Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

ОСАГО пережило не последнее повышение тарифов

 Фото: Артем Житенев/РИА «Новости» Фото: Артем Житенев/РИА «Новости» С 1 апреля Банк России повысил тарифы на обязательное автострахование. По мнению участников страхового рынка, мера поможет выйти из текущего кризиса на рынке ОСАГО, но в долгосрочной перспективе дополнительные действия неизбежны

В пятницу Центробанк обнародовал планы по корректировке тарифов по ОСАГО. По подсчетам ЦБ, с 12 апреля стоимость полиса ОСАГО для владельцев легковых автомобилей повысится на 40-60% в зависимости от региона. Одновременно с 5 до 20% расширятся границы тарифного коридора, в пределах которого страховщики могут конкурировать по цене полиса.

В ЦБ необходимость изменения страховых тарифов по ОСАГО объяснили накопившимися дисбалансами в системе обязательного автострахования, «которые негативно повлияли на финансовую доступность данного вида услуги и привели к фактической невозможности приобретения полиса ОСАГО в ряде регионов».

Предыдущее повышение тарифа ОСАГО, в рамках которого стоимость полиса возросла на 25-30%, произошло в октябре 2014 года. Однако этой меры оказалось недостаточно.

Страховщики поддерживают решение ЦБ

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс поддержал решение регулятора. «Повышения именно на таком уровне рынок ждал очень давно, этот тариф обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка даже в наиболее проблемных регионах. Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками», - сообщил господин Юргенс.

По его мнению, многие текущие проблемы на рынке сложились именно из-за недооцененности тарифа. Предыдущее повышение тарифа оказалось практически сразу съедено инфляцией, и убыточность тут же поползла верх. Страховщики продолжили уходить из регионов, так как минимум в трети из них убыточность автогражданки превысила 100%, добавляет президент ВСС.

На некоторое время такой тариф снимет вопрос убыточности ОСАГО. В перспективе же нужно прийти к рыночному, свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для ее повышения, заключает господин Юргенс.

«Мы частично довольны озвученными ЦБ цифрами и в полной степени удовлетворены конструктивной позицией Центробанка, - заявил первый заместитель председателя правления ОАО “СОГАЗ” Николай Галушин. - Частичная удовлетворенность связана с тем, что этого повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО, с нашей точки зрения, по-прежнему будет недостаточно».

Повышение, возможно, придется продолжить

Произошедшее повышение позволит 1-1,5 года удерживать нормальный баланс рынка, полагает генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. В дальнейшем можно будет провести повторный мониторинг. На этом рынке очень отразился инфляционный фактор, рост стоимости ремонта автомобилей, полагает эксперт.

Как известно, одним из аргументов в пользу повышения тарифов послужили опубликованные в начале года расчеты Независимого информационно-аналитического центра о том, что тариф должен быть повышен не менее чем на 56,7%. За прошедшее время цифра успела сильно устареть, поскольку расчет делался еще до обвала национальной валюты, рассказывает замдиректора центра Евгений Яненко: «В ближайшее время  из-за того, что сильно подскочила цена на автозапчасти,  данные единых ценовых справочников придется пересматривать.  Тариф, соответственно, тоже.  Уже понятно, что повышение порядка 50 % будет недостаточным».

При этом эксперты предлагают сделать пересмотр тарифа ОСАГО ежегодным, поскольку это инфляционный вид страхования, он зависит от многих макроэкономических факторов. «Если бы это было сделано раньше, скорее всего, кризиса в ОСАГО бы не случилось», - добавляет господин Яненко.

«Не могу сказать, что цифры в районе 50% достаточно, чтобы закрыть все дестабилизирующие факторы прошлых лет: 11-летняя инфляция, несправедливость  многих судебных решений и частые случаи мошенничества недавний скачок курса, из-за которого подскочила и стоимость ущерба», - согласен с коллегой руководитель гильдии актуариев Владимир Новиков.

Насколько готово общество

В качестве аргумента для принятия новых тарифов страховщики обращают внимание граждан на то, что новый тариф учитывает более чем трехкратное расширение лимитов покрытия по полисам - до 500 тысяч рублей при причинении вреда жизни и здоровью, а также новый порядок получения выплат.

На днях в исследовательском холдинге РОМИР изучили отношение граждан к росту стоимости ОСАГО. 65% опрошенных граждан считают, что повышение тарифа в апреле было неизбежным, рассказывает генеральный директор исследовательского холдинга Ольга Горелова. Что касается ежегодного пересмотра тарифа, то 47% ответили, что это «должно зависеть от экономической ситуации в тот или иной момент времени», добавляет госпожа Горелова.

В некоторых субъектах РФ повышение тарифа может стать ощутимой проблемой, предупреждает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: «Несколько тысяч рублей, пусть даже раз в год, для автовладельцев многих регионов страны совсем не то же самое, что, скажем, для жителей Нижнего Новгорода или Москвы».

В то же время именно в кризис важно застраховать свои риски максимально надежно, уверен господин Журавлев: «Если материальное положение семьи ухудшается, то ДТП и последующая необходимость самостоятельного возмещения ущерба - еще большая трудность, которая заставить человека и вовсе отказаться от автомобиля». В этой связи рост тарифа, «как бы странно это ни звучало, приведет к росту социальной защищенности населения», - добавляет эксперт.

С другой стороны, полагает Дмитрий Журавлев, сейчас страховому  бизнесу предоставлен шанс показать свою реальную состоятельность: «В регионах давно уже сформировался общественный запрос на более качественные услуги страхования».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии