Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.36
Евро 98.67
Юань 1.26

Рота без героев (видео)

 Российские геймеры самоорганизовались и неожиданно проявили гражданскую активность: они добиваются, чтобы канадские производители игры, порочащей борьбу советских солдат во второй мировой войне, опровергли свое заявление о реальности игровых событий

До недавнего времени индустрия компьютерных и видеоигр варилась в собственному соку, изредка привлекая к себе внимание общественности, когда очередному американскому политику хотелось попиариться и обвинить «жестокие игры» во всех бедах нации, или какому-нибудь редактору модного издания вздумалось сделать «геймерский камин-аут». Однако этим летом российская игровая общественность умудрилась удивить и заставить себя уважать весь мир. Но начать лучше самого начала...

25 июня в продажу поступила стратегическая игра Company of Heroes 2 («Рота героев-2»), сделанная канадскими разработчиками из студии Relic Entertainment и позиционирующаяся как исторически достоверная.

В результате игрокам приходилось, играя за Красную армию, сжигать советские деревни, причем вместе с жителями, быть свидетелем и участником жестоких расправ советских офицеров над пленным немцами, союзниками и даже над собственными солдатами.

Сюжет одиночной кампании повествует о событиях на восточном фронте Второй мировой войны, причем в очень своеобразном ключе. Сценаристы, похоже, просто собрали в кучу все известные антисоветские штампы о войне, включая одиночные случаи, а также случаи, которых не было, но которые теоретически могли бы быть, и откровенные выдумки нацистских пропагандистов. Все это представили как обычные будни восточного фронта.

В результате игрокам приходилось, играя за Красную армию, сжигать советские деревни, причем вместе с жителями, быть свидетелем и участником жестоких расправ советских офицеров над пленным немцами, союзниками и даже над собственными солдатами, заваливать немецкие пулеметы трупами безоружных своих, следуя известному мифу «одна винтовка на троих», а также выяснять, что трусливые советские солдаты воевали не из любви к Родине и ненависти к захватчикам, а исключительно из страха перед НКВД. В общем, заниматься всем тем, что после дилогии «Утомленный солнцем-2» принято называть «михалковщиной».

Все это особенно было заметно на контрасте с первой Company of Heroes, где светозарные американские палладины без страха и упрека героически жертвовали собой ради освобождения братской французской земли.

Российская профильная пресса поначалу встретила игру довольно тепло: на агрегаторе рецензий «Критиканство» средняя оценка критиков (22 рецензии) составила 76 баллов из 100. А вот оценка пользователей просто-таки разительно отличается: 21 из 100.

Впрочем, настоящий взрыв в общественном сознании геймеров случился после появление в сети обзора от известного видеоблогера Евгения Баженова (он же BadComedian), озаглавленного емко как «Company of Heroes 2 (игры от нацистов)». В 25-минутном ролике Евгений в пух и прах разбивает весь «историзм» сюжета.

Потом и вовсе заявили, что отобразили войну с невиданной точностью, а русским неплохо бы перестать идеализировать свою историю.

После этого активные геймеры из СНГ пошли боем на игру, создав петиции к российскому издателю игры, компании «1С-СофтКлаб», и владельцу интернет-площадки для продажи электронных версий игр Steam, компании Valve. В петициях бизнесменов требовали убрать игру из продажи на территории СНГ. Первая собрала уже почти 25 тыс. подписей геймеров, а вторая - почти 18 тыс.  Но сначала, само собой, написали в Relic Entertainment - на электронную почту, на форумы и в группу в Facebook.

Геймеры предлагали разработчикам вполне приемлемый вариант: вставить в игру сообщения, что все персонажи и события являются вымышленными и не имеют никакого отношения к реальности. То есть признать, что игра - что-то вроде фантазии на тему, а не достоверное историческое полотно.

Но реакция разработчиков искренне и неприятно удивила. В ответ на упреки в необъективности и очевидной подтасовке, в Relic Entertainment сначала ответили, что претензии предъявляют люди, в глаза игру не видевшие, а положительных отзывов (и даже благодарностей) из России очень много, а потом и вовсе заявили, что отобразили войну с невиданной точностью, а русским неплохо бы перестать идеализировать свою историю. А дальше и вовсе закрыли пользователям из СНГ доступ на свои игровые форумы и в группу в Facebook.

Но зато российская компания «1С-СофтКлаб» вняла гласу общественности и с 26 июля остановила распространение игры на территории Российской Федерации и СНГ.

И история это, очевидно, еще не закончена. На днях компания Relic Entertainment выпустила очередное сообщение, в котором уже вплотную подошла к тому, чтобы принести извинения: «…мы хотели бы выразить сожаление по поводу какого-либо оскорбления, нанесенного тем, кого касаются высказанные претензии».

Впрочем, интересно во всем этом не только и не столько то, что канадцы исказили нашу историю или даже, что столько людей (молодых людей!) этим возмутились.

Пока отдельные публичные и не очень личности ноют об отсутствии у нас гражданского общества и требует от власти немедленно его создать, это самое гражданское общество организовалось само по себе.

Куда занятнее тот факт, что игровое сообщество без всякого вмешательства властей и прочих судебных запретов, используя лишь СМИ (в то числе и зарубежные, кстати, которые очень даже заинтересовались темой) и социальные сети, добилось от одного из крупнейших российских издателей уступок и принятия своей позиции. И не оставляет попыток добиться того же самого от канадцев.

То есть, в то время, пока отдельные публичные и не очень личности ноют об отсутствии у нас гражданского общества и требует от власти немедленно его создать, это самое гражданское общество организовалось само по себе, как ему и положено, и там, где этого никто не ждал.

Само собой, в интернете более чем достаточно альтернативных взглядов на ситуацию. Но в любом случае, во-первых, компьютерные игры уже давно перестали быть детским развлечением и превратились в не менее (а то и более) мощное средство влияния на массовое сознание, чем кино и литература, а во-вторых, прецедент создан. Дальше будет лучше.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии