Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.31
Евро 98.47
Юань 1.26

Он перевернул мир балета и победил СССР

 Фото: Анна Башкирова для ОК Фото: Анна Башкирова для ОК В Петербурге состоялась мировая премьера фильма о Рудольфе Нурееве

Этот год богат на юбилеи культовых солистов балета. Весь мир отпраздновал в воскресенье 65-летие Михаила Барышникова. Через два месяца, в марте, 75 лет исполнилось бы Рудольфу Нурееву. W побывал на закрытом премьерном показе документального фильма «Рудольф Нуреев. Мятежный демон». В прокат кино, вероятно, попадет в дни празднования юбилея великого танцора. Пока же в отеле «Амбассадор» журналистами и петербургской культурной элите картину презентовал коллега и друг Нуреева – Андрис Лиепа. В фильме он выступил в роле ведущего.

- Сегодня собрался полный зал, как и всегда, когда танцевал Рудик, - грустно отметил Андрис Лиепа, поприветствовав зрителей премьерного показа.

Лиепа сразу предупредил, что фильм «Мятежный демон» - не для любителей «грязного белья». И правда, в картине о личной жизни культового танцора балета нет ни слова. Даже название болезни, от которой он умер в 1993 году, так никто вслух и не произнес. И мы не будем.

- Я уговаривал авторов фильма как можно больше внимания уделять творчеству и не касаться личных отношений, ведь нужно раскрывать Нуреева как уникального танцора, для меня это было принципиальным моментом, - признался Лиепа на встрече с журналистами перед показом. – Он был сложным, но, как ни странно, удивительно отзывчивым и по-настоящему добрым человеком. Именно это нам и хотелось отразить в снятой картине.

Часто фильмы о Нурееве так подробно описывают его интимную жизнь, что невольно задаешься вопросом: а когда же этот человек успевал танцевать.

Действительно, часто фильмы о Нурееве так подробно описывают его интимную жизнь, что невольно задаешься вопросом: а когда же этот человек успевал танцевать, давать по 300 балетов в год, сниматься в кино и на телевидении, заниматься с труппой Королевского балета в Лондоне по 10 часов каждый день, дирижировать, оттачивать собственное мастерство?..

Кстати, сейчас очередную художественную картину о Нурееве снимает Труди Стайлер, продюсер фильмов Гая Ричи. В основе сюжета - роман-бестселлер Колума Мак Канна «Танцор» («Dancer»). Поскольку книга рассказывает о жизни знаменитого артиста, начиная с детских лет и заканчивая его международной славой, фильм, вероятно, будет о том же.

- Вряд ли содержательно он будет отличаться от того, что обычно снимают о Нурееве, - намекнула на сюжет кинофильма от Труди Стайлер продюсер «Мятежного демона» Альфия Чеботарёва.

Съемки этого фильма шли в десятке городов – везде, где жили знакомые и коллеги Нуреева, готовые рассказать о нем нечто особенное. Конечно, в Петербурге снимали в Мариинском театре и Вагановской хореографической академии. Снимали и в Москве, и в Уфе, и в Казане. Шли съемки и заграницей – в Лондоне, Париже и Монако. Вскоре во всех этих городах пройдет показ фильма. Так же его повезут на Каннский фестиваль, где продемонстрируют в программе «Русский павильон», и на ММКФ (Московский фестиваль) в рамках программы фильмов с Нуреевым. Продюсеры ведут переговоры с федеральными каналами о трансляции, а также готовятся к съемкам собственного 12-серийного художественного фильма на основании собранного документального материала.

- Мы записали около 50 часов интереснейшего материала, так что в 1 час 40 минут фильма вошла лишь малая толика, - рассказал Андрис Лиепа. - Хотелось бы, чтобы и оставшийся материал был доступен широкой публике. Надеюсь, в будущем нам удастся выпустить расширенную версию на DVD, как это было сделано, когда шли съемки фильма о моем отце Марисе Лиепа.

Фильм «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» Андрис Лиепа назвал незаменимым для понимания природы личности Нуреева.

Материал по теме

Андрис Лиепа: «Найдите кого-нибудь, кто танцевал так же в 50 лет».

Первые кадры фильма – игрушечный поезд едет по кругу на фоне Эйфелевой башни. В таком поезде появился на свет будущий великий солист балета. Затем – Париж, рассказы очевидцев, на глазах которых Нуреев принял решение стать «невозвращенцем». Как известно, он, находясь на гастролях в Париже, отказался вернуться в СССР. Зарубежные журналисты описывали побег Нуреева в аэропорту. Но, как выяснилось, бежать ему, на самом деле, не пришлось. Сотрудник НКВД, приставленный к нему, так напился, что парижский полисмен даже не встретил его сопротивления, когда сопроводил Нуреева для оформления политического убежища.

Власти Советов этого Нурееву не простили, конечно. И семья артиста, и его учитель Пушкин сразу же попали в немилость. На самого солиста балета сотрудники НКВД дважды пытались организовать покушение, но оба раза Рудольфа спасала какая-то высшая сила, ангел хранитель. После его ждала успешная карьера в Лондоне и мировая слава.

Многие считают, он был жесток. На самом деле, он просто не шел на компромиссы с самим собой.

О Нурееве принято говорить как о деспоте и тиране. Однако в фильме «Мятежный демон» уверяют, что, накричав на балерину в своей труппе, он непременно дарил ей цветы на следующий день.

- Он хотел о каждого наилучших результатов, - отмечает Андрис Лиепа. – Но и от себя он хотел того же. Многие считают, он был жесток. На самом деле, он просто не шел на компромиссы с самим собой. Он был особенным.

Эту «особенность» на премьерном показе фильма отметил и знаменитый российский балетмейстер и педагог Олег Виноградов.

- У Нуреева было то, чего не было больше ни у кого: пластика в каждом его движении, - сказал он. – Сейчас такая пластика и вовсе утеряна в балете. Нуреев же танцевал так, будто он импровизирует. Казалось, что движения рождаются на глазах у зрителя.

И только родная Россия приняла Рудольфа Нуреева лишь незадолго до его смерти. Его выступление в России было одновременно и прощанием, и триумфом всей его судьбы. Он перевернул мир балета и победил СССР.

Умер Нуреев тихо, в Париже, накануне православного Рождества. Говорят, какой бы грешной ни была душа, Бог прощает ей все грехи, если забирает к себе в Рождество.

Справка W

Рудольф Нуреев родился 17 марта 1938 года в Иркутске, точнее, в поезде, направлявшемся из этого города во Владивосток. По происхождения – татарин. Танцевать начал в детстве, в фольклорном ансамбле в Уфе.  В 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище, занимался в классе Александра Пушкина. По окончании в 1958 году стал солистом балета театра имени Кирова (Мариинский театр). Советский артист балета, в 1961 году он отказался вернуться назад в СССР после зарубежных гастролей в Париже, став таким образом «невозвращенцем». Начал работать в Лондонском королевском балете. Мировая популярность быстро пришла к Нурееву. Гражданство он получил в Австрии, но работал в основном в Лондоне. Более 15 лет он был звездой этого балета, танцевал с величайшей английской балериной Марго Фонтейн, интенсивно гастролировал по всему миру, количество выступлений доходило до 300 за год. Рудольф Нуреев создал новый образ танцора балета – более активный и экспрессивный. В 1983 году он стал директором труппы Лондонского королевского балета, и славился своей строгостью, порой деспотичностью, но и потрясающими результатами. Он не только занимался с труппой, но и участвовал в постановках, снимался на телевидении и в кино. Именно Нуреев в этот период своей работы «открыл» миру балерину Сильвию Гиллем. С возрастом танцевать становилось сложнее. Нуреев изучил дирижерское искусство, и при этом все же продолжал выступать на сцене. Ему даже удалось выступить на сцене родного Кировского театра, которая многие годы была недоступна для него из-за отказа вернуться в СССР с гастролей. Умер Нуреев 6 января 1993 года от СПИДа. Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ризван, продавец техники, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии