Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Западные санкции - видимые и невидимые

 Евгений Биятов/РИА «Новости» Евгений Биятов/РИА «Новости» Санкции второго рода против России не так заметны в информационном потоке, однако их экономические последствия могут быть более серьезными

«Инструменты XXI века»

Вслед за референдумом в Крыму и оформлением вхождения новых субъектов в состав России сначала США, а затем и ЕС ввели визовые ограничения и объявили о заморозке активов нескольких десятков российских политиков и бизнесменов, близких к руководству страны. По мере эскалации ситуации на Украине появляются новые заявления о следующей волне санкций.

По мере эскалации ситуации на Украине появляются новые заявления о следующей волне санкций.

5 апреля на встрече Христианско-демократического союза Германии федеральный канцлер Ангела Меркель заявила, что против России могут быть введены новые экономические санкции в случае обострения ситуации с «территориальной целостностью Украины». При этом канцлерин отметила, что «никто не хочет прекращать обсуждение ситуации» с Россией.

Выступая 8 апреля на слушаниях в комитете по международным отношениям сената, госсекретарь США Джон Керри сообщил, что его страна и союзники «без колебаний прибегнут к инструментам XXI века, чтобы Россия ответила за свое поведение в стиле XIX века».

Керри пояснил, что США, их союзники и партнеры, несмотря на возможные убытки, едины в желании наложить новые жесткие санкции на лиц, управляющих событиями, а также на ключевые сектора российской экономики: энергетику, банковский бизнес, горнодобывающую промышленность, если Россия не приостановит свое давление и агрессивное вмешательство в дела Украины. Соответствующий указ уже подписан президентом Обамой, добавил госсекретарь США.

9 апреля газета «Коммерсант» сообщила о наличии в ее распоряжении расширенного списка граждан РФ, к которым могут быть применены визовые и финансовые санкции Евросоюза. Он состоит из 107 человек и включает едва ли не все высшее политическое руководство страны. По данным издания, такие дополнительные персональные санкции могут быть введены в случае эскалации ситуации в соседней Украине перед введением экономических санкций.

Газета «Коммерсант» сообщила о расширенном списка граждан РФ, к которым могут быть применены визовые и финансовые санкции Евросоюза, он состоит из 107 человек и включает едва ли не все высшее политическое руководство страны. 

Симметричный ответ

В ответ на объявленные западные санкции российские политики и руководители крупных компаний заявили о необходимости дать симметричный ответ: ввести свой список блокируемых лиц, запустить полноценную национальную платежную систему, отказаться от использования доллара и перейти на взаиморасчеты с иностранными партнерами в рублях.

Соответствующие решения были приняты руководством страны. Тем не менее реализуемость этих мер у некоторых экспертов вызывает сомнения. Так, относительно предложения перехода во взаиморасчетах на рубли критически высказался на своем сайте 3 апреля экс-министр финансов Алексей Кудрин.

«Идея оплаты импорта рублями имеет право на существование только в том случае, если иностранный экспортер намерен инвестировать в России. Что же касается российского экспорта, то требование оплачивать его в рублях приведет к удорожанию нашей продукции и снизит ее конкурентоспособность», - пишет политик. Иностранному импортеру пришлось бы купить в российских банках рубли, понести расходы на банковскую комиссию и взять на себя курсовые риски. Понятно, что зачастую он предпочтет иного контрагента или перенесет затраты на российского продавца. То есть наши предприятия получат меньшую выручку, а бюджет - меньше налогов, предупреждает Алексей Кудрин.

Важно также понимать, что, за исключением нескольких видов вооружений, российские экспортные товары неуникальны и находятся в состоянии жесткой конкуренции, поэтому требование покупать за рубли неминуемо ухудшит позиции наших предприятий на проводимых тендерах. «Пока только Белоруссия покупает у нас продукцию за рубли - чтобы потом потратить их на российские товары», - добавляет г-н Кудрин.

Финансовая инфраструктура в опасности

Ранее в интервью OK-inform заведующий кафедрой мировой экономики СПбГУ Сергей Сутырин предупреждал, что определенный ущерб российская сторона в случае введения масштабных санкций понесет: «Мне представляется излишне односторонним утверждение о том, что никуда наши западные партнеры не денутся, потому что мы, скажем, поставляет им 30% газа, поэтому они пошумят-пошумят и перестанут. Нет, не все так однозначно».

Вместе с тем г-н Сутырин считает, что экономические санкции не будут носить масштабный характер. «Именно коммерческие интересы, прежде всего - западно-европейских стран и в меньшей мере - США, которые также пострадают от введенных ими самими санкций, не дадут сделать этого», - полагает профессор.

Санкции не являются односторонним инструментом и их введение скажется не только на обеих сторонах, но и на мировой экономике.

Помимо официально заявляемых санкций, российское руководство обращает внимание на так называемые негласные санкции, выражающиеся в отношении партнеров по бизнесу. Так, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ходе брифинга 8 апреля напомнил, что санкции - это не только то, что юридически выражено правительствами зарубежных государств или какими-то институтами: «Санкции - это в том числе и то, что фактически складывается на рынке. А фактически мы видим, что рынок капитала становится более сложным и более закрытым для российских предприятий».  

Очевидно, что в современном взаимосвязанном мире санкции не являются односторонним инструментом и их введение скажется не только на обеих сторонах, но и на мировой экономике в целом. Вопрос в том, какую цену готовы заплатить инициаторы санкций. Высокий уровень жизни и необходимость завоевания симпатий избирателей делают свое дело: снижать уровень потребления и, тем более, воевать на Западе никто не хочет. Однако следует не забывать, что мы живем в век цифровых технологий, в котором гораздо больший ущерб противнику может быть нанесен не уничтожением городов или живой силы, а выведением из строя инфраструктуры. Например, финансовой.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Инна, инспектор РЖД, 36 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии