Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +6 погода в Петербурге
Доллар 76.47
Евро 90.41
Юань 1.15

Концепцию разобрали по косточкам

 Фото: http://nostroy.ru Фото: http://nostroy.ru 19 января в Национальном объединении строителей состоялось обсуждение  «Концепции развития саморегулирования в Российской Федерации», подготовленной Минэкомразвития и утвержденной Дмитрием Медведевым 30 декабря 2015 года

Суть вопроса, обсудить который собрались представители РСПП, ТПП, национальных объединений СРО строительной сферы и самих саморегулируемых организаций сводится к тому, что идеология предложенной Минэкономразвития концепции в нескольких ключевых моментах входит в противоречие с текущим этапом развития института саморегулирования в строительстве.

Идеология предложенной Минэкономразвития концепции в нескольких ключевых моментах входит в противоречие с текущим этапом развития института саморегулирования в строительстве.

Совсем недавно - осенью 2014 года Государственной думой были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ и федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (№ 359-ФЗ от 24.11.2014 года), которые внесли существенные конструктивные изменения в систему саморегулирования в строительстве.

Практически все новые требования законодателя уже воплощены в жизнь, но оценивать их эффективность или качество происходящих в строительном саморегулировании изменений не просто рано, а нет возможности, т.к. процесс реформирования формально не завершен.

Над корректировкой системы строительного саморегулирования СРО и национальные объединения СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) работали совместно с Ростехнадзором и Минстроем России. Затрачены существенные (в том числе денежные) ресурсы, а теперь кабмин предлагает новые ориентиры - еще до того, как будет пройдена очередная «реперная точка» развития системы.

Концепция как прокладка

Можно сказать, что в целом к появлению документа саморегулируемое сообщество отнеслось позитивно («лучше иметь хоть какие-то ориентиры, чем не иметь никаких»). В ходе круглого стола были представлены сразу несколько докладов с детальным анализом концепции развития, написанной ответственным за саморегулирование ведомством. Руководители СРО нашли в тексте концепции несколько взаимоисключающих деклараций, слишком туманные формулировки отдельных идей и существенное несоответствие заявленной форме. «Это не концепция. Здесь перемешаны выводы старого доклада о развитии саморегулирования, присутствуют критические отсылы к отраслевым особенностям, не выдержаны терминология и структура», - отметил один из участников обсуждения.

Руководители СРО нашли в тексте концепции несколько взаимоисключающих деклараций, слишком туманные формулировки отдельных идей и существенное несоответствие заявленной форме.

Впрочем, все критические замечания к документу нивелировал председатель комитета РСПП  по развитию саморегулирования Виктор Плескачевский, который заявил, что принятие данной концепции носит «технический характер, т.к. новая редакция закона “О саморегулируемых организациях”, которая основывается на данной концепции, уже написана и прошла Минюст».

Однако понимания, что дальше делать участникам саморегулирования и как совместить существующую объективную реальность с идеальными моделями министерских специалистов по развитию экономики, данное замечание не прибавило.

Например, в строительной отрасли в силу закона существует обязательное членство в СРО для компаний, оказывающих услуги по выполнению работ, влияющих на качество и безопасность объектов капитального строительства. А в концепции предложено не учитывать, на каких именно работах специализируется компания - на рытье котлованов или на проведении строительного контроля, и рассматривать все виды строительных работ как один вид деятельности -«строительство».

Другая коллизия связана с ролью национальных объединений СРО. Сейчас НОСТРОЙ (Национальное объединение строительных СРО) обладает функциями контроля деятельности СРО. Авторы концепции предлагают ввести добровольное членство СРО в национальных объединениях СРО соответствующего вида, но тогда непонятно, кто будет осуществлять контроль деятельности СРО с обязательным членством? Неужели опять государство?

Но настолько кардинальных противоречий набралось совсем немного. Согласно резолюции, принятой участниками круглого стола за основу, появление концепции, которая дает вектор и направление развития саморегулирования, они оценивают позитивно.

Не слышат или не спрашивают?

Относительно «признания» или «непризнания» со стороны Министерства экономического развития особенностей регулирования строительства в России по большому счету обольщаться не стоит. Объективно эти особенности существуют, и дискуссия о том, как они могут быть интегрированы в унифицированные схемы, ведется не первый год.

- Принятие концепции еще раз подтверждает, что саморегулирование существует и у правительства России нет сомнений, что система сформировалась и эффективно функционирует, - подчеркнул президент НОСТРОЙ Николай Кутьин. - Сейчас нам важно конкретизировать и вносить свои консолидированные предложения на стадии реализации концепции в законодательных и нормативных актах - как по совершенствованию законопроекта с поправками в 315-ФЗ, так и по предложениям и инициативам Минстроя об изменении нашего профильного законодательства.

Замруководителя аппарата НОПРИЗ С. Чернов указал на целесообразность представления пунктов концепции в виде плана мероприятий (т.н. «дорожной карты») по совершенствованию механизмов саморегулирования.

Участники обсуждения отмечали, что меры по реализации концепции, включая проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, должны приниматься по согласованию не только с федеральными органами, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей отрасли, но и с предпринимательским или профессиональным отраслевым сообществом, т.к. в данном случае очевидно, что Министерство строительства и ЖКХ защитить отраслевые особенности при утверждении документа оказалось не в состоянии.

Замруководителя аппарата НОПРИЗ С. Чернов указал на целесообразность представления пунктов концепции в виде плана мероприятий (т.н. «дорожной карты») по совершенствованию механизмов саморегулирования.

- Реформы должны быть постепенными, не следует сразу кардинально менять сложившиеся отношения, а последствия каждого предложения нужно просчитывать,- считает вице-президент СРО «Объединение нижегородских строителей» А. Мешалов. Он предложил отметить в резолюции необходимость сохранения обязательного членства в СРО строительной отрасли, в национальных объединениях СРО, а также наделить национальные объединения саморегулируемых организаций правом утверждать стандарты и правила, обязательные для всех.

- Отсутствие законодательно закрепленных норм, обязывающих государственные органы прислушиваться к мнению профессионального сообщества, сводит на нет многочисленные усилия и работу национальных объединений, - отметил гендиректор СРО «Строительное региональное партнерство» М. Федорченко. В частности - проведенная НОСТРОЙ огромная работа по стандартизации уперлась в нежелание государственных органов разработанные стандарты признавать.

В любом случае очевидно, что принятие концепции поставило окончательную точку в определении роли СРО как организаций, осуществляющих разработку отраслевых стандартов и защищающих интересы отрасли в ходе квалифицированного диалога и консультаций с органами государственной власти всех уровней. Профессиональное сообщество к диалогу готово. Готовы ли отраслевые министерства?

Резолюция круглого стола будет опубликована на сайте НОСТРОЙ и направлена в федеральные органы государственной власти, причастные к развитию российского саморегулирования.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика