Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.69
Евро 98.56
Юань 1.27

Донбасс на пороге обострения

 Фото: Сергей Аверин/РИА «Новости» Фото: Сергей Аверин/РИА «Новости» Нынешний август выдался беспокойным как для Крыма, так и для Донбасса. Попытка прорыва российско-украинской границы в районе Перекопа, покушение на главу ДНР Плотницкого, усилившиеся обстрелы приграничных поселков и индустриальной зоны под Авдеевкой, отказ от передислокации и элементарного контроля за тяжелой артиллерией, бесстыдная информационная война - все это Украина делает практически одновременно и в режиме реального времени.

При этом Минобороны Украины активно распускает слухи в СМИ, что «повстанцы Донбасса собираются перейти в наступление в середине августа».

По мнению экспертов, все это говорит о том, что ближайшие три недели могут стать критическими для перемирия на Юго-Востоке Украины. Пытаясь отвлечь внимание граждан от экономических проблем, нарастающих как снежный ком, Киев, похоже, не видит иного выхода, кроме как начать новую фазу войны против ДНР и ЛНР. Тем более что к этому украинские власти подталкивают кураторы из Вашингтона. Там в обострении на Донбассе видят новый рычаг давления на Россию, демонстрирующую несговорчивость с США в ходе сирийского урегулирования. 

Предчувствие новой войны

Тревожные новости приходят из Крыма и Донбасса уже две недели. Сначала резко усилились обстрелы территории Луганской и Донецкой народных республик со стороны Украины. Затем случилось дерзкое покушение на главу ЛНР Игоря Плотницкого, который, к счастью, выжил. Наконец, на российско-украинской границе в Крыму поймали группу хорошо подготовленных диверсантов с кучей взрывчатки. Один из лидеров ДНР Денис Пушилин прямо заявил: если Киев не вернется к выполнению главных пунктов Минских соглашений (прекращение огня и отвод вооружений), то начало новой силовой фазы на Донбассе неизбежно. Эксперты задаются вопросом: что это - случайное совпадение событий или последовательная реализация некого плана?

Если Киев не вернется к выполнению главных пунктов Минских соглашений (прекращение огня и отвод вооружений), то начало новой силовой фазы на Донбассе неизбежно.

Аналитики уверены: очень многое указывает на то, что Киев всерьез задумывается над новым ударом по Донбассу. И готовит его, обставляя рядом «домашних заготовок». На некоторых направлениях нагнетание украинцами обстановки уже приняло необратимый характер. Так, украинские переговорщики в Минске фактически отказались обсуждать отвод артиллерии и зенитно-ракетных систем на ключевых участках фронта («Светлодарская дуга», агломерации Донецк - Макеевка и Горловка - Енакиево) и брать на себя обязательства на этот счет. А зона у Мариуполя уже давно выведена из переговорного процесса.

Обстрелы жилых кварталов снова стали регулярными не только в Донецке и на северном участке фронта, но и под Волновахой. На северном же участке фронта идет постоянное наращивание украинцами огневой мощи. В Краматорск и Артемовск чуть ли не ежедневно прибывают новые гаубицы и «Грады». ВСУ хронически не хватает танков, и акцент делается на сочетание диверсионных методов и методичных обстрелов тяжелой артиллерией. При этом местные СМИ  выдают это за «новую натовскую тактику» (хотя на деле в западных армиях так никто не воюет). 

У всех этих приготовлений есть целый ряд конкретных причин. Во-первых, Порошенко нужно срочно отвлечь внимание украинцев от экономической катастрофы - война, как известно, «все спишет». Во-вторых, Киеву давно пора дать выход энергии правых радикалов, публично жаждущих «вернуть Донбасс». В-третьих, на фоне потепления отношений между Европой и Россией, команду «атаковать!» Киев вполне мог получить из Вашингтона. В-четвертых, украинская армия в принципе готова атаковать, наращивая боевые порядки на границах с ЛНР/ДНР.

Правда, предсказать поведение России в этом случае в Киеве не могут. С одной стороны,  Порошенко вполне может попытаться спровоцировать Москву на реальный ввод войск в Донбасс.  Чтобы потом носиться по всему миру с просьбами «защитить от агрессора», выпрашивая денег и поддержку от вашингтонских спонсоров. Единственное, что его сдерживает  - опасение, что Москва (в случае массированных украинских ударов по Донецку и Луганску) нанесет ответные  блокирующие удары сразу с нескольких сторон. И это может привести к быстрому концу киевского режима.

Крым как отвлекающий маневр

Чтобы подстраховаться, Порошенко мог дать команду, во-первых, выстраивать эшелонированную оборону на подходах к Крыму. Как сообщили военспецы, в первые дни августа из Одессы в направлении Херсона почти непрерывно двигались колонны бронетехники и даже «Градов». По данным военных, группировка украинской армии в районе Перекопа в преддверии попытки прорыва границы с Крымом выросла на треть.

Как сообщили военспецы, в первые дни августа из Одессы в направлении Херсона почти непрерывно двигались колонны бронетехники и даже «Градов».

Во-вторых, украинцы намеревались отвлекать российских силовиков беспокоящими действиями в самом Крыму. Заброска же разведывательно-десантных групп позволяет Украине и переключить оппонентов на другие проблемы, и провести разведку боем, заставив российскую армию раскрыть позиции. Эксперты подчеркивают: украинский диверсионный отряд действовал весьма грамотно и был открыто поддержан украинской бронетехникой с другой стороны границы. Диверсанты яростно отстреливались от первых нарядов российских пограничников, после того как были замечены на берегу Сиваша. После прибытия российского подкрепления часть диверсантов ушла водой на украинскую территорию. В этот момент их прикрывал БТР: он вошел в воду Сиваша с украинской стороны и вел огонь по российской территории.

Как считают политологи, с помощью провокаций Киев стремится решить еще одну важную проблему - и в экономическом, и в морально-психологическом плане. Проблему отдыхающих в Крыму украинцев. Несмотря на все разговоры о «блокаде Крыма», только в этом сезоне на полуостров въехало уже  550 тысяч граждан Украины. Они вывезли в Крым десятки тысяч долларов, которых Киеву так остро не хватает. И к тому же «подают дурной пример» окружающим украинцам - рассказывают друзьям, коллегам, соседям и родным правду о жизни Крыма под российским флагом. Последнее для Киева - настоящая пропагандистская катастрофа.  

- После крымского инцидента вполне естественны дипломатические демарши и резкие заявления, - говорит Андрей Быстрицкий, глава Фонда международного дискуссионного клуба «Валдай», - Но важно, что в Кремле был выбран нейтральный вариант реакции. Крымская диверсия продемонстрировала даже не обострение противостояния Украины и России, а безысходность донбасского мирного процесса. Сегодня хорошо видно нежелание Киева добиваться там реальных результатов, то же самое демонстрируют Берлин и Париж. Это не означает смерть «нормандского формата». Но требуется оживить дискуссию, сделать ее эффективной.

Военные приготовления Киева

Эксперты отметили: сейчас западнее Мариуполя, ближе к Бердянску, в спешном порядке возводится украинский укрепрайон. В ситуации, когда украинская армия стоит в Мариуполе, это кажется странным. Но если предположить, что украинцы попытаются наступать, все становится логично. В Киеве хорошо помнят, чем закончилось летнее наступление 2014 года, и уже готовятся к тому, что наступление может вновь завершиться бегством. При таком повороте новый укрепрайон может стать, во-первых, способом не допустить окружения Мариуполя (армия ДНР явно не будет втягиваться в городские бои там, где живут их родственники). А во-вторых, рубежом, за который можно будет зацепиться в том случае, если Мариуполь все же придется сдать.

Сегодня у Киева - громадный перевес в живой силе. Вблизи границ ЛНР и ДНР размещены более 100 тысяч служащих украинской армии (против 30 - 35 тысяч у повстанцев).

Да, сегодня у Киева - громадный перевес в живой силе. Вблизи границ ЛНР и ДНР размещены более 100 тысяч служащих украинской армии (против 30 - 35 тысяч у повстанцев). Однако, по мнению военспецов, шансы Киева на успешное стратегическое наступление крайне малы. Как бы ни выпячивалась пропагандой «возросшая мощь» ВСУ, реальность украинской армии все еще очень и очень печальна. Некоторые танковые роты украинцев зачастую имеют в составе всего по 6 -8  танков. И их распыление по механизированным бригадам - вовсе не «новая американская тактика», а стремление размазать масло по всей буханке ровным слоем.

Учитывая бессмысленное наращивание группировки у Перекопа на границе с Крымом, украинские военные смогут выставить в Донбассе максимум 300 танков разной степени готовности (год назад их численность на линии фронта составляла 425 машин). Отсюда - и увлечение украинских генералов «механизированными бригадами», в которых на один танковый батальон приходится  три мотопехотных. То есть две трети всей техники у украинцев - это грузовики и БРДМ.

Никто в украинской армии не собирается отказываться и от попыток стратегических прорывов  через Горловку, чтобы отрезать Донецк от других городских агломераций региона. И ничем хорошим для украинцев это точно не закончится. По крайней мере - повстанцы уже сделали все возможное, чтобы исключить «сюрпризы» на этом направлении.   

Наконец, классические провокации Киева вдруг стали сочетаться с массированной информационной войной. А это - верный признак того, что эскалация обстановки может стать необратимой. Киев активно готовится к нападению на Донбасс с целью вытянуть российские войска на территорию украинских Луганской и Донецкой областей.  

Чем ответит Россия

Пока что украинская активность, венцом которой стала попытка забросить диверсантов в Крым, вызвала две реакции в Москве. Во-первых, президент РФ Путин заявил, что в ближайшее время не видит смысла встречаться в «нормандском формате» с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентами Франции и Украины Франсуа Олландом и Петром Порошенко. Встреча «четверки» по Украине должна была пройти в начале сентября на полях саммита G 20, и больше всего ее добивался как раз украинский лидер. В Европе эта реакция вызвала шок, внятных высказываний по поводу возможной встречи пока не последовало.

Российские власти допустили возможность полного разрыва дипломатических отношений между Москвой и Киевом. Украина, в свою очередь, допустила введение визового режима с РФ.

Во-вторых, российские власти допустили возможность полного разрыва дипломатических отношений между Москвой и Киевом. Украина, в свою очередь, допустила введение визового режима с РФ.  

- Что касается дипломатических отношений, то формальный их разрыв в ближайшее время вряд ли произойдет, - считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин (federalpress.ru). - А де-факто  они уже давно почти разорваны. Посол России на Украине до сих пор не назначен, все еще  отозван на родину украинский посол в Москве... Так что степень взаимодействия на дипломатическом уровне давно находится на точке замерзания. Что же касается введения виз, то Украина грозит этим сама себе. Если посмотреть на цифры, то видно, что людской поток с украинской стороны гораздо больше, чем с российской. Россияне едут на Украину в основном чтобы проведать родственников. Украинские же граждане (причем значительная часть - с запада страны) едут в Россию для того, чтобы работать, - здесь трудится два миллиона украинских гастарбайтеров. Если Украина введет визы с РФ, то ударит прежде всего по собственным гражданам. Те деньги, что они привозят из России, - важная часть украинского ВВП, - считает Жарихин.

- Оба сценария: и разрыва дипотношений, и введения визового режима - вероятны, но не неизбежны, - говорит директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев (reporter.ua). - Думаю, полного разрыва дипотношений не будет, просто Россия играет по принципу «или/или». Или разрыв отношений, или полноценные отношения на уровне послов, а не на уровне временных поверенных.  На мой взгляд, это «принуждение к послу». Разрыв же приведет к полной утрате контактов и возможностей для оперативного решения проблем. И вернуть их будет намного сложнее, чем потерять.

Посол России на Украине до сих пор не назначен, все еще  отозван на родину украинский посол в Москве... Так что степень взаимодействия на дипломатическом уровне давно находится на точке замерзания.

При этом некоторые аналитики считают, что приостановка «нормандского формата» и угроза разрыва дипотношений - это лишь начало российского ответа. На примере Турции стало отчетливо видно, что Владимир Путин - настоящий мастер асимметричного и очень эффективного давления. Теперь, после инцидента в Крыму, Украину будут давить, но давить осторожно и изобретательно. У России, благодаря показаниям захваченных диверсантов, теперь есть железобетонные доказательства причастности Киева к попытке организации терактов в Крыму. Понятно, что на позицию Запада это никак не повлияет - там будут до последнего пытаться игнорировать факты.

Но имеющихся у спецслужб РФ доказательств вполне хватит на то, чтобы оправдать ими любой асимметричный ответ. Уже ясно, что этот ответ будет серьезным и вряд ли будет лежать в военной плоскости. Скорее всего, Москва использует другие рычаги. Украина сейчас - экономический банкрот, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И если Россия «придушит» торговлю с Украиной (что будет вполне логичным ответом на попытку терактов в Крыму), Киеву будет сложно делать вид, что он удерживает ситуацию под контролем.

Кроме того, в руках у Кремля множество других рычагов воздействия. Это и цены на газ, электроэнергию, уголь и другие ресурсы для Украины. И использование «украинской карты» в переговорах с Евросоюзом - например, по поводу прокладки «Северного потока-2» и т.д. 

Собственно, вряд ли бы Киев решился на столь серьезную провокацию, если бы его положение не было критическим. Экономика Украины уже давно находится в крайне неустойчивом положении: заводы закрываются, тарифы для граждан повышаются, льготы урезаны до минимума, а денег на соцвыплаты нет ни в бюджете, ни в резервах. И теперь, после того как Порошенко поставил все «на красное» и проиграл, развязка может наступить очень быстро.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии