Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Калининградские чиновники не дают похоронить павших героев

 Фото: Илья Козырев Фото: Илья Козырев Чиновники препятствуют достойному погребению взвода красноармейцев, павших весной 1945 года в ходе Восточно-Прусской операции. Из-за бюрократических проволочек останки 24 героев Великой Отечественной войны до сих пор не преданы земле и уже более пяти месяцев находятся на ответственном хранении в администрации города Ладушкин Калининградской области

Нестандартная ситуация

В феврале нынешнего года при прокладке газопровода в Ладушкине бригада рабочих натолкнулась на массовое захоронение. О коллективной могиле было доложено в администрацию муниципалитета. Ответственные работники в свою очередь известили полицию и поисковиков. Прибывшие в Ладушкин следопыты отряда «Совесть» сверили место находки с архивными картами.

Выяснилось, что в районе немецкого городка Людвигстор, согласно армейским сводкам, значилось захоронение бойцов, умерших от ран в полевом госпитале. Для того чтобы начать официальную эксгумацию, командир поискового отряда Руслан Хисамов официально обратился в военно-мемориальную службу Балтфлота - единственную в Калининграде организацию, официально уполномоченную выдавать разрешения на проведение подобных работ.

- Однако руководитель службы Олег Бобровский мне отказал, - рассказал корреспонденту ОК-информ Руслан Хисамов. - Объяснил, что Москва не согласовала еще на 2016 год проведение поиска и извлечение останков ни одной общественной организации янтарного края. А без такого разрешения из столицы - никуда.

Впрочем, начальник военно-мемориальной службы тут же сам предложил выход из патовой ситуации. Дело в том, что Руслан Хисамов по совместительству является в Калининградской области представителем Народного Союза Германии по уходу за военными могилами (НСГ). Волонтеры этого общественного объединения, следуя договоренностям между нашими странами, уже два десятка лет обустраивают в области немецкие захоронения Первой и Второй мировых войн. Согласно букве закона, НСГ не требуется никаких разрешений от мемориальной службы - только согласования своих действий с местными властями.

- Бобровский тогда и предложил: «Давай ты напишешь запрос в Ладушкинскую администрацию от имени Народного союза, и не будет никаких проблем», - вспоминает Хисамов. - Я не возражал, тем более в офисе немецкой организации к нестандартной ситуации отнеслись с пониманием - сразу же согласились взять под патронаж весь процесс эксгумации.

Политический нонсенс

Глава Ладушкинского муниципалитета Алексей Родин уже на следующий день подписал все необходимые распоряжения. На месте братского захоронения закипела работа. Эксгумация продолжалась несколько дней. Поисковики скрупулезно описывали в соответствующих протоколах все необходимые и важные мелочи: глубину захоронения, положение останков, наличие повреждений и сохранившиеся детали амуниции. Ни у кого из поисковиков не возникло и тени сомнений: это то самое, указанное в архивных сводках, захоронение красноармейцев.

- У кого-то на костях мы обнаружили пулевые ранения, у других - осколочные, встречались и характерные следы ампутации, - поясняет Хисамов. - Изучая документы, мы практически полностью установили фамилии похороненных здесь бойцов.

Немецкий союз вызвался профинансировать и перезахоронение героев Красной Армии. Обратился по этому поводу к властям Ладушкина с официальной бумагой. В итоге даже была согласована дата торжественного погребения - 18 июня 2016 года.

Однако в конце мая мероприятие было внезапно отменено. Причиной переноса церемониала на неопределенный срок стали публично высказанные сомнения начальника военно-мемориальной службы по поводу происхождения обнаруженных останков. Даже не удосужившись выехать в Ладушкин, на одном из совещаний Олег Бобровский неожиданно озвучил версию: найденное в переулке Южный захоронение не имеет никакого отношения к Красной Армии.

- Не знаю, что подвигло официальное лицо делать такие заявления, - пожимает плечами глава местного самоуправления Алексей Родин. - Вроде там какие-то немецкие пуговицы нашлись. Но раз так сказал специалист, мы не имели право игнорировать его слова.

В кабинетах региональной власти подтвердили: начальник профильной службы продублировал свою версию и в письменной форме. В обосновании доводов Бобровский ссылался на положение тел, на глубину залегания останков, полностью игнорировав при этом очевидные факты: фрагменты советской амуниции, монеты СССР, солдатские медальоны и наградные колодки.

Свои и чужие

- Полная ерунда, - выражает недоумение всех участников поисковой операции Руслан Хисамов. - При чем тут глубина захоронения? Надо понимать, как хоронили тогда в прифронтовой полосе. А то, что большинство солдат в красноармейской форме - это что, ничего не значит? А совпадающие координаты захоронения?

Однако возмущение следопыта оказался гласом вопиющего в пустыне. Надуманные сомнения Бобровского стали поводом для того, чтобы отложить процесс погребения на неопределенный срок. При этом чиновник оказался не слишком многословен.

- Я никаких писем не писал, - сообщил он корреспонденту ОК-информ. - И разговаривать на эту тему мне некогда.

Однако наличие документа подтвердил глава Ладушкина:

- Это же не шутки какие-то. Неужели бы мы так - с кондачка - отменили погребение? Но специалист усомнился в том, кто похоронен в этой могиле. Нельзя же просто так прихоранивать останки на братском мемориале!

В чиновничьих кулуарах бытует иная версия, объясняющая поведение Бобровского. Возможно, некто очень влиятельный, узнав об инициативе НСГ, о том, что эксгумация красноармейцев проходила под эгидой немецкой организации, пригласил в кабинет начальника военно-мемориальной службы и покрутил пальцем у виска. Чиновник тут же принялся отрабатывать задний ход. Ничего умнее, чем усомниться в том, что в могиле лежат герои штурма Людвигстора, ему на ум не пришло.

Хоронить красноармейцев за счет немецкого фонда, возможно, и не совсем корректно. Но зачем же устраивать танцы на костях, недоумевают следопыты. Можно же было деликатно отказать Немецкому союзу в финансировании похорон и погрести останки за счет российской стороны.

- Честно говоря, у нас с деньгами не очень, - признается глава Ладушкинской администрации. - Но нашли бы на святое дело. А пока полторы недели назад заказали экспертизу. Опять-таки, платную. Как только специалисты дадут заключение, мы сразу же вернемся к этой теме.

Что должна показать экспертиза - Алексей Родин рассказать затруднился. Ну не определит никакой анализ национальности погибших! Без всякого сомнения, специалисты признают, что на останках имеются многочисленные следы ранений. Не более! Так зачем устраивать подобный театр абсурда?

- Я не знаю, какие им деньги нужны, - сообщил напоследок Руслан Хисамов. - Мы с ребятами скинулись, купили 24 гробика. За властью - только расходы на оркестр. Просто по-человечески стыдно, когда прах твоих предков не покоится на мемориале, а лежит в какой-то кладовке.

Кстати, это далеко не первый скандал в Калининграде, связанный с военными захоронениями. Так, в мае бурную негативную реакцию вызвал крайне мягкий приговор чиновнику, наживавшемуся на братских могилах.

А в апреле «Общественный контроль» рассказывал, что чиновники не дают найти могилу героя штурма Кенигсберга.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, начинающий журналист, 22 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии