Курс - на Вытегру!
Порт пяти морей
Город Вытегра расположен примерно в 10 километрах от берега Онежского озера, на одноименной реке, в честь которой он и получил свое имя. По одной из версий, название «Вытегра», досталось по наследству от обитавших здесь ранее финно-угорских племен - и обозначает оно «озерная река».
Идея создания водного пути, который соединил бы Балтику и верховья Волги, пришла в начале XVIII века Петру I. По его указу в 1710 году шотландский инженер Джон Перри провел исследования на водоразделе между Онежским и Белым озерами, чтобы наметить трассу для нового канала. А на следующий год сюда для осмотра старого немецкого волока между реками Вытегрой и Ковжей на десять дней приехал и сам Петр I. У места впадения Вянг-ручья (от карельского vengi - «ручей, небольшая речка, протока») в реку Вытегра возникла деревня Вянги. В 1715 году недалеко от Вянгинской пристани была построена государственная верфь, действовавшая вплоть до 1847 года, а в середине XVIII века через это место прошел торговый тракт из Архангельска в Петербург. Что же касается идеи Петра I о создании канала, то она была реализована лишь 100 лет спустя.
Новый этап в истории Вытегры начался в 1773 году, когда по указу Екатерины II небольшая деревня получила статус уездного города. Тогда же ему и было присвоено название Вытегра. А с 1810 года, когда наконец осуществились планы Петра I и по Мариинскому каналу пошли первые суда, у города начался экономический и культурный расцвет. Во время Отечественной войны 1812 года на 22 судах в Вытегру были вывезены драгоценности и ценные вещи из Императорского Эрмитажа и Кабинета его Величества. Актуальность использования Мариинской водной системы существенно упала во второй половине XIX века из-за активного формирования сети железных дорог Российской империи.
Во время Великой Отечественной войны через Мариинский канал осуществлялась перевозка боеприпасов и продовольствия для армии, а также - эвакуация населения и материальных ценностей. В послевоенные годы в Вытегру вдохнуло жизнь строительство Волго-Балтийского водного пути, куда вошла большая часть Мариинской водной системы. Здесь же расположились дирекция и управление «Волгобалтстроя». «Портом пяти морей» стали называть Вытегру с завершением возведения шлюзов Волго-Балта, объединившего в единое целое воды Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного морей.
Сегодня этот город с населением чуть больше 10 тысяч человек является административным центром Вытегорского района Вологодской области.
Церкви, шлюзы, музеи
Основная часть исторической застройки города расположена на правом берегу реки Вытегры. Там же находится торговая площадь, вокруг которой раньше была сосредоточена общественная жизнь города. Сохранилось каменное здание важни («важить» - взвешивать) 1810 года постройки, выполненное в классическом стиле. Позже оно было переоборудовано под пожарную часть. Поблизости - Воскресенский собор (строился в 1796 - 1800 годах), бывший ранее городской доминантой. Но в советские времена барабаны с куполами и колокольня были разобраны, здание приспособили под дом культуры.
Сегодня одним из самых высоких зданий в городе является внушительная пятиглавая церковь Сретенья Господня (1869 - 1873 годы постройки) на левом берегу реки. Ее возвели на месте старого одноименного храма, разобранного в 1801 году из-за появившихся в стенах трещин. Расположенная на вершине холма (Красная горка), она видна издалека. Открытие церкви и освящение бокового придела во имя апостола Павла было приурочено к 100-летнему юбилею города в 1873 году, а главный xрам освятили два года спустя. Одно время здесь находился краеведческий музей, сейчас продолжаются ремонтно-реставрационные работы и проводятся службы - храм действующий. У него есть даже группа «ВКонтакте». Если подняться на колокольню, можно полюбоваться эффектной панорамой города.
В городе также есть краеведческий музей и Дом-музей поэта Н.А. Клюева, жившего и работавшего в Вытегре. Сохранился старый шлюз Мариинской водной системы, рядом с которым установлен белый обелиск - памятник в честь строительства канала между реками Вытегрой и Ковжей. Действующий шлюз Волго-Балтийского водного пути, по которому регулярно ходят круизные суда, находится рядом с заправками, так что автотуристы его точно не проскочат мимо: автомобильная дорога проходит как раз над ним.
Подводная лодка Б-440
Одна из наиболее известных достопримечательностей, являющаяся визитной карточкой города, - музей «Подводная лодка Б-440». Бывает, начинаешь рассказывать знакомым, что заезжали в Вытегру, и собеседники сразу восклицают: «А! Это где музей в подводной лодке?». Впрочем, то, что первой ассоциацией становится именно этот объект, неудивительно. Ведь музей представляет собой настоящую подводную лодку, адаптированную для показа посетителям.
Эта дизель-электрическая подводная лодка, относящаяся к 641-му проекту, была построена в 1969 году на ленинградском Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе. В течение 30 лет она несла боевую службу в составе подразделений Балтийского флота. В 2003 году было принято решение превратить подлодку в музей - и на Кронштадтском морском заводе началось ее переоборудование. В 2005 году она совершила свой последний переход по акватории Ладожского и Онежского озер, чтобы пришвартоваться у Вытегорского берега, для чего потребовалось углубить дно Вытегорского залива.
Часть оборудования была снята, чтобы расширить проходы, установлены манекены, сделаны стенды и информационные таблички. Экспозиция максимально приближена к реальной обстановке, окружающей подводников. Самое главное, что в этом музее абсолютная свобода перемещений - можно забраться куда угодно: в рубку, на верхнюю палубу, пройтись по отсекам, все потрогать, покрутить, сфотографировать. Так что тут интересно всем: и взрослым, и детям. Стеллажи для торпед, перископ, приборы управления, водолазное снаряжение - буквально на каждом шагу встречается что-то интересное, хочется остановиться и рассмотреть все детали поподробнее.
Переходя из отсека в отсек, поражаешься аскетичности бытовых условий. Даже несмотря на максимальную «очистку» подводной лодки, здесь, мягко говоря, тесновато. Неспроста у подводников действуют строгие ограничения по росту и весу. Узкие койки для членов экипажа размещены в три яруса, причем они не индивидуальные: на каждой поочередно спали по три матроса. График такой: 4 часа сна - 4 часа работы - 4 часа свободного времени, и так по кругу.
В завершение экскурсии решаем оставить запись в книге отзывов и видим, что незадолго до нас здесь отметился Иванов Василий Георгиевич из Мурманска, служивший на этой подводной лодке в 1975 - 1977 годах! Он хотел найти своих сослуживцев и в надежде, что они посетят эту лодку и увидят запись, оставил свой телефон. Конечно, шансов на то, что кто-то из них увидит эту запись, очень мало - она просто затеряется среди сотен отзывов от туристов. Да и книга отзывов уже тогда подходила к концу, так что сейчас там уже, конечно, лежит новая. Но мы сфотографировали эту запись, так что, если сослуживцы Василия Георгиевича читают эту статью, они могут обратиться в редакцию - мы вышлем его телефон.
Фото Елены Куракиной.
- Общественным инициативам прописали долгий путь
- Медики: Более 40% случаев заболевания рака связано с вредными привычками и низкой физической активностью
- «Пятница минера» в Петербурге: 30 тысяч эвакуированных и кортеж Путина
- Дрозденко проведет с жителями Ленобласти географический диктант
- Что Смольный готовит на Новый год за 95 млн рублей