Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Льготная утилизация погоды не сделает

 Фото: Анна Башкирова/OK-inform Фото: Анна Башкирова/OK-inform Российское правительство не стало дожидаться объявления итогов продаж за восемь месяцев 2014 года и объявило об аварийных мерах еще в конце августа. В спешном порядке федеральные чиновники активировали старую и проверенную в 2010-2011 годах схему - программу льготной утилизации автомобилей

Новая версия программы будет несколько отличаться от той, которая действовала три года назад, хотя смысл остался тот же самый. По-прежнему стоит задача хоть как-то помочь автобизнесу, а не наладить систему утилизации отживших свое автомобилей, которой как не было, так и нет.

Раньше ради скидки на свалку можно было сдать автомобиль не моложе десяти лет, теперь ограничений по возрасту нет. Это позволит поучаствовать в программе владельцам относительно «свежих» машин, которые не подлежат восстановлению после ДТП. Предъявителям сертификатов об утилизации положена скидка 50 тыс. рублей.

Сумма, как видно, осталась той же, что была раньше, поэтому привлекательность сделки получается не слишком высокой - инфляция изрядно обесценила деньги. Впрочем, на вторичном рынке есть десятки тысяч старых машин (не только отечественного производства), которые дороже 20-30 тысяч все равно не продать, даже если они на ходу. На их владельцев и рассчитывают в Минпромторге.

В Петербурге, где автопарк относительно молод, возобновление программы утилизации вряд ли окажется знаковым событием

Также появились условия и для тех, чей автомобиль хоть и не молод, но имеет достаточно высокую рыночную стоимость, чтобы не везти его на свалку. При сдаче машины старше шести лет в «трейд-ин» в салон официального дилера можно помимо вырученной от продажи суммы получить еще 40 тыс. рублей скидки от государства.

Предложение заманчивое, однако необходимо учитывать, что дилеры, принимая автомобиль в зачет, всегда предлагают заведомо (и существенно) заниженную цену, чтобы их бизнес имел рентабельность. Поэтому тем, кто планирует воспользоваться программой, стоит задуматься: не выгоднее ли самому продать машину на «вторичке», а потом купить новую машину безо всяких скидок от Минпромторга.

Помимо легковых машин в акции смогут принять участие и владельцы грузовиков, причем скидки на покупку такой техники могут составить до 350 тыс. рублей. Поскольку коммерческая техника очень разнообразна, то конкретных сумм нет. На малотоннажник она, само собой, будет ниже, чем на магистральный тягач или автокран. В «Группе ГАЗ» уже успели объявить, что на их «Газели» скидка будет достигать 175 тысяч, а на средние грузовики - до 350 тысяч.

Главный вопрос - поможет ли программа российскому рынку. Эксперты склоняются к тому, что такого же эффекта, как в 2010-2011 годах, не будет и вспять динамику рынка повернуть не удастся. Во-первых, масштаб не тот. Тогда на программу выделили в сумме 35 млрд рублей, сегодня - 10 млрд. В планах - продать со скидкой 170 тыс. машин. Для двух с половиной миллионного рынка России это немного - примерно столько сейчас, с учетом кризиса, продается ежемесячно.

Во-вторых, сумма премии не так уж существенна. В 2010 году, когда программу запустили, 70% воспользовавшихся ею выбрали новые ВАЗ-2107, которые стоили чуть более 150 тыс.  рублей. Утилизационная скидка составляла почти треть от суммы покупки. Сегодня самая дешевая «Лада Гранта» стоит уже почти 300 тыс. Для покупателей дисконт будет скорее приятным дополнением, чем решающим фактором.

Этой осенью и так действуют огромные скидки от производителей авто, которые достигают 100-150 тысяч на модели 2014 года выпуска

В Петербурге, где автопарк относительно молод, возобновление программы утилизации вряд ли окажется знаковым событием. Этой осенью и так действуют огромные скидки от производителей, которые достигают 100-150 тыс. на модели 2014 года выпуска, и это обстоятельство, увы, слабо влияет на показатели продаж.

Свою лепту вносит банковский сектор. Из-за удорожания валюты, повышения ставки рефинансирования Центробанка до 8%, а также роста просроченной задолженности клиентов, ставки по автокредитам сейчас поднялись до уровня 14-15% годовых.

Но даже смягчение политики банков мало способно помочь российскому авторынку. Точечные меры малоэффективны, когда страна находится на грани полномасштабного военного конфликта с НАТО, а цены на еду уже выросли, по некоторым подсчетам, на 28% с момента введения ограничения на импорт продовольствия. Денег у людей немного, а те, что есть, отложены «на всякий случай».

Вероятно, снижение темпов падения спроса на авто все-таки произойдет - за автомобилями придут те, кто давно задумывал покупку и все еще колебался. Однако в долгосрочной перспективе рынок стабилизируется только тогда, когда у населения появится, как бы это банально ни звучало, уверенность в завтрашнем дне.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии