Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Рыба уплыла вместе с санкциями

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Если государство не вмешается, отечественному рыбоводству не выжить. Лососей-аборигенов разводить некому и не в чем. Отрасль убита, зарплата научного сотрудника в профильном НИИ - 5700 рублей

Китай производит 40 миллионов тонн рыбы, Ленобласть - 7 тысяч тонн

С 15 сентября и до ледостава рыбу в Петербурге, Ленинградской области и на всех прочих водоемах Западного рыбохозяйственного бассейна ловить запрещено. Вступает в силу запрет на передвижение маломерных судов. Также запрещены все строительные работы в прибрежной защитной полосе. На реки и озера выходят межведомственные патрули в составе сотрудников Северо-Западного территориального управления Росрыболовства, МВД, прокуратуры и даже ФСБ. Правда, штрафы смешные: для физических лиц - 2-5 тысяч рублей, для должностных лиц - 20-30 тысяч, для юридических - 100-200 тысяч. Правда, за отлов рыбы, занесенной в Красную книгу, предусмотрена еще и уголовная ответственность.

Сегодня самое главное - это воспроизводство рыбы

Руководитель Северо-Западного управления Росрыболовства Денис Беляев говорит, что за 8 месяцев 2014 года нарушений больше, чем за весь 2013 год. Браконьерам предъявляются многомиллионные иски, идут непрерывные судебные разбирательства. Однако незаконных рыбаков это, похоже, не сильно смущает: когда нерестится лосось (она же семга), кумжа (она же форель), сиг и минога, не до страха перед законом. Ведь сейчас, когда после введения санкций этих видов рыбы в магазинах все меньше либо она все дороже, желание получить деликатес даром перевешивает страх перед вероятным, но не обязательным наказанием.

«Сегодня самое главное - это воспроизводство рыбы, - говорит Денис Беляев. - И первое здесь - это создание собственной аквакультуры. Без нее мы останемся без рыбы. Этот вопрос особенно актуален сегодня».

Денис Беляев как госслужащий, очевидно, переживает за отрасль, но, похоже, не может говорить предельно откровенно. А вот и. о. директора ФГБНУ «Государственный НИИ озерного и речного рыбного хозяйства» Анатолий Лукин не связан должностными рамками и говорить может. И то, что он сказал, поражает.

«Наша» рыба плавает по всему миру, а у нас ее нет

Карелия производит 20 тысяч тонн аквакультуры, Ленобласть - 8 тысяч, Псковская, Новгородская и Вологодская области, вместе взятые, - до 1 тысячи тонн. При этом Китай производит более 40 миллионов тонн, Норвегия - 20 миллионов. Такие данные привел директор профильного НИИ озерного и речного рыбного хозяйства - института, которому, кстати, на днях исполняется 100 лет. Символично: научное учреждение, созданное в 1914 году при царском департаменте земледелия и затем на протяжении десятилетий выдающее уникальные научные разработки, пользующиеся бешеным спросом по всему миру, сейчас находится в положении нищего, в прямом и переносном смысле просящего подаяния.

«Действительно, есть поручение правительства и Росрыболовства активизировать работу по производству своей рыбы, - сказал Анатолий Лукин. - Но, помимо деклараций, нужны конкретные действия».

По словам Лукина, разработаны основные направления программы возрождения отечественного рыбоводства.

Кто пойдет в научные работники на зарплату в 5700 рублей?

Первое - это оценка возможностей местного речного и озерного хозяйств, то есть ревизия и кадастр водоемов. Второе и главное - приобретение так называемого посадочного материала. Если раньше его закупали в Финляндии, Норвегии и Дании, то сейчас остались только два местных поставщика - «Русский берег» и «Русский лосось». Они сейчас пытаются создать предприятия по выращиванию посадочного материала, но о серьезных перспективах говорить преждевременно. Третье - это корма. Как выясняется, их мы тоже закупали в странах, попавших под санкции.

«В 1960 году наш НИИ разработал два типа корма, потом технологии даже не продали - просто подарили австрийским предприятиям. И вот летом 2014 года специалисты-рыбоводы на совещании на Байкале вспоминали те корма. Оказалось, что на них «выросла» мировая рыба и теперь во многих странах пользуются именно нашими разработками», - говорит Анатолий Лукин.

Сейчас, по его словам, предпринимаются попытки восстановить потерянные технологии. Но здесь возникает четвертая проблема: делать это некому, в самом прямом смысле.

«Кадровый голод, специалистов катастрофически не хватает. Разрушена уникальная школа ихтиопатологии, она раньше была пионером во всем мире. А когда в 2010 году отечественные рыбохозяйства стали буквально умирать из-за аномальной жары, выяснилось, что никто не знает, что делать: профессионалов-ихтиопатологов нет!» - сетует директор НИИ.

Да и кто пойдет в научные работники на зарплату в 5700 рублей? Журналисты не поверили своим ушам и переспросили. Да, оклад научного сотрудника в профильном НИИ меньше зарплаты дворника-гастарбайтера, причем не переутомленного работой.

«Пытаемся выжить за счет какой-то предпринимательской деятельности, которую можно вести научному институту, стараемся поддержать сотрудников хотя бы до минимального уровня. Сейчас, надеемся, молодые поняли перспективность отрасли. Уже в этом году конкурс в наш профильный колледж составил 5-6 человек на место», - рассказывает ученый.

Рыбоводы: Мы надеемся на санкции

По словам специалистов, задача, которую поставило правительство, очень сложна. Инфраструктура развалена, нет дорог, электричества, оборудования.

«Вроде бы обещают серьезные деньги, но пока все это только на словах. Мы на днях говорили с коллегами - производителями овощей, фруктов, мяса, хлеба. Им миллионы уже дают на восстановление. А мы пока ничего такого не видим», - говорят специалисты-рыбоводы.

Однако даже если деньги придут, на создание маточного стада осетра понадобится 7-15 лет, сига - 5-6 лет. Конечно, есть запасы по другим видам рыб. Но нужны инвестиции и внимание со стороны государства.

Рыбоводство в Ленинградской области возродить реально

«Без помощи нам никак. Повышаются цены на корма, поставщики требуют предоплаты. А ее взять негде, поскольку не с чего получать доходы. Должны быть налоговые льготы, кадастровый учет водоемов, строительство новых хозяйств. Пока наши производители ничего этого не имеют», - говорят эксперты.

При этом они считают, что рыбоводство в Ленинградской области возродить реально. Конечно, не в китайских масштабах, но 17-19 тысяч тонн вместо нынешних 7 производить вполне возможно.

Трудно было удержаться от вопроса, в каком качестве рассматривают рыбоводы санкции - как добивающий удар или все-таки как шанс на возрождение.

«Конечно, как шанс. Но если все-таки будет помощь, хотя бы на первых порах», - ответил руководитель НИИ озерного и речного рыбного хозяйства.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии