Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Инвестиции в Россию: санкциям вопреки?

 Фото: www.kremlin.ru Фото: www.kremlin.ru Правительство Саудовской Аравии и Российский фонд прямых инвестиций достигли соглашений, по которым арабы намерены вложить в инфраструктурные проекты РФ не менее 10 млрд долларов

По мнению экспертов, в скором будущем приток инвестиционных средств отразиться на развитии многих сфер нашей экономики, в том числе регионов Северо-Запада.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund объявили о решении создать партнерство, в рамках которого арабы намерены инвестировать 10 млрд долларов в проекты на территории РФ, заявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев. РФПИ также договорился о партнерстве и с другим суверенным фондом Саудовской Аравии - Saudi Arabian General Investment Authority (SAGIA), с которым будет вестись совместный поиск инвестпроектов на территории РФ. Ранее самым крупным инвестором совместно с РФПИ были Объединенные Арабские Эмираты, власти которых решили вложить 7 млрд долларов в российскую экономику.

- Это самое крупное привлечение иностранного капитала в Россию со стороны РФПИ, - констатировал Дмитриев, деятельность структуры которого Кремль контролирует также фактически напрямую. Он же, кстати, и подтвердил, что решение об инвестициях в таком внушительном объеме власти Саудовской Аравии приняли после личной встречи принца Мухаммеда бен Салмана с Владимиром Путиным. По словам очевидцев, глава РФ пообещал личную поддержку в осуществлении проектов.

По данным РФПИ, саудиты высказали заинтересованность в инвестировании прежде всего в российскую инфраструктуру, а также в сельское хозяйство, медицину, ритейл, логистику и недвижимость. Инвестиции суверенного арабского фонда будут осуществляться до 2020 года по следующей модели: часть средств будет привлекаться по направлениям работы РФПИ автоматически, а другая часть - под конкретные проекты.

Эксперты отмечают: приток иностранных капиталов в инфраструктуру актуален для России как никогда, особенно в условиях геополитического противостояния и «отрезанности» РФ от западных рынков капиталов. Денег остро не хватает, именно поэтому крупные инвестиции являются сегодня для экономики РФ «глотком свежего воздуха».

- При нынешних сложностях с формированием бюджета государство не может во все инвестировать, тем более - в инфраструктуру, это, увы, всегда очень дорого. А на конкурсах по строительству, например, платных дорог, зарубежные инвесторы конкурируют друг с другом. Несмотря ни на какие политические дрязги, они не уходят - они уже поняли, что у нас хорошо, и здесь их в принципе не обманут, - заявил глава администрации президента РФ Сергей Иванов на последнем Петербургском экономическом форуме.

Собственно, и сам форум стал подтверждением того факта, что в Россию выгодно вкладывать «при любой политической погоде». Стоит перечислить лишь самые крупные сделки. Так, в ходе ПМЭФ-2015 компания «Бритиш Петролеум» купила 20% принадлежащих «Роснефти» нефтяных запасов в Восточной Сибири за 700 миллионов долларов. Та же «Роснефть» подписала долгосрочные соглашения о сотрудничестве с индийской госкомпанией Oil and Natural Gas Corp. Наконец, еще четыре соглашения заключил с партнерами концерн «Газпром» - о создании стратегического альянса с «Роял Датч Шелл», создании в кредит греческой части «Турецкого потока», о получении кредита от австрийского «Юни КредитБанка», а также меморандум о возможной прокладке трубопровода во Францию с компанией Еngie.

В ходе форума инвесторы получили и еще один сигнал о том, куда «дует ветер» будущих инвестпотоков. Американский миллиардер Джим Роджерс во всеуслышание объявил, что намерен инвестировать в российские активы уже только потому, что их «ненавидят больше всего в мире». Кстати, Роджерс, известный своей эксцентричностью, недавно вошел в совет директоров компании «Росагро», производящей минеральные удобрения.

Все эти примеры эксперты расценивают однозначно - мировой и европейский бизнес игнорирует санкции, введенные против России Брюсселем и Вашингтоном. По мнению многих, вскоре это может привести к росту давления на Белый дом со стороны американского бизнес-сообщества - «акулы бизнеса» из США совсем не намерены из-за политических распрей терять свою долю на огромном российском рынке. Эта тенденция наглядно проявилась в ходе американского «круглого стола» на ПМЭФ. Главы представительств компаний из США не стеснялись публично жаловаться на то, что «санкции всех уже откровенно достали, и их давно пора отменять». И Вашингтон, считают аналитики, рано или поздно будет вынужден прислушаться к их голосам.

Однако, говоря об иностранных инвестициях, идущих в РФ несмотря ни на что, стоит внимательнее взглянуть - куда именно в России они могут пойти?

- Интерес к прямым инвестициям в Россию сохраняется, хотя и сократился в несколько раз. Сейчас инвесторов интересуют проекты в области автомобилестроения, строительства дорог, отдельных объектов городской инфраструктуры. Чуть меньше их интересует сельское хозяйство - даже несмотря на контрсанкции России. По регионам же большинство иностранных проектов сконцентрировано в специальных экономических зонах - например, в Ленинградской, Калужской областях и Татарстане, - говорит эксперт компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

По данным РФПИ, сами саудиты заявили о своей готовности вкладываться прежде всего в строительство 3-го кольца ЦКАД вокруг Москвы. И дело даже не в том, что эта магистраль будет построена в самом оживленном округе России, но и в том, что инвестиции в дорожное строительство защищены со всех сторон - в том числе и от инфляции. ЦКАД, как и платная трасса «Москва - Петербург» - части масштабного проекта будущего транспортного коридора «Европа - Западный Китай», протяженность которого только по России составит порядка 2,3 тысячи километров. И сегодня в проект «Нового Шелкового пути» готовы вкладываться прежде всего самые крупные игроки, которые лучше других чувствуют потенциальные выгоды.

- Концессионное строительство дорог - крайне выгодный бизнес. Приток средств от автомобилистов и транспортно-логистических компаний в федеральный бюджет будет постоянным, следовательно, немалые отчисления будут получать и непосредственные участники проекта, в частности, та же Саудовская Аравия, - говорит финансовый аналитик Тамара Касьянова. - Плата за проезд, скорее всего, будет индексироваться не реже, чем тарифы естественных монополий, а ведь расходы на строительство - более чем наполовину рублевые.

Кроме ЦКАД и «трассы двух столиц», иностранным инвесторам, в том числе арабским фондам, будет предложено много интересных инфраструктурных проектов. Например, проект реконструкции ключевых участков трассы М-5 «Урал» или строительство нового порта «Тамань».

А что же Северо-Запад? По мнению многих экспертов, наш регион почти идеален для инвесторов: он напрямую граничит сразу с несколькими странами ЕС, через него идут серьезные грузовые потоки, здесь находятся квалифицированные трудовые ресурсы, развитая промышленность и т. д. Но при этом СЗФО обладает минимальным (по европейским меркам) количеством портов и плохими дорогами. Аналитики уверены: по этим причинам иностранные инвесторы могут рассматривать Северо-Запад как второй главный кандидат на вложения - сразу после Москвы.

Например, проектами, в которые могут быть направлены инвестиции крупных арабских инвесторов, могут стать «Федеральный испытательный центр компании «Россети» или город-спутник Петербурга «Южный». Оба они, кстати, были представлены на ПМЭФ. В Ленобласти ждут инвестиций масштабные «долгоиграющие» проекты, связанные с развитием порта и прилегающих территорий в Усть-Луге.

Огромная потребность в инфраструктуре есть в Республике Коми, где вовсю ведется строительство системы магистральных газопроводов Бованенково - Ухта, предназначенной для транспортировки природного газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения. И если инвестиции в прокладку газопроводов осуществляют «Газпром» и его российские партнеры, то нехватка средств для вложений в «попутную» инфраструктуру - вроде электрических и оптоволоконных сетей, а также железнодорожных путей - в последние годы ощущается очень остро. Кстати, в Коми подготовлен и крупный проект концессионного соглашения на строительство автодороги «Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар» - до границы с НАО.

В Новгородской области ключевой инвестиционный проект - возведение промышленно-логистической зоны в Чудовском районе, обещающей стать одним из брендов региона. Еще шесть инвестиционных проектов на Новгородчине связаны с развитием сельского хозяйства. В Псковской области инвесторов ждут четыре крупных агропроекта, а также проекты создания индустриальных парков «Моглино» и «Ступниково». Другой крупный и длительный инфраструктурный проект региона - создание Мурманского транспортного узла.

Одним словом, на Северо-Западе потенциальных «точек для инвестирования» - хоть отбавляй. Однако судьба всех этих инвестпроектов будет решаться, как и многое в России, в столичных властных кабинетах. И хочется верить, что хотя бы часть проектов развития СЗФО в итоге попадет в поле зрения крупных иностранных инвесторов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лера, дизайнер, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии