Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Кризис - торговле не помеха

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Говорить о полном провале российско-китайской торговли в нынешней непростой экономической ситуации пока рано, считают эксперты
После девальвации рубля в 2014 году импорт товаров в РФ из стран дальнего зарубежья в начале 2015 года сократился, по официальным данным таможенников - почти на 40%. Российско-китайское направление не осталось в стороне, при этом выводы о долгосрочных тенденциях пока делать рано. В то же время импортеры и экспортеры столкнулись с финансовыми трудностями и изменением логистических условий. Однако в условиях повышенных рисков появляются новые возможности: когда начнется выход из кризиса, в выигрыше окажутся импортеры, которые подготовятся к этому заранее. К таким выводам пришли участники конференции «Организация поставок из Китая в условиях сложившейся экономической ситуации».

Что с импортом?

В настоящее время на российском рынке происходит не импортозамещение, а переориентация с европейских поставщиков на азиатских, - рассказывает директор Северо-Западного филиала компании Fabrik Corporation Ltd Сергей Алмазов. По его словам, сегодня многие компании из РФ обращаются к китайским партнерам за товарами и сырьем, которые они раньше получали из Европы, - медицинские комплектующие, химическое сырье, автокомпоненты. Причем в Китае можно найти как дешевые, так и высококачественные аналоги. При этом, в целом, говорить о резком падении импорта пока рано, поскольку до сих пор в Россию завозятся товары, купленные до девальвации. «В настоящее время на российском рынке происходит не импортозамещение, а переориентация с европейских поставщиков на азиатских», - считают эксперты.
 
«В полной мере еще ничего не произошло, торговый год по китайскому календарю закончился только сейчас, поэтому говорить о серьезных трендах пока сложно», - согласен коммерческий директор FMG Shipping&Forwarding Егор Жихарев. Вместе с тем, некоторые цифры от океанских перевозчиков известны уже сейчас. По отдельным оценкам, грузопоток снизился на 50%.
 
При этом в импорте следует выделять несколько групп товаров, считает Егор Жихарев. Так, полностью остановились поставки оборудования и любых дорогостоящих изделий. Снижение (но не полная остановка перевозок) отмечено по таким товарам народного потребления, как изделия химической промышленности. При этом импорт пищевых товаров ведет себя относительно стабильно.
 
Когда накопленные запасы будут исчерпаны, то в выгодных условиях окажутся импортеры, которые первыми смогут предложить нужные товары. Импортерам следует к этому готовиться. «Сейчас хорошо пересматривать логистические цепочки и оптимизировать их», - поясняет господин Жихарев.
 

Новые условия

В последнее время все участники внешнеэкономической деятельности оказались в новых условиях. Как отмечает Сергей Алмазов, многие ритейлеры переходят от работы с дистрибьюторами, которые в последнее время испытывают большие трудности с финансовыми ресурсами, к контактам непосредственно с китайскими производителями. Подобная мера позволяет обеспечить бесперебойность поставок и сократить издержки. Многие ритейлеры переходят от работы с дистрибьюторами, которые в последнее время испытывают большие трудности с финансовыми ресурсами, к контактам непосредственно с китайскими производителями.
 
С финансовой точки зрения ситуация также складывается не самым благоприятным образом. «Многие российские компании ушли с рынка, отказавшись от изготовленных для них партий товаров. Теперь китайцы не готовы верить, что у нас все будет хорошо», - добавляет господин Алмазов. В этой ситуации российским компаниям приходится искать новые финансовые инструменты.
 
Что касается рынка транспортных услуг, то в результате сокращения объема перевозок многие заказчики, по словам Сергея Алмазова, переходят с 40-футовых контейнеров на 20-футовые или вовсе формируют сборные грузы.
 
Помимо внешних факторов, эксперты советуют участникам внешнеэкономической деятельности обратить внимание на изменение российского налогового законодательства. С 2015 года в налоговых органах заработала специализированная автоматизированная система, которая призвана выявлять расхождения в декларациях по НДС. Пока что сложно сказать, как будет работать эта схема, но сейчас все направлено на наполнение бюджета, поэтому многие компании уже перестраивают свою работу с учетом рисков невозможности вернуть НДС, добавляет Егор Жихарев.
 
Тем не менее, несмотря на трудности, сейчас интересное время, когда нужно не ждать, а действовать, искать новые ниши, уверен Сергей Алмазов: «Когда начнем выходить из кризиса, тот, кто к этому готов - добьется большего».
 

Все на экспорт

Помимо импорта, российские компании могут заниматься и экспортом. Из-за недостаточного спроса внутри страны и высоких цен за рубежом - теперь это становится особенно выгодно. Сегодня Китай в основном получает из России такие традиционные товары как энергоносители, древесину и металлическую руду, а доля российского несырьевого экспорта составляет около 10%, рассказывает директор по развитию компании FMG Shipping&Forwarding Инна Жукова. Сегодня Китай в основном получает из России энергоносители, древесину и металлическую руду, а доля российского несырьевого экспорта составляет около 10%. 
 
В то же время в Поднебесной востребованы такие российские товары, как сырье для химической промышленности, каучук, удобрения, резиновые изделия, пластмассы. Также китайцы очень ценят сельскохозяйственную продукцию из России, рыбу и морепродукты. Как известно, аналогичные позиции ввозятся и из Китая в Россию, однако российские товары отличаются более высоким качеством, и спрос на них предъявляет в основном население с высоким уровнем дохода. По словам Сергея Алмазова, в Китае здоровое питание в стиле «эко» постепенно входит в обиход.
 
Впрочем, не стоит забывать о сложностях для экспортеров. Из-за падения спроса на импорт сократилось число контейнеров для экспортеров и увеличился срок их предоставления. «Ожидание составляет до 3-4 недель, раньше контейнер можно было заказать на следующий день», - рассказывает Инна Жукова.
 
Еще одним индикатором изменения рынка является появление случаев найма российских граждан на работу в Китай. В частности, не так давно строители из Амурской области приступили на условиях субподряда к выполнению строительных работ в Китае, рассказывает Сергей Алмазов. После девальвации российского рубля это становится выгодным. Средняя зарплата рабочего в Китае составляет 500 долларов, что, по текущему курсу, сопоставимо со средним доходом российского менеджера.
Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии