Судьба клиентов «ВИМ-Авиа» зависит от лояльности туроператоров
Сегодня руководство авиакомпании участвует в заседании оперативного штаба в Росавиации. От результатов переговоров зависит дальнейшая судьба не только авиаперевозчика, но и тысяч пассажиров. Об этом ОК-информ сообщили в пресс-службе «ВИМ-Авиа». По словам руководителя департамента по связям с общественностью авиакомпании Елены Федоровой, «проведен ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль. Проходят переговоры с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию».
Однако этот официальный ответ практически слово в слово дублирует аналогичный комментарий «ВИМ-Авиа» нашему изданию трехмесячной давности. Тогда, напомним, представитель компании Елена Федорова также обещала, что чартерные рейсы компании оптимизируются по согласованию с заказчиками рейсов. «К концу недели график вылетов будет полностью восстановлен. Авиакомпания приносит извинения за причиненные неудобства и заверяет, что все обязательства по перевозке будут выполнены», - говорилось в официальном письме в нашу редакцию 6 июня 2017 года.
Мимо чего пролетела Росавиация
По состоянию на утро 25 сентября в российских аэропортах остаются около десятка различных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа». Это рейсы из московского «Домодедово» и петербургского «Пулково» на пляжные направления в Турцию (Анталья и Даламан), Бельгию (Льеж), Армению (Ереван), а также несколько внутренних рейсов. Из Турции в Северную столицу, в свою очередь, не могут вылететь сотни пассажиров: рейсы из Антальи в Петербург задерживаются уже на сутки.
В настоящий момент стало известно, что Генпрокуратура России потребовала от авиаперевозчика немедленно устранить нарушения, выявленные в ходе проверки надзорным ведомством. Об этом сообщил «Интерфаксу» официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.
«Установлено, что авиакомпанией в пиковый летний сезон авиаперевозок не соблюдалось требование о наличии в резерве достаточного количества воздушных судов, предусмотренное пунктом 15 Федеральных авиационных правил. В ходе проверки также установлено, что с января по август 2017 года с задержкой свыше 2 часов было выполнено 1020 рейсов, что составляет около 12% от общего количества, при этом 209 рейсов задержано более чем на 6 часов», - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Разруливать проблемы «ВИМ-Авиа» в ближайшие дни придется туроператорам - как они смогут договориться с партнерами, так их туристы и полетят.
Далее прокуратура фактически удостоверила тот факт, что «ВИМ-Авиа», зная о своей сложной ситуации, продолжала продавать билеты, допустила массовые задержки рейсов из Турции, Армении, Греции, а также на внутренних маршрутах, в том числе из труднодоступных районов Росии.
Кроме того, прокуроры нашли серьезные недостатки и в работе федерального ведомства - Росавиации. Выяснилось, что ее межрегиональное территориальное управление, зная о системных нарушениях в деятельности авиакомпании «ВИМ-Авиа», уклонилось от оценки соответствия перевозчика сертификационным требованиям и допустило перевозчика к полетам, не проконтролировало соблюдение авиакомпанией федеральных авиационных правил, в том числе в части соответствия ее финансово-экономического состояния и наличия необходимого количества воздушных судов.
Генпрокуратура также обнаружила существенные недостатки в деятельности «ВИМ-Авиа» в части собственной внутренней деятельности авиакомпании. Так, обнаружились регулярные задолженности по выплате зарплаты сотрудникам, систематические нарушения режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов, которые могут негативным образом повлиять на состояние безопасности полетов. Статья, по которой ответственные должностные лица будут наказаны, весьма серьезная: нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.
Как отметил Александр Куренной, руководителю Росавиции выдано представление об устранении всех отмеченных нарушений. Ситуацией вокруг «ВИМ-Авиа» также заинтересовался Следственный комитет России. Даны указания «тщательно разобраться в причинах нарушения прав пассажиров и принять обоснованное процессуальное решение». Впрочем, создается впечатление, что подобное мы уже проходили.
Стойкий алюминиевый солдатик «ВИМ-Авиа»
По данным СМИ, у «ВИМ-Авиа» нет собственных средств для дальнейшей работы, компания уже задолжала за топливо около 500 млн рублей, ряд аэропортов (в том числе «Домодедово») отказывается работать с нестабильным партнером в долг.
«ВИМ-Авиа», в свою очередь, просит от правительства гарантий для очередных кредитов. Если они поступят и кредит будет получен, авиаперевозчик вполне сможет вновь продолжить деятельность, напоминающую классическую финансовую пирамиду: кредитными деньгами расплатятся за долги по топливу, но вновь задолжают собственным сотрудникам. Снова возьмут кредит, выплатят зарплаты, но будут должны за топливо. И так далее - до следующего сезона.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что перспективы у «ВИМ-Авиа» настолько безрадостны, что следующий сезон ей не светит, и проводят аналогии с прогоревшей «Трансаэро». Издание «The Bell» цитирует слова исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева: «Мы видим, что авиационные власти, Минтранс и Росавиация готовятся к худшему». По мнению эксперта, авиаперевозчик, понадеявшись на нынешний сезон, не справился с обеспечением своих финансовых обязательств, а схема пирамиды из-за плохого лета и уже ранее подмоченной репутации себя не оправдала. По информации ряда источников, при лучшем сценарии авиакомпания сможет прожить максимум до середины октября, при худшем - до конца сентября.
Что делать пассажирам?
Между тем социальные сети и форумы авиапассажиров полны тревожными вопросами и комментариями пассажиров и туристов, которые не знают, долетят ли они в ближайшие дни до мест назначения.
«Я вылетаю первого октября, разговаривал со своим агентом из турфирмы, она сказала, что в любом случае надо готовиться к отпуску. В самом плохом случае могут задержать рейс, вплоть до нескольких суток, но альтернативный борт должен быть найден. Если путевка на неделю, то пару суток - это круто! Чем турпутевка хороша - это тем, что в любом случае отправят, не этой авиакомпанией, так другой. Те, кто покупал билеты самостоятельно, будут все разруливать сами», «Тоже летим 2 октября… Говорят, обслуживание у ВИМ оплачено до полудня 25 сентября. Если деньги не будут найдены - полетов не будет. Боже мой, и что теперь делать?», - беспокоятся туристы.
ОК-информ попросил разъяснить алгоритм действий уже пострадавших и потенциально пострадавших туристов в ситуации с «ВИМ-Авиа» эксперта туристического рынка Юлию Некрылову:
«К сожалению, тут все зависит от лояльности туроператора. Потому что если у туриста пакетный тур (то есть тот, куда входит все “под ключ”, включая авиаперелет), отказаться от полета или поменять авиаперевозчика очень трудно, даже если заранее известно, что с ним могут быть проблемы. Остается надеяться, что их удастся разрешить до вылета - либо надеяться на туроператора, который в принципе может, но не должен пойти навстречу клиенту и поменять либо направление тура, либо авиаперевозчика. Все зависит от условий контракта с клиентом».
Пассажирам регулярных рейсов придется самостоятельно отслеживать ситуацию и надеяться на здравые решения чиновников. Можно попробовать самостоятельно сменить авиаперевозчика, но финансовые потери при этом неизбежны.
Если клиенту не повезло, поменять тур или авиабилет не удалось, а вылет серьезно задержан или отменен, то необходимо настроиться на упорную борьбу за свои права. Еще в аэропорту следует у представителя авиакомпании или аэропорта взять документ, подтверждающий факт задержки рейса с заверенной штампом отметкой, а при посадке в самолет надо попросить сотрудника авиакомпании проставить на этом документе реальное время вылета. Претензия должна быть направлена авиаперевозчику в письменном виде. К претензии следует приложить копии всех возможных документов, доказывающих ваши материальные или моральные потери, связанные с задержкой рейсов. При доставке претензии требуйте отметку о получении.
Роспотребнадзор уже дал пространную инструкцию непосредственно клиентам «ВИМ-Авиа» по борьбе за свои права. Однако не только пройти эти круги ада, но даже осилить этот документ способен далеко не каждый. Пожалуй, единственное, что может отсюда почерпнуть заночевавший на чемоданах пассажир - это телефон «горячей линии» надзорного ведомства: 8-800-250-14-34 и 8 (498) 684-48-03.