Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Что получит Россия от саммита в Баку

 Фото: kremlin.ru Фото: kremlin.ru В столице Азербайджана завершился первый трехсторонний саммит Россия - Иран - Азербайджан на уровне лидеров государств. По его итогам Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани сказали немало слов о важности взаимного сотрудничества, укреплении дружбы и прочем, о чем говорят в таких случаях президенты. О конкретных проектах лидеры не сказали ни слова, а ведь политика - это, как известно, продолжение экономики. «ОК-информ» попытался разобраться, какие конкретно новые проекты могут быть реализованы в рамках сотрудничества трех каспийских государств.

В ходе итогового общения Владимира Путина с журналистами эксперты обратили внимание на его слова: «Сегодня весьма многообещающе выглядит для нас сотрудничество в области транспортной инфраструктуры. Россия, Иран и Азербайджан обсудили реализацию новых энергетических и транспортных проектов на Каспии. Для нас приоритетна реализация проектов по разработке и разведке новых нефтегазовых месторождений, прежде всего на Каспии. Мы готовы обсуждать и схемы совместного использования трубопроводной инфраструктуры для транспортировки сырья».

Интересы «Газпрома» в Иране

В первую очередь российского монополиста привлекают иранские проекты по сжижению газа. Как считают эксперты, получив в них свою долю, концерн сможет хотя бы частично контролировать потоки иранского газа - с тем чтобы не допустить его конкуренции с российским «голубым золотом» в Европе. Иранские информагентства на днях сообщили: «Газпром» уже направил запрос на участие в проектах СПГ иранским властям.

«Газпром» намерен участвовать в разработке генеральной схемы развития газовой отрасли Ирана, строительстве СПГ-заводов и совместном маркетинге газа.

Эту информацию подтвердил министр энергетики РФ Александр Новак. Он заявил: «Газпром» намерен участвовать в разработке генеральной схемы развития газовой отрасли Ирана, строительстве СПГ-заводов и совместном маркетинге газа. Ранее глава иранского нефтегазового монополиста NIOC Хамид Реза Араки сообщил: совместно с «Газпромом» создано пять совместных комитетов - по инвестициям, ремонтным работам, обслуживанию, хранению и переработке нефти и газа.

Иран считается обладателем одной из самых крупных «газовых кладовых» в мире - 33 трлн  кубометров, или 18% от общемировых запасов («Газпром» оценивает собственные запасы в 36 трлн кубометров). При этом Исламская Республика давно пытается начать крупные поставки газа в Европу, но пока безуспешно. По оценкам экспертов, сейчас лишь 9-10 млрд «кубов» иранского газа ежегодно поступает в Турцию (минимум 2 млрд кубов из них турки перепродают Евросоюзу). Полгода назад Тегеран заявил: вскоре он намерен стать ведущим игроком на мировом газовом рынке, доведя к 2020-му добычу до 1,3 млрд кубов в сутки (в три раза выше нынешнего уровня). Если эти планы воплотятся в жизнь, то Иран будет добывать 74,5 млрд кубометров в год и поставлять в Европу до 30 млрд кубометров газа.

Но беда в том, что у Исламской Республики нет ни одного газопровода, ведущего напрямую в Европу. И даже до конца не оформлены планы их строительства. Так что сейчас единственным способом поставок «голубого топлива» является СПГ: сжиженный газ закачивают в специальные танкеры и отправляют заказчику морем. В ближайшие годы Иран намерен с помощью европейских и азиатских инвесторов построить у себя заводы по сжижению газа общей мощностью 60 млн тонн.

Иран считается обладателем одной из самых крупных «газовых кладовых» в мире - 33 трлн  кубометров, или 18% от общемировых запасов («Газпром» оценивает собственные запасы в 36 трлн кубометров).

По мнению аналитиков, «Газпром» нужен иранцам как финансовый инвестор. Собственных технологий сжижения газа у российского концерна нет (завод СПГ на Сахалине строился по технологиям японцев, без права перепродажи). Со стратегической точки зрения, вложения в СПГ в Иране вполне могут себя оправдать. Тогда «Газпром» фактически перехватит часть объемов иранского СПГ, предназначенного для Европы, и будет контролировать газовые потоки. Иранцев же в объятия «Газпрома» толкает дефицит времени. Для их СПГ-проектов есть реальная угроза конкуренции с другими игроками рынка. Уже в 2018-м будут введены в строй новые мощности по сжижению газа объемом 133 млн тонн. Из них на 60 млн тонн - в США и на 53 млн тонн - в Австралии.

- У «Газпрома» уже есть крупный портфель стороннего, то есть добытого не самим концерном, газа, в том числе СПГ, - говорит аналитик энергетического рынка Вячеслав  Мищенко (newizv.ru). - Но если раньше Иран рассматривали как конкурента «Газпрома» в Европе, то после вхождения  концерна в иранские проекты партнеры начнут действовать согласованно.

Таким образом, стороны максимально заинтересованы в скорейшей реализации газовых проектов, и переговоры по ним идут полным ходом. Специалисты отмечают: в Тегеране готовы работать с Москвой во многом благодаря успешному геополитическому сотрудничеству.  

На саммите в Баку иранский президент Роухани прямо заявил: «Мы никогда не забудем ту роль, которую сыграла РФ в достижении ядерного соглашения с Западом». Кроме того, Москва и Тегеран успешно поддерживают президента Асада в Сирии. Укрепило партнерство и то, что Москва сдержала свое обещание, и поставила в Иран давно обещанные зенитно-ракетные системы С-300, надежно прикрыв эту страну от любых атак с воздуха.

Транспортный коридор «Север - Юг»

Кроме того, отмечают эксперты, геополитическое взаимопонимание позволяет Москве, Тегерану и Баку совместно планировать новый транспортный коридор «Север - Юг», идущий через Каспий к Персидскому заливу. В Баку лидеры трех государств подписали декларацию, содержащую такие слова: «Стороны будут содействовать реализации новых проектов по соединению железных дорог в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг"».

«Стороны будут содействовать реализации новых проектов по соединению железных дорог в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг"».

Аналитики уверены: транспортный коридор «Север - Юг» может оказаться удобнее нынешнего морского маршрута через Суэцкий канал и выгоднее по себестоимости перевозок. Но для этого нужно поскорее достроить участок коридора «Решт (Иран) - Астара (Азербайджан)» длиной  172 километра. Именно эта часть пути -  недостающий элемент для организации прямого железнодорожного сообщения из Персидского залива в Европу.

Сейчас по этому коридору уже идут грузы, в том числе - с участием РЖД. Общий объем перевозок в 2015-м составил 7,3 млн тонн, а после соединения железнодорожных веток грузопоток  вырастет до 10 млн тонн в год. Весь коридор «Север - Юг», который соединит Россию (до Петербурга) с индийским Мумбаи, будет иметь протяженность 7200 километров. Правда, перевозки по нему останутся мультимодальными: грузы пойдут не только по железной дороге, но и автомобильным и морским транспортом.

Посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин оценил стоимость проекта в миллиард долларов,  половину этой суммы вложат в проект Иран и Азербайджан. Баку намерен закончить строительство своего участка железной дороги к концу 2016-го. Иранский участок железной дороги  Казвин - Решт сегодня готов на 93% и будет сдан в эксплуатацию в марте 2017-го.

Весь коридор «Север - Юг», который соединит Россию (до Петербурга) с индийским Мумбаи, будет иметь протяженность 7200 километров.

- В рамках коридора товары из Индии будут идти по морю в иранский порт Бандар-Аббас в Персидском заливе, затем - в Решт по железной дороге, оттуда - грузовыми автомобилями в Астару и, наконец, через железнодорожную сеть Азербайджана - в Россию, на восток и на север Европы, - сообщил посол.  

По сути, проект транспортного коридора «Север - Юг», обсуждавшийся 10 лет, сегодня находится на финальной стадии. России он поможет резко активизировать товарооборот со странами Персидского залива и Индией. РФ готова поставлять в  регион зерно, оборудование, медицинские препараты, удобрения и сельхозтехнику.

- Для России жизненно важно стать частью этого проекта - с учетом нарастающего торгового потока между Юго-Восточной Азией и Европой. Кроме того, участие РФ в проекте транспортного коридора усиливает наши позиции в отношениях с Китаем, - подчеркивает Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития (federalpress.ru).

Мирный атом, оружие и гражданская техника

Саммит в Баку наглядно показал: сотрудничество РФ, Ирана и Азербайджана выходит на новый уровень, чему способствовало снятие международных санкций с Тегерана. Кроме крупнейших экономических проектов, это и уход от доллара во взаимной торговле, подготовка к совместным военным учениям и продолжение боевого взаимодействия в Сирии.

Выходящий из внешней блокады Иран начинает развиваться семимильными шагами. За иранский рынок уже идет жесткая борьба между европейцами, японцами и китайцами.

Кстати, на саммите в Баку лидеры договорились соединить в единое целое электроэнергетические системы РФ, Азербайджана и Ирана для обмена электроэнергией. А также условились расширять обмен технологиями по добыче и транспортировке газа. Уже в 2017-м Иран войдет в Шанхайскую организацию сотрудничества, и отношения приобретут еще более тесный характер.

Сейчас в работе - около 70 совместных крупных проектов. Еще перед визитом Владимир  Путин сообщил о предоставлении Ирану двух кредитов на сумму 2,2 млрд евро - для финансирования сооружения ТЭЦ и электрификации железной дороги. Параллельно «Росатом» ведет переговоры о возведении новых блоков АЭС в иранском Бушере, а «Ростехнологии» - о поставках в Исламскую Республику современных вооружений. Контракты только в двух этих сферах сулят экономике РФ десятки миллиардов долларов.

При этом не стоит забывать: за десятилетия экономической блокады Ирана практически вся техника в этой стране устарела. Тегерану нужны тысячи единиц сельхозтехники, станков, медоборудования,  общественного транспорта, гражданских самолетов и т. д. Все это может предоставить Россия, причем по куда более низким ценам, чем европейцы.  Выходящий из внешней блокады Иран начинает развиваться семимильными шагами. За иранский рынок уже идет жесткая борьба между европейцами, японцами и китайцами. Преимущество РФ - не только в наличии нужных Ирану современных и недорогих технологий, и не только в добрососедских отношениях, но и в близости взглядов на мировые дела.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии