Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Как заработать и помочь

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform В конце июня социальные предприниматели всего мира отмечали свой профессиональный праздник - Международный день социального бизнеса. Эксперты уверены: в нашей стране расцвет этого вида бизнеса случится лет через пять

Повод так думать дают определенные звоночки: развитие социального предпринимательства становится одной из приоритетных государственных задач. То, что на минувшем Петербургском экономическом форуме впервые прошла отдельная панельная сессия «Предпринимательство в социальной сфере как драйвер позитивных изменений», - тому подтверждение. Ее итогом стало решение о подготовке к сентябрю «Дорожной карты» по развитию российского социального предпринимательства. Петербургские специалисты готовы внести свой вклад в создание документа и развитие отрасли.

Не ради прибыли

Кто они - социальные предприниматели? Это прежде всего люди, которые во главу угла в своей деятельности ставят не максимальное извлечение прибыли, а решение некой социальной проблемы. В городе не хватает детских садов? Никто не социализирует инвалидов? Дети перестали заниматься спортом, погрузившись в виртуальную реальность? Решать эти задачи традиционный делец вряд ли станет, ведь очевидно, что это бизнес низкомаржинальный, то есть низкодоходный.

«Такое предпринимательство рождается в местах провала рынка, там, где неповоротливая государственная машина не доходит до решения локальных социальных проблем и где решение этих проблем неинтересно для классической предпринимательской схемы, - объясняет Ирина Вишневская, руководитель Ассоциации социальных предпринимателей Петербурга (АСП). - И государство заинтересовано в поддержке этого движения. Ведь задача власти - повышение качества жизни. Сейчас, когда снижается финансирование бюджетной сферы, возникает необходимость оперативного реагирования. С современным уровнем развития технологий социальные предприниматели могут найти даже более дешевое решение, чем то, что предложило бы государство. При этом компания дает трудоустройство гражданам, платит зарплату им, платит налоги государству и решает проблему», - продолжает она.

Как правило, чаще всего социальные предприниматели в нашей стране занимаются дошкольным образованием, организацией поддерживающей терапии для детей, детским досугом, заняты в легкой и бумажной промышленности. По данным Фонда «Наше будущее», в Петербурге и Ленобласти таких предпринимателей 55. Они создают детские сады и центры развития, компании, предоставляющие услуги для людей с ограниченными возможностями, вовлекают в социальную деятельность социально незащищенные группы граждан (это инвалиды, сироты, выпускники детских домов, и др.). 

Так, компания «Либерти» занимается туризмом для инвалидов, кампания «Мастерок» реализует сувенирную продукцию, сделанную руками инвалидов, благотворительная организация «Ночлежка» помогает бездомным людям и гражданам без регистрации, центр «Легко-легко», созданным благотворительным фондом AdVita, продает сувениры, проводит мастер-класс и устраивает кинопросмотры с благотворительной составляющей.

Наценки круче ресторанных

Однако как реализовать продукцию и услуги таких компаний? Можно сотрудничать с уже существующими торговыми площадками. То есть с чисто коммерческими организациями, которые могут накручивать, скажем, на сувенирную благотворительную продукцию от 400 до 1 000% надбавки, чему позавидует любой ресторан. Очевидно, что при таких наценках ни о каких средствах для помощи нуждающимся речь уже не идет: их просто не остается.

Бизнесмены предлагают создать особый Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС). Это будет площадка профессионального взаимодействия всех участников сферы социального предпринимательства.

Дабы расширить свои рынки сбыта, городские социальные предприниматели сами взяли все в свои руки и организовали свой проект. Напомним: с лета прошлого года в Лофт проекте «Этажи» работает благотворительный магазин «Этажерка». Это совместный проект Центра творчества, образования, обучения и социальной реабилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом», фонда AdVita и «Ночлежки». Все товары в магазине сделаны подопечными и сотрудниками фондов, а прибыль от продаж идет на благотворительные цели.

Однако многие из подобные попыток все равно остаются довольно разрозненными. Чтобы объединить усилия, бизнесмены предлагают создать особый Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС). Это будет площадка профессионального взаимодействия всех участников сферы социального предпринимательства.

Идею поддержал городской комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) и Минэкономразвития. Кстати, такие центры с разной степенью успешности работают в разных регионах страны.

Ремонт на миллион

Опросы показывают, что сегодня 74% российских социальных предпринимателей ждут поддержки от государства в любом виде, причем необязательно материальной. Для начала, считают бизнесмены, необходимо усовершенствовать законодательство, ведь сегодня нет не только профильного закона, регулирующего эту сферу, но и самого определения социального предпринимательства. Пригодятся таким бизнесменам и методические пособия по обучению, ведь только половина предпринимателей приходят в этот бизнес из бизнеса же, остальные - из социальной работы. Нужны им и информационная поддержка, помощь в продвижении, приоритет в госзакупках их товаров и услуг. Но самое главное - расширение рынков сбыта.

Как и любому предпринимателю, социальному бизнесмену нужно некое физическое помещение для работы, но льгот по оплате аренды у него нет. А то, что некоторым организациям достается от города бесплатно, нередко требует внушительных вложений. Так, фонд «Антон тут рядом» получил от города помещение. Но в настолько плачевном состоянии, что его ремонт обошелся не в один миллион рублей. Эти сумму организация была вынуждена отыскать сама.

Однако такие бизнесмены не жалуются. Они не выступают и за снижение налоговой нагрузки. Директор фонда AdVita Елена Грачева занимается благотворительностью много лет. «Я прекрасно помню, сколько сил потребовалось потратить НКО за эти годы, чтобы заработать себе хорошую репутацию. Практика показала, что, как только в нашей стране появляется некая льгота для НКО, появляются и люди, которые на ней паразитируют. С этим было связано множество скандалов. Вынуждена признать, что наше общество недостаточно честное, наш бизнес недостаточно нравствен, как и наше государство. Поэтому на данном этапе мы к таким льготам не готовы», - полагает она.

Голосовать сердцем, а не рублем

Справедливости ради стоит отметить, что все не так безрадостно. На уровне города КРППР и комитет по социальной защите готовы предоставлять субсидии этой категории бизнесменов, разумеется, после соответствующего заявления. Комитет по печати поможет разместить в СМИ и на стендах социальную рекламу. До недавних пор в Высшей школе менеджмента СПбГУ шел обучающий курс для социальных предпринимателей. С грядущего учетного года начинается аналогичный курс в Северо-Западной академии госслужбы.

Существуют и частые инициативы по поддержке таких бизнесменов. Так, МБОО «Центр развития некоммерческих организаций» проводит обучение начинающих социальных предпринимателей, а также организует Клуб социальных предпринимателей Петербурга.

«В нашем бизнесе есть одна составляющая, без которой не будет ничего, - это потребители. Эти люди покупают наши товары и услуги, выручка от продажи которых поступит в качестве поддержки наших подопечных, - рассказывает Елена Грачева. Петербург - достаточно патриотичный город: мы любим все петербургское. Но этого не получится без изменения общественного сознания. Человек может купить условную кружку, сделанную в Петербурге инвалидом, деньги от продажи которой кому-то помогут, или, скажем, китайскую кружку, деньги от продажи которой просто пойдут к кому-то в карман. Очевидно, что первый товар будет дороже. Но ведь если потребитель выберет петербургское, от этого будет тройная польза. Во-первых, таким образом можно трудоустроить инвалидов, которые живут рядом с нами. Во-вторых, продающие такие товары организации платят налоги в городской бюджет. А в-третьих, это помощь нуждающимся - людям с ограниченными возможностями. И у потребителя есть право выбора. Но мы должны объяснить ему, как важно сделать правильный выбор», - уверена она.

Фото Валентина Беликова и Андрея Куликова.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии