Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Экономия по мелочи

 Фото: Алексей Куденко/РИА «Новости» Фото: Алексей Куденко/РИА «Новости» В Минэкономразвития подсчитали, что в первом полугодии 2016 года российские органы власти сэкономили на госзаказе каждый десятый рубль. Вместе с тем половина всех госзакупок была произведена у единственного поставщика, то есть фактически в отсутствие конкуренции. «Общественный контроль» выяснил, на чем в реальности экономят госзаказчики.

Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад «О результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» за I полугодие 2016 года. Напомним, что по 44-му закону в настоящий момент производятся все закупки органов власти всех уровней, а также бюджетных учреждений. Вместе с тем госкомпании, естественные монополии, ГУПы и МУПы (последние с 2017 года тоже перейдут на 44-ФЗ) закупаются по закону №223-ФЗ, требования которого мягче. Их закупки в отчете Минэкономразвития не рассматривались.

Главное достижение, на котором акцентируют внимание авторы отчета, заключается в том, что экономия бюджетных средств достигла 210 млрд рублей. Эта цифра получена как разность начальных цен контрактов и фактических, которые получались после проведения конкурсных процедур. В среднем снижение цены составило 10%. А если сравнивать с первым полугодием 2015 года, то экономия выросла на 29%.

Нетрудно догадаться, что снижение цен обусловлено конкуренцией, когда на один заказ претендуют несколько компаний. В среднем на одну госзакупку приходится три претендента, подсчитали в Минэкономразвития.

Альтернативы нет

Вместе с тем достаточно большой объем госзаказа достается единственному поставщику. Так происходит в двух случаях: если на конкурс подана всего одна заявка или если заказчик изначально объявил о закупке у единственного поставщика.

Общий объем закупок у единственного поставщика снизился за год на 6,9%. Но и то, что осталось, обескураживает: 1,1 трлн рублей госзаказов, или 52% от общего объема заключенных контрактов.

Второй вариант допускается 44-м законом в определенных случаях - например, когда закупаются коммунальные услуги, услуги естественных монополий, товары и услуги в сфере культуры, спорта, науки и образования, а также госуправления и обороны и т.д.

Анализу закупок у единственного поставщика в отчете Минэкономразвития уделено особое место. Чиновники с гордостью заявляют, что общий объем закупок у единственного поставщика снизился за год на 6,9%. Но и то, что осталось, обескураживает: 1,1 трлн рублей госзаказов, или 52% от общего объема заключенных контрактов. Выходит, что в борьбе за конкуренцию чиновники пока что проигрывают, если на конкурентных процедурах распределяется меньший объем средств.

Большая часть заказов, доставшихся единственным поставщикам, достались им потому, что на конкурсы не было подано других заявок. Не секрет, что зачастую тот или иной заказ может выполнить лишь одна организация - и конкурс превращается, по сути, в простую формальность. Изначально закупки у единственного поставщика были объявлены на 422 млрд рублей. В основном это были случаи закупки коммунальных услуг, энергоснабжения и других услуг естественных монополий.

Первая десятка

«Общественный контроль» решил провести собственный анализ эффективности госзаказа. Для этого мы проанализировали десять самых дорогих госзакупок, осуществленных по 44-ФЗ в первом полугодии 2016 года.

Самой дорогой оказалась закупка «услуг света» Сарпинским филиалом ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия».

Самой дорогой оказалась закупка «услуг света» (именно так написано на сайте госзаказа, в документах уточняется, что речь идет о закупке электроэнергии) Сарпинским филиалом ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия». Она изначально осуществлялась у единственного поставщика и обошлась в 14,59 млрд рублей.

Также у единственного поставщика Минпромторг РФ заказал выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках создания новейшего самолета МС-21. Это стоило 12,7 млрд рублей.

ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Росавтодора заказало услуги по содержанию трассы Джубга - Сочи - граница с Абхазией. На конкурс поступила всего одна заявка, и цена контракта снизилась с 8,2 млрд до 8,1 млрд рублей.

Сразу два закрытых конкурса объявило МВД РФ на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья своих сотрудников.

ФГУП «Горно-химический комбинат» закупало услуги по разработке, изготовлению и поставке оборудования на объект по переработке отработавшего ядерного топлива в Железногорске. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7,59 млрд рублей. Итоги конкурса еще не подведены, информации о претендентах на сайте госзаказа не опубликовано.

Сразу два закрытых конкурса объявило МВД РФ на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья своих сотрудников. Начальная (максимальная) цена контракта по обоим конкурсам составляет 7,48 млрд рублей. И вновь никакой информации ни о претендентах, ни об итоговой сумме контракта, хотя по второму заказу сообщается, что определение поставщика завершено.

Далее следует закупка Департамента строительства города Москвы. На исполнение функций технического заказчика развития улично-дорожной сети на территории Завода имени И.А. Лихачева претендовали две компании. Цена контракта снизилась с 7 млрд до 6,9 млрд рублей.

Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок заказал строительство автодороги Северный обход Пскова. На конкурс была подана всего одна заявка с точно такой же ценой контракта, какой была начальная - 6,75 млрд рублей. Претендент получил госконтракт, не скинув ни копейки.

Два самых дорогих госзаказа изначально размещались у единственного поставщика. Еще на четыре заказа из ТОП-10 поступило лишь по одной заявке.

Единственный претендент вышел и на конкурс Минздрава РФ на поставку препарата «Бортезомиб». Он символически снизил начальную цену на 13 тысяч рублей, получив контракт стоимостью 5,4 млрд рублей.

Наконец, ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» проводило конкурс по достройке многофункционального спортивного комплекса в Липецке. Единственная поданная заявка не снизила начальную стоимость контракта, которая составила почти 5 млрд рублей. Но при этом победитель уклонился от заключения контракта, и конкурс был признан несостоявшимся.

Попробуем сделать выводы. По трем конкурсам информация закрыта. С одной стороны, речь может идти о государственной тайне, с другой - один из акцентов 44-го закона сделан на прозрачности процедур и общественном контроле за ними. Думается, что хотя бы минимальная информация об итоговой сумме контракта едва ли нанесет вред государству. Два самых дорогих госзаказа изначально размещались у единственного поставщика. Еще на четыре заказа из ТОП-10 поступило лишь по одной заявке. Больше двух претендентов не было ни на один из этих конкурсов. Снижение начальной цены зафиксировано лишь в трех случаях. При начальной цене всех десяти контрактов около 82,2 млрд рублей экономия составила чуть больше 200 млн рублей, или около 0,2%.

«Обращаться некуда»

Возникает вопрос: где в таком случае эти три претендента на контракт и 10% экономии? Обратимся к отчету Минэкономразвития еще раз. На заказы стоимостью до 10 млн рублей выходили в среднем 3,04 претендента. Если начальная цена составляла от 10 до 50 млн, то число претендентов возрастало до 3,12. Далее по мере увеличения цены число претендентов сокращается, свидетельствует опубликованный экономическим ведомством график.

На заказы стоимостью до 10 млн рублей выходили в среднем 3,04 претендента. Если начальная цена составляла от 10 до 50 млн, то число претендентов возрастало до 3,12.

«Крупные госзаказы готовятся государственными чиновниками конкретно под определенные компании», - уверен председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров. При этом, по его словам, наибольший интерес бизнес проявляет к заказам стоимостью до 5 млн рублей. «Чем ниже начальная цена контракта, тем больше будет желающих принимать участие в конкурсе, потому что для небольших предприятий даже 5 млн - это очень крупная цифра», - говорит Сергей Федоров.

«Нужно признаться, что многое сделано, - рассуждает глава ассоциации. - В основном это касается того, что огромные лоты, которыми раньше пользовалось наше правительство, действительно урезаны. И правительство Петербурга, и федеральное правительство действительно это сделали, что позволило малым предприятиям принимать активное участие в госзаказе».

Вместе с тем, по его словам, отсутствует механизм борьбы с жульничеством в ходе электронных торгов - одной из наиболее популярных форм размещения госзаказа. «Мы анализировали состояние электронных торгов, и могу вам сказать, что даже когда ты ловишь на сговоре одного из участников торгов и электронную площадку, то обращаться дальше с результатами этого в Российской Федерации некуда», - сетует Сергей Федоров.





Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, мама двоих детей, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии