Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +5 погода в Петербурге
Доллар 63.75
Евро 70.53
Юань 9.09

Туроператоры рассказали всю правду о «ВИМ-Авиа»

 Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости» Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости» Всемирный день туризма в России отметили невесело. Ассоциация туроператоров России (АТОР) изо всех сил старается решить проблемы сотен тысяч клиентов «ВИМ-Авиа». Если власти не помогут, это грозит крахом всей российской туристической отрасли

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе на экстренном брифинге дала жесткую характеристику ситуации, сложившейся вокруг оскандалившейся авиакомпании «ВИМ-Авиа». По ее словам, жадность авиаперевозчика при полном попустительстве со стороны регулятора (читай - чиновников Росавиации) не только привела к проблемам для сотен тысяч пассажиров и туристов, но и грозит обернуться коллапсом для всей российской туристической отрасли. Это произойдет в том случае, если решать все проблемы «ВИМ-Авиа» заставят исключительно туроператоров, а рынок авиаперевозок останется под чьим-то равнодушным (или заинтересованным) крылом.

Майя Ломидзе: «Чартеры - недорейсы, что ли?»

Майя Ломидзе на брифинге представила последние данные (на вечер 26 сентября) о ситуации с «ВИМ-Авиа». Она сообщила, что правительство готово выделить 200 млн рублей на погашение расходов тех авиаперевозчиков, которые решились взять на свои борта неудачливых пассажиров «ВИМ-Авиа». Для вывоза пассажиров чартерных рейсов из-за рубежа будут привлечены «внебюджетные источники финансирования и новый менеджмент» (цитата из письма Росавиации).

Всемирный день туризма - 27 сентября, международный праздник, учрежденный Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году. В России отмечается с 1983 года.

В самой «ВИМ-Авиа» введено внешнее управление, в число управленцев войдут представители авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия», а также аэропорта Внуково. Кроме того, к решению вопроса перевозок привлечены «Уральские авиалинии», «S7», «Роял Флайт», «АЗУР Эйр», «АйФлай», «Нордстар», «Ред вингс», «Северный ветер», «ИКАР» и «Якутия», а также собственники и менеджеры авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Однако, как подчеркнула исполнительный директор АТОР, эта ситуация несправедливая, так как эта помощь коснется только пассажиров регулярных рейсов.

«Это несимметрично, так как 100 тысяч клиентов “ВИМ-Авиа” завязаны на чартерах и 100 тысяч - на регулярных. Почему обделены чартерные рейсы, они какие-то недорейсы, получается? Мы просим правительство оказать помощь тем туристам, которые за границей», - сказала Майя Ломидзе.

По данным АТОР, сейчас 30 тысяч клиентов «ВИМ-Авиа» находятся за границей и не знают, как им вылететь домой, и 70 тысяч человек остаются в России, имеют билеты на руках и не могут вылететь к месту назначения.

Больше всего туристов, отправленных ранее «ВИМ-Авиа», застряло на курортах Турции (более 70%). Кроме того, туристы на чартерных рейсах «ВИМ-Авиа» ранее были отправлены на Кипр, Крит, Тенерифе, в Тунис, Римини, а на внутренних чартерах - также в Сочи и Симферополь.

За счет туроператоров

«Те, у кого вылет с мест отдыха на ближайшие дни, сейчас размещены в отелях за счет туроператоров. Сами туроператоры поставлены в крайне неловкое положение, но часть из них все-таки нашли альтернативные варианты, кто-то посадил клиентов на другие борты. Но их немного - 3-4 тысячи человек», - сказала Майя Ломидзе.

В сфере выездного туризма работают 600 туроператоров, а авиаперевозчиков - всего 25.

По словам Майи Ломидзе, в самой большой зоне уязвимости - те, кто самостоятельно покупал билеты, так как ими вообще никто не занимается.

«Сдать билет нельзя, придется покупать повторно. Более сложная проблема - с теми, кто остается в России, и это не только Москва и Санкт-Петербург. Это тоже станет заботой туркомпаний», - говорит госпожа Ломидзе.

Напомним, что туроператоры оплатили «ВИМ-Авиа» все в полном объеме, поэтому объем депозитов должен составлять несколько десятков миллионов долларов, но никто, похоже, не знает, где они. «Туроператорам их никто не возвращает, суммы неподъемные. Кто-то может этого не выдержать», - заявила представитель ассоциации.

В российских аэропортах также застряли 3 тысячи китайских туристов «ВИМ-Авиа». Впрочем, с ними, по мнению Майи Ломидзе, вопрос решится оперативно: «Китайцы? Подозреваю, что их судьба беспокоит регуляторов больше, чем судьба россиян, поэтому с ними вопрос решится очень быстро, за них не волнуйтесь».

Жадность «ВИМ-Авиа» и попустительство Росавиации

У самой «ВИМ-Авиа» средств нет, и сегодня вряд ли найдутся претенденты, чтобы реанимировать компанию. «Если вдруг найдется желающий санировать перевозчика, то теоретически можно будет задействовать самолетный резерв, хотя он небольшой. За 4 месяца они задолжали всем, в том числе и лизингодателям, и авиапарк составляет всего несколько самолетов».

В ожидании ясности с графиком вывоза туристов в рамках объявленного плана решения проблемы «за счет внебюджетных средств» находятся около 100 тысяч человек.

По словам Майи Ломидзе, проблемы у авиакомпании зрели давно: «ВИМ-Авиа» отличалась исключительной непунктуальностью с 2010 года, постоянно переоценивала свои возможности, и это каждый год сходило с рук.

«В этом году вновь назрела критическая ситуация. Раньше им кто-то помогал выруливать, а сейчас помочь оказалось некому. Перевозчик начал испытывать трудности еще в начале июня, с 14 июня произошла корректировка программ в сторону сокращения рейсов на Сочи и Симферополь, это стратегические направления. Без отдыха остались сотни туристов, туроператоры тоже несли потери, но надеялись, что из-за прореживания программ перевозчик справится. Но за 4 месяца высокого сезона перевозчик задолжал всем, кому только можно. Как так может быть? Вопрос к регулятору, надеюсь, компетентные органы будут разбираться. Меры в начале сезона не должны были быть резкими. Но никаких мер регулирования вообще не было предпринято. Если компания показывает такую жадность, то надо было напустить Ространснадзор и проверять их каждую неделю. Это рисковый стиль ведения бизнеса, причем не первый год, и регулятор не мог об этом не знать.

Что делать пострадавшим в первую очередь

«В туризме нельзя рассматривать ситуации вообще, есть много индивидуальных особенностей. В данной ситуации те туристы, которые клиенты туркомпаний - о них позаботились эти компании, и их проинформируют о вылете. Кто сейчас остается в России, я советую держать связь с турагентством. В данный момент нет одного для всех алгоритма, надо просто ждать и не паниковать, не пытаться аннулировать туры. Мы надеемся, что будет оплата другим перевозчикам, и придет она не из средств туроператоров. Крайне неприятно, что отдых сократился, но главное - не паниковать!», - считает Майя Ломидзе.

25 и 26 сентября прошло несколько совещаний в Росавиации и Ростуризме, так как проблема находится на стыке двух отраслей - туристической и авиационной. Ростуризм обсуждает с операторами, как им трудно приходится и как будет еще труднее. Но пока реальной практической помощи от этих совещаний мы не видим, - жестко заключила госпожа Ломидзе. - Мы готовим предложения от туроператорского сообщества. Потому что последние изменения в отраслевом законодательстве, которые привели к финансовой нагрузке на туроператоров, миновали авиационный сегмент. А перевозчики, получается, ничего никому не должны, даже квазифонда нет».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика