Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

На Украине славили Путина, а в России бесчинствовали

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В период новогодних и рождественских праздников каждый обязан объедаться, веселиться и хулиганить, причем только 12 святочных дней - совершенно безнаказанно. О том, как отмечают их в России, на Украине, в Белоруссии и Молдавии рассказали ученые-этнографы

Этот мрачный новый старый год

Руководитель отдела этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов говорит, что по славянской традиции весь цикл святочных праздников - это период безвременья, небытия. Не случайно слово «праздник, праздный» имеет этимологию как «порожний, пустой».

«Старое уходит, новое еще не вступило в права. Разрыв времени и пространства рождает особые модели поведения. Все ставится с ног на голову, разрешено то, что в обычные дни осуждается и карается. По словам Дмитрия Баранова, в эти дни все имеет особый, сакральный смысл. И игры, и загадки, и еда, и одежда, и даже распущенные волосы девушек, призывающих женихов Если ты приличный - значит, ты чужой, - раскрывает суть старинных русских праздников ученый-этнограф. - Человек старается вмешаться в ход событий и помочь произойти чему-то новому. Отсюда - все обряды, гадания, совершенно особые традиции».

По словам Дмитрия Баранова, в эти дни все имеет особый, сакральный смысл. И игры, и загадки, и еда, и одежда, и даже распущенные волосы девушек, призывающих женихов (кстати, именно отсюда идет нынешнее прилагательное «распущенный» - правда, уже несколько в ином звучании).

При этом святочные дни в русских традициях носят довольно мрачноватый оттенок и все, так или иначе, связано с темой умирания - причем не обязательно с последующим воскрешением.

«В доме создается пространство смерти. На стол в Рождественский Сочельник ставятся поминальные блюда - например, кутья. Даже традиции святочных гаданий связаны со смертью: например, девушки, гадая на «суженого-ряженого», должны были глядеть в зеркало, не мигая. Это так называемый «взгляд покойника», ведь мертвые не мигают. После этого привидится что угодно. Причем для гаданий выбираются самые мрачные места - например, баня, порог дома, перекресток дорог. Святки - это вообще очень опасное время. Стираются границы между мирами, открываются двери в неведомое. Отсюда - все страшные святочные истории про чертей, бесов, покойников. И при этом Святки тоже имеют сакральный смысл - недаром они длятся 12 дней, по количеству месяцев в году».

Зато на Васильев вечер (аналог современного Нового года, отмечавшийся, по старому стилю, с 31 декабря на 1 января) положено веселиться, радоваться и тащить на стол все самое вкусное и красивое, что есть в доме, и не просто наедаться, а обжираться до отвала.

«Отсюда слово "жрать", потому что "жратва" - это "жертва". Если обожрешься, простите за выражение, в этот вечер - весь год потом будешь сытым. Сейчас это трансформировалось в известное: "Как Новый год встретишь - так его и проведешь", - говорит этнограф.

Как ни старались убить традицию проводов и встречи Нового года и последующих безумных январских дней, она осталась не просто живой и крепкой, но и необходимой для выживания. Череда светлых и мрачных событий, пост и изобилие, жизнь и смерть - все рядом, все неизбежно и все проходяще. Недаром даже психологи уверяют, что хотя бы приблизительное соблюдение одних и тех же традиций необходимо - это дает ощущение стабильности.

Кто светел, тот и свят

По словам начальника отдела этнографии Украины, Белоруссии и Молдавии Российского Этнографического музея Натальи Калашниковой, новогодние праздники - это целый конгломерат различных напластований. Не случайно они такие вроде бы невнятные, суматошные, безумные. При этом традиции празднования этих зимних дней у славянских народов все-таки несколько различаются.

«Традиции ряженых дожили до сегодняшнего дня, причем дожила сама их суть, подразумевающая веселье, творчество, радость, - рассказывает Наталья Калашникова. - В России, на Украине и в Белоруссии во время Святок снимаются все запреты и предписания. Молодые бесчинствуют так, что в любое другое время могли бы запросто сесть за хулиганство  Ряжеными могут быть только молодые парни, желательно - до службы в армии. Заранее придумываются сценарии, костюмы, маски, маршруты гуляний. Готовится обрядовый стол. Все должно символизировать, что жизнь продолжается».

Этнограф рассказала, что в январе 2013 года ее коллеги были в Святки на Западной Украине, и их удивило, что среди ряженых был даже «Владимир Путин», причем, как подчеркивает ученый, он представал в очень позитивном контексте. Правда, это случилось буквально накануне известных событий на Майдане…

В России, на Украине и в Белоруссии во время Святок снимаются все запреты и предписания. Молодые бесчинствуют так, что в любое другое время могли бы запросто сесть за хулиганство.

«Например, могут ночью облить водой дверь хаты и, таким образом, заморозить выход из дома какому-нибудь особо вредному односельчанину. Или того хуже: растворяют и согревают навоз, глубокой ночью приходят в гости к всеобщему недругу и метлой измазывают его мерзкой жидкостью. Причем нелюбимый всеми товарищ даже пожаловаться не может, потому что за святочные проказы не наказывают, об отношении к себе он догадывался, да и сам когда-то был молодым. В общем, сам виноват. Это такая ритуальная модель поведения, с которой все вынуждены соглашаться», - рассказывает Дмитрий Баранов.

Ель - мировое древо

Традицию праздновать Новый год в России завел, как известно, Петр Первый. Вместе с приходом европейских христианских традиций с Новым годом появилась и елка (а точнее, любое хвойное дерево). Причем тут законодателем мод выступила Германия.

Наталья Калашникова рассказывает, что сначала на елку вешали исключительно еду - орехи, пряники, и дерево стояло один день - пока все с него не съедят.

Потом появились самодельные бумажные украшения, затем стеклянные бусы, шары. Эти же украшения могли использоваться и как аксессуар к костюмам ряженых: неудобно, зато красиво.

Сейчас, по словам этнографа, заметен возврат к традициям елочных украшений ручной работы. Очень популярны игрушки советской поры. Например, во Франции почему-то с ума сходят по нашим стеклянным космонавтам производства 1960-х.

«Мотив дерева в рождественских и новогодних традициях вообще очень актуален. Вертикальная структура, символизирующая три стадии: корень (земля, умирание), ствол и зелень - расцвет, верхушка - рождение нового мира, - говорит Дмитрий Баранов. - Хотя в русской традиции и здесь не обходится без негатива. Ель связывается с другим миром, с умиранием. Недаром в ельниках хоронили самоубийц и некрещеных младенцев. Но все равно хвойное дерево - это ощущение неповседневности».

Ученые-этнографы убеждены, что народные традиции зимних праздников себя исчерпать не могут и далее будут только развиваться и возрождаться. Как и ель, рожденная и умирающая в земле.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии