Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 97.83
Евро 105.45
Юань 1.36

Европа судится с Россией: очередная угроза или начало серьезных действий?

разрешение споров вто Фото: Александр Петросян/Коммерсантъразрешение споров вто Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ Европейский союз подает на Россию первый в ее истории иск в суд за нарушение правил ВТО

Причиной столь кардинальных мер стало недовольство утилизационным сбором. В торговой организации наша страна состоит менее года, и вопрос вступления в нее, с точки зрения экспертов, изначально был довольно спорным. OK-inform разбирался, «приживется» ли Россия во Всемирной торговой организации, или европейское сообщество так и не примет местные порядки.

Напомним, законопроект об утилизационном сборе был принят и начал действовать в России еще с 1 сентября прошлого года. Согласно проекту, базовый размер сбора на легковые автомобили, произведенные как на территории России, так и за рубежом (кроме стран Таможенного союза) составляет 20 тыс. рублей, на грузовики и автобусы - 150 тыс. рублей. Вместе с тем, крупнейшие отечественные автопроизводители, по мнению представителей, получили некий карт-бланш. 

Спустя почти год ЕС почувствовал себя обманутым и потребовал от России «играть по правилам».

ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», группа компаний ГАЗ и Sollers приняли обязательства безопасной утилизации произведенных ими машин, что освобождает от таких выплат. 
Подобных гарантий иностранные производители дать не смогли.

- Необходимых мощностей для утилизации подержанных иномарок на территории России у зарубежных производителей попросту нет. Получается, их поставили перед следующим выбором: либо выплачивать представителям российского автопрома за услугу утилизации техники,  либо вывозить машину обратно, что так же невыгодно предпринимателям, - прокомментировал OK-inform руководитель крупной консалтинговой компании Николай Вильчур.

По мнению других экспертов, утилизационный сбор был введен с целью смягчить последствия от вступления в ВТО для российских автопроизводителей. И на тот момент Евросоюз поддержал такое решение. Однако спустя почти год ЕС почувствовал себя обманутым и потребовал от России «играть по правилам». 

Надо сказать, Россия, действительно, поддержала своих производителей при вступлении в ВТО. Это коснулось самых разных сфер, от сельского хозяйства до того же автопрома.

В данном случае, в результате переговоров все же была достигнута договоренность о полном выравнивании утилизационного сбора на отечественные и импортные авто. Правительство РФ даже внесло в Госдуму соответствующие поправки к закону «Об отходах производства и потребления». Однако рассмотреть их в весеннюю сессию вечно занятые депутаты так и не успели, но пообещали приступить к делу уже в сентябре. Насколько слова народных избранников окажутся подкреплены на деле, покажет время.

Тем временем, замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова приступила к переговорам. Шутка ли, когда представители 27 европейских государств подают иск в суд. По правилам ВТО, участникам спора отводится 60 дней на его внесудебное урегулирование. 

По истечении этого срока истец имеет право потребовать формирования третейской группы. Таким образом, встреча сторон в суде может состояться уже 7 сентября. Если Россию признают виновной в нарушении правил ВТО, правительству будет дан определенный срок для устранения нарушений.

Но ничто не мешает обеим сторонам примириться еще до окончания судебного процесса. Впрочем, даже по окончании установленного срока Евросоюз сможет в очередной раз обратиться в ВТО с предложением о санкциях. 

А на их согласование по закону отводится еще три месяца. Как показывает практика - разбирательства во Всемирной Торговой организации длятся до пяти лет. 
Все это время утилизационный сбор может действовать, так как до соответствующего решения суда он не может считаться нарушением.

Примечательно, что вопрос помощи национальным производителям в рамках ВТО эксперты в России начали обсуждать задолго до появления таких проблем, как нынешняя с утилизационным сбором. Многие аналитики полагают, что запрет на субсидирование «своих» в рамках ВТО всегда был только мифом, а поддержкой своего производителя занимаются практически все европейские страны.

- Существует мнение, что странам-членам ВТО запрещается субсидировать «своих», - комментировал доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Александра Коваль. - Но на практике каждое государство так или иначе субсидирует национальных производителей. Это разрешается делать до тех пор, пока другая страна-член ВТО не попытается оспорить законность этого, определенного субсидирования.

Выходит, этот «момент» был задолго спрогнозирован экспертами, и вот он настал. Остается только догадываться, какие из прочих российских «поблажек» возмутят Всемирную торговую организацию в ближайшее время.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин и Арина, водитель и школьница, 40 и 12 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии