грамоте были практически не обучены, но необходимо было ассимилироваться.

Считается, что инициатором российского ЕГЭ стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Его называют главным вдохновителем идей Болонского процесса в нашей стране, причем не только с ЕГЭ, но и с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, созданием новых образовательных стандартов. Эксперты считают, что изначально его реформаторские идеи были близки к французским: уничтожить коррупцию в школах и вузах и дать возможность не только столичным школьникам, но и выпускникам из глубинки поступить в вуз, причем вершителем судеб должны были стать не потенциально заинтересованные преподаватели, а равнодушный компьютер.

В 2001 году были выбраны первые экспериментальные регионы для восьми ЕГЭ: Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. Перед СМИ была поставлена задача убедить общество и самих себя, что ЕГЭ - это по-современному. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел уже в 16 регионах страны. В 2003 году в эксперименте приняли участие 47 регионов. В 2004 - 2005 годах эксперимент признали успешным.

Все эти годы страсти вокруг ЕГЭ не утихали. Экзамен ругали за непомерные нагрузки, разницу в условиях подготовки, усредненный подход к ученикам, множественные нарушения при организации, проведении и подведении итогов экзамена, да и сами задания единого госэкзамена шокировали даже бывалых педагогов и лучших учеников. Затем появились знаменитые кавказские «стобалльники», ЕГЭ в интернете и ЕГЭ в туалете.

В середине 2000-х ЕГЭ был полностью совмещен с вступительными экзаменами. Абитуриентам дали возможность подавать документы сразу в несколько вузов. Тестирование для выпускников стало проводиться в два этапа: сразу по окончании школы (в мае - июне) и еще через месяц. Однако экзамен по-прежнему категорически не принимали и не применяли в ряде регионов страны и во многих вузах. Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал его «кузницей посредственностей». Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов России. И именно тогда было принято волевое решение сделать его обязательным, что и стало возможным к концу 2000-х.

Лучше бы строили новые школы

Однако разговоры об отмене ненавистного экзамена упорно не утихают. Если вынужденно смирившиеся учителя в течение всех этих пятнадцати лет не теряли надежду, то теперь мысли, а не отменить ли нам ЕГЭ, приходят уже в чиновничьи головы. И наблюдатели связывают это не с тем, о чем говорил ректор Садовничий, и не с тем, что два выпускных класса учителя ничему не учат, а только натаскивают учеников на ЕГЭ, и уж конечно не с тем, что «наверху» прислушались к голосу народа. Говорят, все гораздо проще: экзамен стал слишком дорог при весьма слабой отдаче.

По данным сайта «Госзакупки», в 2013 году государство потратило на проведение ЕГЭ 855,2 млн рублей, в 2014 году эта сумма увеличилась в два раза и составила 1,6 млрд.

По данным экспертов, чьи мнения озвучила «Газета.Ru», затраты государства на проведение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2016 году составили рекордную сумму - 2 млрд руб. Причем тут речь идет только о бюджетных средствах без учета прочих расходов - например, собственных расходов учебных заведений, родительских денег, потраченных на репетиторов, на дополнительные занятия. И стоимость проведения единого госэкзамена возрастает год от года.

Так, по данным сайта «Госзакупки», в 2013 году государство потратило на проведение ЕГЭ 855,2 млн рублей, в 2014 году эта сумма увеличилась в два раза и составила 1,6 млрд. По мнению эксперта «Газеты.Ru», аналитика компании IST-Budget, занимающейся мониторингом рынка государственного и коммерческого заказа РФ и СНГ Яна Хельма, в 2016 году общая сумма торгов, связанных с ЕГЭ, может перевалить через рекордную отметку 2 млрд рублей. 

Правда, в Рособрнадзоре с таким раскладом не согласны. По словам главы ведомства Сергея Кравцова, разработка экзаменационных материалов в 2016 году обошлась в 50 млн рублей. Еще 300 млн ушло на тиражирование, доставку и обработку материалов. В Рособрнадзоре разделили эти деньги на одного ученика и выяснили, что стоимость проведения ЕГЭ на одного участника составила примерно 200 рублей.

Если в 2012 и 2014 годах 58% и 55% родителей соответственно заявляли, что не нанимали своим детям частных учителей, то в 2015 году их количество снизилось до 37%.

«Общая стоимость всего экзамена примерно 200 рублей на человека с учетом 4 млн человеко-экзаменов», - заявил Сергей Кравцов, подчеркнув, что «это самая низкая цена в мире за проведение экзамена».

Однако в надзорном ведомстве не учитывают другие расходы. Например, на проведение услуг по обеспечению видеосъемки, видеозаписи и видеотрансляции во время экзаменов, что составляет половину проводимых в связи с ЕГЭ торгов на услуги. Кроме того, должны учитываться расходы на услуги по организации питания экспертов ЕГЭ, услуги по уничтожению экзаменационных материалов ЕГЭ, изготовление сборников типа «Единый государственный экзамен в Санкт-Петербурге» и так далее.

Есть и местные ноу-хау в деле освоения бюджетных средств. Например, расходы на установку рамок металлодетекторов, глушилки для мобильных телефонов, онлайн-трансляции. В ряде регионов на это тратятся огромные суммы.

Есть и местные ноу-хау в деле освоения бюджетных средств. Например, расходы на установку рамок металлодетекторов, глушилки для мобильных телефонов, онлайн-трансляции. В ряде регионов на это тратятся огромные суммы.

По данным экспертов, еще около 15 млрд рублей из карманов родителей уходит на репетиторов и разнообразные курсы по натаскиванию детей на ЕГЭ. Фонд «Общественное мнение» сообщил, что если в 2012 и 2014 годах 58% и 55% родителей соответственно заявляли, что не нанимали своим детям частных учителей, то в 2015 году их количество снизилось до 37%.

СМИ неоднократно цитировали мнение президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова о том, что ЕГЭ - необоснованно дорогая система.

«Об этом говорилось еще в самом начале - в 2004 году на коллегии Минобрнауки. Сначала затраты были относительно небольшими, ведь требовалось, по сути, только вскрыть пакет и заполнить бланки. Но потом меры безопасности пришлось серьезно усилить. А это стоит денег», - считает господин Комков.

Увеличиваются и затраты на ежегодно мимикрирующий ЕГЭ: то надо разработать методику для нового вводимого в ЕГЭ предмета, то надо рассчитать зарплату экспертов, оценивающих творческие задания. Словом, простор для деятельности не ограничен. А денег у государства, как мы помним, мало. К слову, один ЕГЭ - это не только десяток новых школ, но и около 50 новейших ракет типа «Калибр» (если учесть, что запуск одной такой ракеты стоит около 45 млн рублей). Что, согласитесь, в нынешних условиях актуально. Так что надо выбирать приоритеты.

Вузы Петербурга готовы к перестройке что под ЕГЭ, что без ЕГЭ

По закону 1 октября все российские вузы обязаны публиковать информацию о приемной кампании на будущий год. Как сообщили ОК-информ в СПбГУ, в 2017 году абитуриентов ожидает ряд изменений, однако пока они напрямую не связаны с переформатированием ЕГЭ.

С 2017 года прекращается выделение вузами квот для жителей Крыма и Севастополя, а также изменены сроки приема документов для поступающих в магистратуру: их надо подать не позднее 20 июля.

Как рассказала зампредседателя приемной комиссии, первый проректор СПбГУ по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк, теперь 1 октября, а не 1 июня, как раньше, вузы обязаны информировать об особых правилах приема для победителей олимпиад. Госпожа Бабелюк напомнила, что победители всероссийских олимпиад имеют право поступать в вузы, не предоставляя ЕГЭ. Однако для получения аттестата сдавать единый экзамен все равно придется.

Кроме того, с 2017 года прекращается выделение вузами квот для жителей Крыма и Севастополя, а также изменены сроки приема документов для поступающих в магистратуру: их надо подать не позднее 20 июля.

Что касается предложения министра Ольги Васильевой ввести письменные экзамены и каким-то образом реформировать ЕГЭ, то Екатерина Бабелюк сообщила ОК-информ следующее:

«Сейчас в законе “Об образовании” написано, что зачисление на бакалавриат и специалитет осуществляется на основе ЕГЭ. Что означает “на основе ЕГЭ”, прописано в документе Минобразования о правилах приема в вузы. До 1 октября 2017 года “там” будут думать, надо ли вносить какие-то изменения в процедуру сдачи экзаменов. Но в данный момент никаких изменений нет, поэтому приемная кампания в 2017 году останется такой, как мы озвучиваем сейчас. Вузы попросту не успеют, да и не имеют права вносить какие-то изменения на 2017 год», - сообщила Екатерина Бабелюк.

Зампредседателя приемной комиссии СПбГУ сообщила, что даже если изменения будут внесены с 1 октября 2017 года и даже если они будут кардинальны, для петербургского университета ничего глобально не изменится.

На просьбу корреспондента ОК-информ выразить личное отношение к ЕГЭ и возможной его перестройке, проректор «большого университета» ответила очень осторожно:

«Подразумевается, что ЕГЭ разделен на две части: как контрольно-измерительный материал и как оценка качества образования. В последнее время было многое сделано для того, чтобы сделать ЕГЭ прозрачным. Другой вопрос - как организовать систему обучения в школах так, чтобы она соответствовала знаниям. И вот об этом сейчас будут думать в Минобре».

Зампредседателя приемной комиссии СПбГУ также сообщила, что даже если изменения будут внесены с 1 октября 2017 года и даже если они будут кардинальны, для петербургского университета ничего глобально не изменится.

«Ключевая задача - чтобы не ущемлялись права абитуриентов. Если будут введены письменные испытания, им придется добираться сюда с разных уголков страны, а это - транспортные расходы. Кто их возместит? Хотя, с другой стороны, раньше-то все как-то приезжали на экзамены… Для нас это все вопросы оптимизации. Главное, чтобы ребята из регионов могли поступит в ведущие вузы страны. А у нас технологии отработаны. Может быть, вузам дадут возможность самим решать, как будут организованы вступительные экзамены и в какой мере это коснется ЕГЭ».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика