Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +5 погода в Петербурге
Доллар 66.62
Евро 75.54
Юань 9.6

Петербург заплатит 4 300 рублей за туриста

 Фото: Евгений Степанов/OK-inform Фото: Евгений Степанов/OK-inform Правительство Санкт-Петербурга приняло государственную программу развития туризма до 2023 года. Цели едва ли можно назвать амбициозными - фактически турпоток должен просто продолжать расти существующими темпами. Для этого чиновники считают необходимым потратить за 5 лет 4,3 млрд рублей

Программу презентовал во вторник на заседании правительства Санкт-Петербурга председатель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев. «Целью государственной программы является создание системных условий для реализации стратегической роли устойчивого туризма в экономическом и социокультурном развитии Санкт-Петербурга», - заявил он. Говоря по-простому, туризм должен стать драйвером развития других сфер экономики города.

Для туризма

«Общий мультипликативный эффект от туризма в Санкт-Петербурге составляет 250 млрд рублей», - сообщил Андрей Мушкарев, не уточнив, как рассчитывалась эта цифра. Но если поделить ее на прогнозируемое число туристов, которые посетят город в этом году, то выйдет 35,7 тысячи рублей на человека.

Планируется ли увеличить эту сумму, Андрей Мушкарев не сообщил, но назвал другие целевые показатели программы. Так, доля туризма в городском ВРП должна вырасти с 1% до 6%. Правда, как выяснилось в ходе обсуждения, методику расчета этой доли Министерство культуры представит только в 2018 году.

Откуда взялся нынешний 1%, осталось неясным. Впрочем, ранее городские чиновники называли и 10%, видимо - просто беря эти цифры с потолка.

Еще один целевой показатель - 8 млн туристов к 2023 году. По сравнению с нынешними 7 млн, рост на миллион выглядит внушительным. Но за последние 10 лет эта цифра и так росла на 200-500 тысяч туристов ежегодно. То есть получается, что комитет по туризму выбрал «инерционный» сценарий.

Чтобы понять место Петербурга на мировом рынке, стоит взглянуть на мировые рейтинги. При этом надо помнить, что в таких рейтингах, как правило, учитываются визиты туристов из-за рубежа. Например, согласно недавнему отчету Euromonitor International, первая десятка самых посещаемых городов выглядит так: Гонконг (26,6 млн иностранных туристов в год), Бангкок (21,2 млн), Лондон (19,2 млн), Сингапур (16,6 млн), Макао (15,4 млн), Дубай (14,9 млн), Париж (14,4 млн), Нью-Йорк (12,7 млн), Шэньчжэнь (12,6 млн) и Куала-Лумпур (12,3 млн). Санкт-Петербург в этом рейтинге занял 70-е место. По мнению европейских аналитиков, в этом году его посетит 2,8 млн иностранных туристов. Петербург уступает столице Камбоджи городу Пномпень (69-е место), зато опережает Варшаву, Мельбурн и Тель-Авив.

Еще один целевой показатель госпрограммы - средняя продолжительность пребывания туристов. Она должна составить 3 дня. На сколько приезжают туристы сейчас, не сообщается. Но в предыдущие годы экспертные оценки крутились вокруг тех же самых трех дней. Между тем это действительно важный показатель, ведь от него зависит, сколько денег потратит турист в городе пребывания. Выходит, что над его увеличением чиновники работать не намерены, хотя раньше это было не так.

Что делать

Для достижения этих целей комитет по туризму предлагает сосредоточиться на трех основных направлениях. Первое -  это развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры. В первую очередь речь идет о гостиницах. Число койко-мест предлагается увеличить с 57 тысяч до 67 тысяч. В частности - речь идет о плавучих гостиницах.

Андрей Мушкарев назвал также строительство речного вокзала, Центра международного круизного туризма, трех новых конгресс-центров, создание региональной морской пассажирской компании.

Второе направление - диверсификация туристского предложения. То есть кроме «обычного» туризма предлагается развивать событийный, деловой и медицинский его виды. Как отметил заместитель главы Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев, Санкт-Петербург располагает самой большой санаторно-курортной базой на севере Европы - на 14 тысяч мест. Осталось убедить туристов отдыхать на курортах Петербурга.

Наконец, третье направление - это продвижение метабренда Санкт-Петербурга. Так, например, в 2018 году планируется открытие пяти новых офисов Visit Petersburg в дополнение к шести существующим. Новые офисы появятся в Барселоне, Лондоне, Мадриде, Римини, Дубае.

Все вышеперечисленное, по подсчетам комитета по туризму, тянет на 4,3 млрд рублей. Учитывая, что цель программы - привлечение дополнительного миллиона туристов, нетрудно подсчитать, что на каждого привлеченного предполагается потратить 4,3 тысячи рублей.

Чиновник лучше знает

При подготовке госпрограммы чиновники не советовались с профессиональным сообществом, заявил ОК-информ заместитель директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Павел Румянцев. Генеральный директор агентства путешествий «Эклектика» Игорь Воеводский вспоминает, что проходили какие-то опросы, больше похожие на сбор статистических данных. Впрочем, взгляды чиновников и участников рынка на многие проблемы отрасли совпадают.

«Очевидный вопрос, в которой мы сходимся с комитетом, это - решение проблемы сезонности, - говорит Павел Румянцев. - Всем понятно, что летом пиковые даты. А поздняя осень и ранняя весна - это, к сожалению, сезоны достаточно провальные». Во многом именно для решения этой проблемы комитет по туризму развивает событийный туризм и, например, проводит фестивали света в несезон.

«Нас очень беспокоит проблема, связанная с недостатком подвижного состава», - продолжает Павел Румянцев. По его словам, в высокий сезон турфирмам сложно найти автобусы для перевозки туристов. «Мы общались с комитетом, писали письма и получали ответы по поводу возможности создания некоего лизингового центра. Но пока, к сожалению, из-за нюансов законодательства город не может закупать на общих основаниях иностранные автобусы. Обсуждаем, каким образом можно это сделать», - продолжает замдиректора СЗРО РСТ. По его словам, Москва закупила 50 туристических автобусов, которые сдает в аренду турфирмам.

Также СЗРО РСТ волнует тема популяризации новых объектов вместо перегруженных Царского села и Петергофа.

Игорь Воеводский сетует на общую экономическую ситуацию в стране.

«У многих людей реально нет денег. Народ экономит на таких вещах, как туризм», - говорит Игорь Воеводский. Сильно рассчитывать на иностранцев, по его мнению, тоже не приходится.

«За рубежом тот интерес, который 10-15 лет назад был, он спал. Сегодня Россия не в тренде», - считает директор турфирмы.

«Существуют вечные проблемы с наиболее посещаемыми петербургскими музеями, - указывает еще одну болевую точку Игорь Воеводский. - Это головная боль всех директоров турфирм. Если Эрмитаж работает как часы, то желание всех туристов попасть в Петергоф и Царское село приводит к тому, что, как бы мы все официально заранее ни бронировали, люди стоят в очередях - и стоят долго».

Не впервой

И хоть принятие госпрограммы развития туризма в Петербурге в Смольном назвали историческим событием, подобные документы принимались и раньше. Например, в 2005 году консалтинговая компания Boston Consulting Group представила концепцию развитию туризма в Петербурге. Концепцию назвали «5+5+5». За 5 лет город должен был выйти на показатели 5 млн туристов в год с 5 ночевками на туриста и войти в пятерку главных туристических центров Европы. В 2010 году Северную столицу действительно посетили более 5 млн туристов, но, судя по всему, западные эксперты имели в виду международный туризм. Во всяком случае, Петербург к тому моменту был даже не в десятке европейских городов, а про продолжительность пребывания было сказано выше.

Потом была программа развития Петербурга как туристического центра до 2016 года. К тому моменту город должен был принимать 8,1 млн туристов в год в среднем на 5 ночей. Реальный показатель 2016 года - 6,9 млн человек.

Так что одно из главных достоинств новой программы, судя по всему, - ее реалистичность.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии
Яндекс.Метрика