Просто он работает священником
Может быть, это и неправильно - начинать текст священнике с такого захода. Но, думаю, Тер Хосров Степанян обидеться не должен. Острота совсем не злая, а он, постоянно находясь среди людей, как правило, готов поддержать шутку. Причем абсолютно вне зависимости от того, является ли собеседник армянином или нет. Правда, со скользкими разговорами к нему вряд ли кто-нибудь полез бы вообще. Слишком уж мудрые и проницательные глаза у официального представителя Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви в странах Балтии иерея Хосрова Степаняна.
- В одном из интервью вы, ваше преподобие, сказали, что в вашей общине около 3 тысяч человек. Они все - люди одной с вами национальности?
- Нет, конечно! Среди прихожан рижской церкви Святого Григория Просветителя есть и латыши, и русские, и украинцы, и белорусы. Не могу сказать, чтобы их было очень много, но они приходят на богослужения, крестят у нас своих детей, участвуют в праздниках.
- Да, но ведь службы ведутся исключительно по-армянски, так? А что делать, к примеру, мне, если, не зная языка, я всерьез заинтересуюсь вашей церковью и вашей культурой?
- Вообще-то мне приятно, что наша Церковь и наша культура интересны представителям других народов. В наш храм периодически приходят студенты университета. Приходят целым курсом, чтобы узнать нашу культуру и религию. И я с ними тесно сотрудничаю. Что же касается вашего желания, то проблемы быть не должно. При церкви действует воскресная школа, где можно изучить язык, историю Армении и Святой церкви, а если хотите, то даже национальные танцы. Кстати, в прошлом году самому старшему из обучающихся было 63 года.
Ученики нашей церкви посещают вместе со мной дома престарелых, детские дома, устраивают там праздники, раздают подарки.
- В школе учатся только этнические неармяне?
- Не только. У нас учатся и русские, и латыши, и армяне - те, которые волею судьбы жили далеко и фактически оставались армянами только по фамилии. Теперь они восполняют эти пробелы. Но ведь, если речь идет о религии, дело не только в языке, на котором написаны церковные книги. К сожалению, нередко люди, хотя и называют себя христианами, сами не очень хорошо понимают, что такое вероисповедание. Поэтому, когда ко мне с просьбой о переходе в Армянскую церковь обращаются представители других конфессий, я предлагаю им не спешить, хорошенько подумать и обязательно поговорить со своим духовником.
- Кстати, как складываются ваши отношения с коллегами лютеранами, католиками и православными?
- Я общаюсь со многими из них, в том числе с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром, архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви Янисом Ванагсом, главой Римско-католической церкви в Латвии архиепископом Рижским Збигневом Станкевичем. Они приглашают меня на различные конференции, мы вместе обсуждаем целый ряд вопросов.
- Вы ведь, если не ошибаюсь, единственный армянский священнослужитель в странах Балтии?
- Да. Служу два воскресенья в месяц в Латвии, еще по одной службе провожу в Литве и в Эстонии. И, между прочим, именно благодаря церкви все три общины общаются между собой, вместе участвуют в разных мероприятиях.
- Каких, например?
- Каждый год в последнюю субботу мая представители армянских общин всех трех стран Балтии: и армяне, и люди других национальностей - собираются в Литве. Мы совершаем паломничество к хачкару на Горе крестов. Мы вместе молимся, а потом празднуем нашу встречу.
- Хачкар - это каменная стела с изображением креста? Я читала, что в Армении их тысячи, это национальная традиция.
- Да. И их уникальность в том, что они не повторяются.
- Но если в Эстонии и Литве тоже есть общины, почему храм Святого Григория Просветителя выстроен не в Вильнюсе или Таллине, а именно в Риге?
- В Эстонии Армянской церкви передали на 99 лет лютеранский храм в центре Таллина. В Литве - костел. А храм Святого Григория Просветителя выстроен в Латвии просто потому, что там очень активная община. К слову, это ведь единственная в скандинавских странах армянская церковь, построенная по всем канонам. Она даже стала достопримечательностью Риги, все официальные лица, которые приезжают в Латвию, обязательно посещают наш храм…
- А это правда, отец Хосров, что вы регулярно объявляете самые настоящие субботники при церкви?
- Субботники действительно происходят, но не потому, что я их объявляю. Люди приходят, начинают убирать вместе со мной территорию, зимой - чистить снег, весной и летом - сажать цветы.
- Собираются, наверное в основном пенсионеры, у которых есть для таких дел свободное время?
- Нет, конечно! Молодые тоже активно участвуют: и газон косят, и деревья сажают. Они чувствуют, что храм - не только Дом Господень, но и их родной клочок земли. Вы, наверное, обратили внимание, что у наших центральных ворот стоит хачкар в память усопших? Под ним много земли из Армении.
- Но, живя и уж тем более родившись в чужой стране, человек рискует потерять связь со своими корнями, ассимилироваться.
- Когда я приехал в Ригу, сразу же встретил людей, одни из которых родились в Латвии, другие попали сюда из Армении, Баку, Тбилиси, Арцаха (Нагорного Карабаха), России. Но их всех объединяла любовь к родине предков. И все понимали, насколько это важно - не терять свою идентичность. Я против ассимиляции, но за интеграцию.
- Слушаю вас, отец Хосров, и думаю: вот вы сказали, что человеку, принимающему какое-то серьезное решение, лучше всего посоветоваться со своим духовником. Но, поскольку Армянскую церковь представляете вы один, значит, являетесь духовником нескольких тысяч прихожан. Так сколько же часов в ваших сутках - 25 или больше?
- Во всяком случае, мой телефон никогда не выключается - ни днем, ни ночью. Если люди звонят, значит, нужна помощь. И я готов быть им полезен...
Фото Светланы Белоусовой.
- Общественным инициативам прописали долгий путь
- Медики: Более 40% случаев заболевания рака связано с вредными привычками и низкой физической активностью
- «Пятница минера» в Петербурге: 30 тысяч эвакуированных и кортеж Путина
- Дрозденко проведет с жителями Ленобласти географический диктант
- Что Смольный готовит на Новый год за 95 млн рублей